Командировки - не вошедшее в отчеты. Часть 1

Игорь Хлынов
Радиация

 Начнем с Чернобыля, в ночь аварии я проезжал в нескольких километрах от станции, возвращался из командировки, во время взрыва был как раз между Киевом и Гомелем, теоретически мог и подхватить пару рентген. После 9 мая, был в Киеве, еще удивили пустые улицы и свободная продажа алкоголя, народ активно выводил из организма стронций. Потом переехал в Черкассы, ходили с главным метрологом по берегу Днепра с отечественным дозиметром  и отмечали полоски пляжа, где дозиметр просто зашкаливал, потом в его кабинете активно выводили стронций украинской горилкой с перцем (плавал там, в бутылке перчик). Выводили очень активно, привлекая к процессу молодых работниц лаборатории. Ну там скорее можно было подловить другую заразу, а не радиацию, но все обошлось.
 Летом привезли на экспертизу оборудование из Чернобыля, интересная позиция, присылать на экспертизу оборудование – заводу изготовителю. Приборы пришли настолько ржавые, как будто год пролежали под дождем. Хорошо начальство приняло решение не осматривать их, а просто заменить на новые и отправить обратно. Слава богу, я не поехал устанавливать их. Парень, который ездил, вернулся через месяц с лейкемией, правда он за одно управлял там нашим (рублевым) роботом, может и нахватался радиации во время управления. Отправили его в санаторий, больше на заводе его не видели, ходили слухи, что дали инвалидность. Это конечно насторожило, но все равно, как-то не испугало, мы слишком мало знали о радиации. Мой напарник даже радовался, его тетя, умудрилась обменять комнату в коммуналке на трехкомнатную квартиру в Гомеле. Мы даже как-то заезжали к ней, тетя была довольна, только жаловалась, что ноги стали болеть, ходить не может, а так все замечательно.
 Еще был Красноярск-26, прекрасный городок, маленький, уютный. Там без очереди продавалась копченая колбаса, что было удивительно, тем более для Сибири. Меня звали туда главным метрологом завода, давали квартиру, кучу всяких льгот. Но жена отказалась бросать коммуналку и любимый город. А я бы, наверное, уехал, не смотря на пару реакторов, которые пришлось бы обслуживать. Может я там и получил пару доз, а может и нет, там везде стояли дозиметры, но как они были настроены, ни кто не знает. Хотя, когда народ просил где самое опасное место? Прошли в столовую, на кухне открыли бочку селедки, поднесли дозиметр - результат ошеломил - в 10 раз выше нормы.   
 A может - Северодвинск? Там была примечательная история. Приехали по срочному вызову, как раз после гибели “Комсомольца”. В совершенно пустом цеху стоит наше оборудование, такое впечатление, что здесь месяц ни кто не появлялся, все в пыли, никаких следов работы. Оборудование ржавое, вскрыл блок электроники и опешил, микросхемы проржавели, платы одно сплошное ржавое пятно. Такое я видел впервые, спросил
  - Вы что приборы кислотой поливаете?
 - Нет, просто у нас была утечка топлива, при монтаже реактора. Уже все оборудование в цеху утилизировали, остался только ваш прибор, посмотрите можно его восстановить?
Ну, веселые попались ребята. Высказал все, что о них думаю, далеко не в парламентских выражениях. Решительно пошел к руководству завода и попал на доклад госкомиссии по гибели “комсомольца”, таких выражений с трибуны, я никогда не слышал, уважаемый человек, главный строитель огромного завода, так крыл матом, что вяли не только уши, но и многое другое. И это все происходило в присутствии академиков и членов корреспондентов. Из всей речи я понял лишь одно – сволочи, загубили такую лодку, которой просто уже никогда не будет! На этом фоне мои проблемы казались просто мелочью. Написал заключение и уехал домой! Но какую-то дозу прибавил, к ранее накопленным.
 Ну а самую большую дозу я, скорее всего, получил в родном городе. Случилось это в середине 90-х. Голодные годы, цены изменялись по нескольку раз в день, зарплату выдавали каждую неделю. После успешного развала ЛОМО, я пошел работать дежурным электромехаником, работа радовала тем, что отработав сутки, трое был свободен. Мог заниматься своим бизнесом, который тоже дышал на ладан, промышленность остановилась и в моих услугах мало кто нуждался. Да и “кидалово” процветало пышным цветом. Помню, выполнил работу для Казахстана, хороший контракт, собирался на деньги от него купить машину,  но когда пришли деньги, удалось купить серьги на день рожденье младшей дочери. И приглашение друга, он тоже ушел с ЛОМО, и работал главным инженером в частной компании, было как никогда во время. Работа была высокоинтеллектуальная, надо было поставить забор на новой площадке. Компания  арендовала бывший военный городок на Васильевском острове, но с обременением – третью часть территории необходимо отгородить забором. Вот для этой работы меня и пригласили. Я влился в бригаду из 3 человек: бригадир – Михал Михалыч (за глаза Мих Мих) полковник, бывший комендант этого городка, не гигант, но в свои 60 лет, спокойно поднимал железяки весом больше 100 килограмм; вторым был Витя, подполковник, тоже служил в этом городке,  но с расформированием части, ушел в отставку. Третьим  был я.
Пол дня потратили на подготовку к сколачиванию забора, распределили обязанности и начали трудиться. За неделю сколотили и установили забор. Когда получали деньги за забор, я спросил
 - зачем он нужен?
 - Здесь был могильник, да  проржавела емкость с радиоактивными отходами, образовалось пятно, вот мы его и оградили.
 - ???
 - да не беспокойся, мы здесь 10 лет отработали, и ничего не случилось.
Глядя на них, поверил, мужички здоровые, кровь с молоком.