Как мы ум покупали

Кирилл Рожков
Да не сойти мне с этого места, о достойнейшие читатели, ежели описанная ниже история не является правдой.

Когда учитель в школе рассказал нам про Ходжу Насреддина, то мы с Ильей Угневым запали больше всего на то, как Ходжа покупал на базаре ум. Впрочем, может, и не сам Насреддин покупал, а наоборот – не сильно путевый его протеже, которому как раз Ходжа и посоветовал отправиться на торги за умом. Сейчас уже точно не помню.

В общем, этот доверчивый человек наивно бродил целый час по местному огромному базару и спрашивал, где здесь ум продают? Натыкался на удивление, взрывы хохота и фразы типа: «Глупый, что ты мелешь?!» Затем слухи о столь необычном дознающемся покупателе поползли, ясное дело, очень быстро и – вскоре Насреддин (или его ученик, повторяю, точнее не припомню) стал жертвой мошенников и аферистов. Некие трое гавриков зазвали его, насыпали ему полную шапку ума и взяли приличную сумму. Когда же тот вернулся с гордостью домой и рассказал, что он купил, старший товарищ решил его проверить и спросил для начала, сколько будет дважды два? «Кажется, три» – последовал ответ после некоторого раздумья. И все захохотали еще громче, чем на базаре, да принялись издевательски шутить вроде – «шапка у тебя, наверное, дырявая!» Но старший патрон (Насреддин или уж кто) утешил заохавшего обманутого младшего, сказав, что все-таки нечто к разуму определенно прибавилось даже в такой ситуации: «Теперь ты, по крайней мере, знаешь, что ум на базаре не продают!» И дальше юродивый мудрец раскрыл смысл своего благословения на экстравагантную покупку:

– Я тебе с самого начала наказал: «Все деньги не отдавай – чтобы потом их с умом тратить». Ты послушался. Вот теперь купи на оставшиеся деньги перо, чернила, бумагу и книги. И не сразу, но, если проявишь старание, ты обретешь то, что не продается так запросто!

Этим кончалась восточная сказочка.

Но мы с Ильей решили проверить – действительно ли не продают ум-разум на базаре? Во всяком случае, повод для приключения найден был.

Мы не сильно долго думали, какой базар нам выбрать – на Усачевский крытый рынок наши мамы и бабушки ходили еще с незапамятных времен.

И мы с Илюхой направились на Усачевку. Если в прочитанной и даже прослушанной на пластинке байке базар, значит, был жаркий и над ним возвышались минареты, то открывшийся перед нами огромный купол был занесен снежком, а вдали дымили фабричные трубы.

Под куполом было всё обычно – гудели голоса, колхозники суетились за прилавками, а покупатели тащили сумки. 

Но мы решили делать всё именно так, как Насреддин. Искать, задавая вопросы: у кого под прилавком-де ум?

Первым на глаза попался ближний продавец каких-то снулых овощей. Он сидел в глубокой меланхолии, иссохший и мутноглазый.

– Вы не подскажете, где здесь ум продают? – спросил я его вполне деловито (как и звучало у меня дома на пластинке).

Продавец вскинул туманные грустные глаза и испуганно-удивленно переспросил:

– Ч-что?

– Вы не подскажете, где здесь ум продают? – спросил я громче.

Тот полминуты «переваривал», вытаращив глаза еще больше и хлопая ими. Затем, так же непонимающе, повторил:

– Что??!

– Где тут, – показал я уже жестом вокруг – по всему рынку, – ум продается?

– Да ну! – досадно-раздраженно махнул рукой иссохший грустный торговец и отвернулся, всем видом показав, что больше говорить не желает.

Я обернулся в поисках Ильи. Однако Угнев пропал.

Я немного заметался и принялся искать его глазами. Что случилось?! Но через полминуты я его нашел. Мой товарищ стоял через прилавок, спрятавшись там – за грузовым лифтом в специальной квадратной в основании башне.

Я направился к нему и, уже невольно взяв инициативу в свои руки, последовал дальше по рынку. Илюха деревянно топал сзади.

Нам попалась идущая наперерез дама с большим тюком. Вся очень серьезная и со сдвинутыми бровями.

Я поинтересовался теперь у дамы:

– Вы не подскажете, где здесь ум продают?

Она, как и первый встреченный нами, переспросила.

– Ум, – повторил я снова.

Дама переспросила уже молча, выразительно.

– Ум, у-ум! – повторил я изо всех сил.

Поняв, строгая леди сдвинула брови еще сильнее, насупилась еще суровее и отчеканила очень резко и весьма-весьма жестко, назидательно:

– Ум, я думаю, нигде не купишь, если его нет!!

После чего возмущенно потащила свой тюк и скрылась. Так что я больше ни о чем не успел ее спросить. Но как-то не обиделся. К тому же снова пропал Илья…

Герой отыскался, когда я повернул за еще один прилавок. Словно по мановению волшебства он переместился именно туда…

Пока что встреченные нами, как видите, оказались не сильно приветливы. Но я не унывал, а направился к новому встречному – большому курчавому, сверкающему зубами, глазами и усами человеку. Интересно, что покупал он тут?

В ответ на вопрос тот расхохотался – громово, сверкая всеми зубами, белками глаз, так что, кажется, даже кончики усов подергались. Чуть улыбалась и его спутница – тонкая робкая девушка, остановившаяся за его правым плечом.

– Ха-ха! – фыркнув от души, ответствовал курчавый-зубастый-глазастый, выставив вперед указующий палец. – Тебе анекдот рассказать в тему? Слушай!

И он довольно артистично изобразил своим хриплым голосом диалог двоих:

– Знаешь, чьи мозги самые дорогие?

– Чьи же?!

– Бас-гитариста.

– А почему??

– А сколько их надо поотстреливать, чтобы мозгов на один килограмм собрать!

После чего рассказчик снова зубасто-глазасто похохотал, взял под руку свою девушку и – потопал в сторону. Всё еще поглядывая на нас с выражением типа: «Н-да, ну вы рулите, друзья!»…

Кого еще суждено было нам встретить на пути?..

Следующий попавшийся нам гражданин в ответ на уже сами понимаете какой вопрос не сказал уже совсем ничего. Просто молча отвернулся и смятенно кинулся прочь почти бегом. И даже не посмотрел больше на нас…

Но наш дальнейший путь не окончился. Он упирался в лоток с сочной кучкой хурмы, за которой сидел мужчина смуглый и жгуче чернявый.

Я приблизился. Краем глаза я увидел, что Илья определенно прячется за мою спину. Ну ладно.

Я задал жгучему все тот же вопрос.

Жгучий усмехнулся. А затем вполне деловито объяснил:

– Вот видишь тот склад? До него, затем – направо; через два прилавка, на третьем – стоит нужный тебе человек. У него купишь!

Всё выслушав, я подумал, что чем дальше – тем действительно становится интереснее. Мыслью этой я хотел поделиться с Илюхой и заодно показать ему, куда именно теперь топать.

Илюхи за спиной опять не было. Впрочем, это меня уже не удивило. Однако обернулся я на этот раз быстро и, увидев, как он скачет за очередной угол, понял наконец, что он творил. Как только я задавал главный вопрос, Угнев срывался с места и бесшумно с огромной скоростью мчался прочь и где-нибудь скрывался, оставляя меня один на один с вопрошаемым. Но в то же время любопытно было ему определенно. И он, бедняга, метался между двух огней: каждый раз появлялся и – каждый же раз потом навострял лыжи. Что делать – парень явно переоценил собственную смелость, отправляясь на рынок вместе со мной за такой покупкой, за которой мы еще никогда не хаживали…

Искал я его на этот раз чуть дольше, но все-таки нашел.

Мы двинулись по маршруту, указанному жгучим брюнетом. И действительно там обнаружился лоток. И за ним в самом деле стоял дяденька.

Он был рус и голубоглаз. У него была меховая шапка-ушанка. А продавал он семечки: подсолнушные, арбузные, тыквенные и что-то еще в таком роде. Стаканами и целыми пакетами.

Я деловито достал деньги и протянул ему:

– Будьте добры, ум!

Русый дяденька кивнул. И деловито принялся насыпать нечто в пакет. Ну, совсем как в ту злосчастную шапку…

Мы стояли и смотрели. Илья на этот раз все-таки сдержался и не удрал. Хотя и пребывал в нескрываемом напряге.

Мимо снова двигалась суровая дама со сдвинутыми бровями и тюком. И кажется, еще кто-то уже знакомый…

А дяденька между тем положил на прилавок наполненный пакет.

– Так мне же ум! – сказал я, присмотревшись к содержимому.

Илюха озирался. Он увидел того самого жгучего, который тоже пошел к своему явно знакомому в ушанке, очевидно, собираясь что-нибудь спросить по части местного склада или еще чего.

Дядя в шапке-меховушке смотрел растерянно. Он то улыбался, то таращил глаза. Затем все-таки улыбка победила, и он сказал:

– Так семечки же вам, я правильно понял?

И подсы’пал еще ложку.

А со своего лотка на нас уже с невольным любопытством неотрывно глазел даже тот – понурый, иссохший, первый наш собеседник.

Как потом рассказал мне Илья, он долго думал в тот момент: может быть, на особом торговом жаргоне семечки называются – «ум»?.. И нас, значит, поняли по своему усмотрению…

Я четко и честно ответствовал продавцу-улыбе: вот этот гражданин объяснил, что идти надо к вам – именно у вас можно купить то, что нам нужно.

Черноволосый принялся тоненько смеяться, застенчиво прикрывая рот рукой.

На нас смотрели все: и он, и грустный понурый овощник, и строгая дама с тюком, и глазастый-зубастый со своей робкой и покорной спутницей. Все глядели на меня и на продавца семечек.

А дядя семечник снова невольно смешал удивление со смехом. И в конце концов смех снова победил.

– Ум?! Ишь ты! Нужен тебе ум! – промурлыкал он. – Тогда сначала надо проверить, действительно ли он нужен тебе! Ха-ха! Давай сними шапочку, и я посмотрю!

Тут, честно говоря, впервые испугался уже и я сам. Что же со мной собираются делать? Со мной, заварившим всю эту кашу?

Илья стоял рядом. И теперь подзуживал он. Вокруг нас уже собралась небольшая толпа любопытных.

– Да не бойся, не бойся! – хохотал дяденька с семечками. – Вот, дай своему приятелю шапочку подержать, а голову я тебе аккуратно посмотрю!

Я передал шапку Илье и наклонился. А дядя с семечками, словно доктор из поликлиники, вполне деловито осмотрел мне ласково голову.

– Всё понял! – сказал он. И произнес вердикт по результату осмотра, уже совсем не выключая улыбки: – Ум у тебя есть! Голова твоя молодая – светлая! Так что будь спокоен и иди домой! И учись хорошо! А покупать ум тебе вовсе не надо!

Я невольно поблагодарил продавца семечек. А он откланялся с еще новой улыбкой.

Мы пошли к выходу, и нас провожало снова множество взглядов, а косые улыбки уже у всех перешли в открытые. Люди шушукались между собой и смеялись, смеялись…

Засмеялись и мы. И когда выбрались на снежную улицу – тоже.

И в результате поехали с рынка домой в совсем хорошем, обнадеживающем настроении!

Особенно мы вспоминали веселого продавца в ушанке.

И не сойти мне с этого места, о достойнейшие читатели, ежели рассказанная выше история не является правдой.