Питьевая вода - вчера, сегодня и завтра...

Евгений А.
Мне повезло с водой в первые десятилетия жизни – в первом была колодезная вода из-под меловой горы Свенского монастыря, а во втором – артезианская из недалеко расположенной глубокой скважины, что, увы, иссякла в начале 80-ых… Оба образца воды были почти одинаково чисты и вкусны, а их минеральный состав позволял заваривать чай не хуже «мытищенского» , поэтому необходимости дополнительной очистки воды не было принципиально. Кроме того, водопровод и его арматура изнашивались гораздо медленнее, чем после перехода на речной водозабор, что тихой сапою пришел в «десятилетие застоя»…

Ухудшение качества воды печально совпало со смертью Брежнева, а чуть позже – с психофизиологическими кризисами у моих родителей, что закончились их разводом и инфарктом отца. После чего он многое переосмыслил в свете ЗОЖ – применяя методики Микулина и Амосова, но первый водяной фильтр Родник-3М, что ПО «Сорбент» начало выпускать с 1985 г. (опытная модель была выпущена еще в 72), мы установили лишь в 1988 – за полгода до смерти отца от инсульта. И сопоставляя сегодня эти события и даты, я отчетливо вижу их зависимость – резкое ухудшение воды-климакс-инфаркт-инсульт…

Любители научной фантастики помнят, как получив в госпитале Торманса посылку с "Темного Пламени", Фай и Эвиза пили настоящую земную воду:

"Она сняла с его колпака тяжелый белый барабан и, с некоторым усилием поставив его на окно, ввинтила синий корпус в специальный выступ верхнего края. Среди снаряжения Эвизы Родис нашла высокий стакан, прозрачный до невидимости, и, повернув конус, налила в сосуд столь же прозрачную жидкость. Родис осторожно пригубила ее, лицо ее засветилось удовольствием. После минерализованной, нечистой, пахнущей ржавым водопроводом и дешевым бактерицидом воды столицы был неописуемо приятен вкус земной воды..."

Похожее испытали и мы с женой, когда в конце 90-ых тестировали водяной процессор (назвать его "фильтром" будет уже архаично) "Изумруд" с электрохимической активацией (ЭХА). Но для начала опишу брянскую ситуацию с водой в 90-ые.

В то десятилетие в СНГ хлынул вал импортной водоочистительной продукции и магазины наполнились красивыми и технологичными фильтрами и аксессуарами к ним – шлангами, кранами и расходными картриджами. Массовые фильтры на 90% из них и состояли, а замены требовали более частой, чем «Родник» (иной картридж стоил 3-5 наших фильтра в сборе). Появились и сверхдорогие устройства «обратного осмоса» (в том числе и наши «конверсионные») – пропускающие воду через особую пленку, но производительность их была низкая, а российская вода быстро «забивала» тончайшие поры мембран. В некоторых поставках (как и сейчас в общепитовских) вода дополнительно обеззараживалась ультрафиолетовой лампой и накачивалась компрессором в бак-накопитель, откуда с необходимым расходом подавалась в отдельный (питьевой) кран…

Все это было замечательно, но дорого (более $1500), но главное – вода на выходе так и не становилась вкусной и явно уступала хорошей ключевой и артезианской. Минерализация и кислотность такой воды были постоянны и не могли изменяться при необходимости, а ее бактерицидность (как и отсутствие размножения бактерий в самом приборе) не была гарантирована принципиально и доказательно…

И лишь в конце 90-ых происходит качественный прорыв – после десятилетий изучения ЭХА, лаборатория В.М.Бахира изобретает активаторы воды ПЭМ (главной целю исследований был замкнутый цикл очистки воды для морских судов и космонавтики), а НПО Экран выпускает целую линию массовых приборов на основе униполярного активатора ПЭМ-3.
От себя добавлю, что сам и знакомые еще в 80-ые увлекались кустарной ЭХА – или т.н. приборами «живой и мертвой» воды. Обычно их делали с графитовым анодом и катодом из нержавейки (видел и титановые) и, разделенные брезентовым мешком, там получались пресловутые анолит и католит, но пить эти электролиты было нельзя, а лишь использовать в лечебных и антисептических целях…

Ноу-хау активаторов ПЭМ стала коаксиальная конструкция с электродами из титана, что позволило получить рекордную напряженность электрического поля в проточной воде - адекватную грозовым облакам, а сложением двух униполярных активаторов – обеспечить биполярный электролиз с нейтральной водой на выходе. Еще раньше униполярные активаторы применили для производства дешевого антисептика из водопроводной воды – предложив его медучреждениям для замены едкой и токсичной «карболки»!

Итак, в конце 90-ых мы купили один из первых приборов ЭХА – Изумруд К, похожий на нынешний Изумруд КФ, состоящий из двух активаторов, блока питания и т.п. в одном корпусе, который подключался тремя гибкими трубками – вход, выход и дренаж. Через дренаж выходила «плохая» вода – содержащая все отделенные примеси (на вкус просто омерзительная), но, как гласит теория ЭХА, экологически безопасные. Прибор питался от сети и потреблял 30-40W в активном режиме – включаясь с протоком воды, но степень активации (и деминерализация на выходе) зависела от ее напора, что конечно было непрактично.

Главным минусом Изумруда остается необходимость отстаивания активной воды для улетучивания газов и ионной нейтрализации (хотя для медицинских и геронтологических целей это было то, что нужно), почему пришла мысль включить следом имеющийся Родник. Это было мудрое решение – уголь фильтра сразу «разряжал» воду, а ее активные свойства обеззараживали сам уголь, где обычно кишат колонии бактерий. Вкус выходной воды был выше всех похвал и несравним даже с суперфильтром от Цептор.
Вода сохраняла отличные свойства несколько дней и мы загодя набирали 5-литровые пластиковые бутыли для питьевых целей, а так же потрясающего мытья головы – там был усиленный эффект дождевой с полным промывание волос за всего один раз!

Но были и неудобства – активаторы забивались кальцием и требовали промывки не реже раза в 3-6 месяцев, причем это был сложный и опасный процесс (использовалась соляная кислота). Пластиковые трубки (как в капельницах) темнели и трескались, а способ подключения к водопроводу оказался утомительным и ненадежным. Блок питания фильтра давал помехи на радиоаппаратуру, а упрощенный «датчик воды» работал ненадежно, и в случае набора воды без включения тока – она очищалась лишь вторичным Родником (кстати, я это сразу ощущал на вкус).

Увы, конструкция и исполнение Изумруда очень напоминают «люстру Чижевского» от завода Диод, где для рентабельного мелкосерийного производства все было максимально удешевлено. Но как оказалось, подделки под Изумруды и того хуже...

Сегодня у моего экземпляра износились трубки и подтекают уплотнители активаторов, но я не хочу их разбирать без рекомендаций разработчика. И сейчас решаю вопрос – приобретать последнюю модель московского Изумруда, или же альтернативную от НИЦ «Икар» в Ижевске - Изумруд-СИ, что потрясает возможностями и исполнением, хотя цена там будет наверняка под стать ее космическим данным…

В свое время на Йогине.ру мы начинали с Сергеем Агапкиным тему Изумруда (он тоже его пользователь), но опыта и выбора еще было мало. А сегодня, когда из брянских кранов стабильно течет грязная, зловонная вода и приходится ежедневно покупать питьевую минеральную (Смирновскую и Архыз), это становится вопросом выживания...

(ссылки решил не выкладывать, но если интересно - оригинал со ссылками здесь: http://noogen.borda.ru/?1-18-0-00000015-000-0-0-1252495729 )