Мемуары герцогини анастасии. глава 6

Софи Лавалле
Мы ещё немного посидели в гостиной, графиня разговаривала с Жоржем и Дереком, затем все отправились спать.
Но едва я коснулась постели, как поняла, что мне сегодня не уснуть! Мой неуёмный характер жаждал приключений. Надев  дорожный костюм, который состоял из панталон, камзола и плаща и, надев на голову шляпу, я решила спуститься в сад через окно. Было очень страшно, но жажда риска пересилила страх, и через некоторое время я уже стояла на твёрдой почве.
Осмотревшись и убедившись, что во всех окнах погашен свет, я быстрым шагом направилась к реке. Холодный ветер, напоминавший о том, что скоро придут осенние дни, срывал с меня шляпу, и мне приходилось придерживать её рукой.
Наконец, я пришла к реке и присела на камень, любуясь огромной золотой луной, висевшей в небе. На берег накатывали тёмные волны Луары, подбрасывая брызги воды в воздух.
Погрузившись в мечты, я не сразу услышала шорох, раздававшийся из-за деревьев в саду. Так как наш сад граничил с берегом, то, сидя у реки, можно было видеть и слышать всё, что происходило в саду.
Я насторожилась. Только сейчас я поняла, что сильно рискую, сидя здесь в столь поздний час, и с ужасом вспомнила рассказа мадам Пету о разбойниках, похищающих  юных девушек и продающих их потом на невольничьих рынках Востока.
Я вскочила, сердце моё бешено стучало. Но, прислушавшись, я поняла, что разбойники здесь совершенно ни при чем. Сгорая от любопытства, я услышала голос моей подруги Анны и графини Де'Ля Марш!
- Вы знаете, зачем вы здесь!- властно сказала графиня.
-Да, мадам, вы хотели поговорить со мной об  Анастасии!- ответила Анна.
Я вздрогнула. Так разговор пойдёт обо мне!
- Я хочу, чтобы вы убедили мою племянницу согласиться на брак с герцогом Де'Шар!
-Но я не имею влияния на Анастасию!- искренне ответила Анна.
Я невольно улыбнулась.
-Но вы её подруга, и в ваших девичьих разговорах могли бы намекнуть ей...- сказала графиня.
-Да,  мадам. Я постараюсь!- произнесла Анна, присев в реверансе.
-  Я буду ждать результатов!- сказала графиня и направилась в замок. Анна  же осталась стоять под деревом, как будто в нерешительности.
Я задумалась. Почему графиня так желает, чтобы я вышла за Пьера Де'Шар?!
Это было очень странно и совершенно мне не нравилось. Анна постояла ещё немного и тоже ушла. Я осталась одна.
Мои мысли спутались. Я бросила взгляд на окна замка Виктора и вскрикнула. В двух верхних окнах горел свет!
Не теряя ни минуты, я побежала к замку.               
Подбежав к воротам, куда я не так давно въезжала на Лизе, я услышала громкий оклик:
-Кто там?- я узнала голос сторожа.
В следующий миг ворота распахнулись, и я предстала перед ним.
Я стояла в нерешительности.
-Мамзель!- воскликнул сторож,- Вы в прошлый раз ушли, не попрощавшись! А мы так храпели от вашего вина!-
Я задрожала. Как я могла забыть об этой проделке с вином?! Что-то теперь со мной будет?!
Но сторож улыбался мне добродушно, и я успокоилась.
-Вы нам снова вино принесли?!- со смехом спросил сторож.
-Нет, мне нужно повидать хозяина замка!- храбро сказала я, решив, что правда сейчас лучше  лжи.
-К нему нельзя!- отрезал старик.
-Прошу вас! Скажите Виктору, что пришла Анастасия!- сказала я.
Имя Виктора подействовало на сторожа ошеломляюще, и он со словами: «Подождите чуток!», зашагал к замку.

Чтобы как-то убить время, я заговорила с юношей- внуком сторожа.
- Ты служишь здесь со своим дедушкой?- полюбопытствовала я, присматриваясь к юноше. Он был одного со мной возраста. Высокий, стройный, с волнистыми русыми волосами и робкими голубыми глазами, он напоминал мне какого-нибудь мифологического пастуха, а связка ключей в его руках казалась мне свирелью.
-Да, мадемуазель!- с поклоном отвечал «пастушок».
-Как твоё имя?- спросила я.
-Тирсис Курэ - отвечал юноша.
Я удивилась. Какое необычное имя! Я всё больше уверяла себя, что юноша - вылитый пастух!
- Анастасия Олье-Мане!- представилась я в свою очередь.
Вышел старик и с поклонам сказал мне:
- Мадемуазель, позвольте проводить вас в замок!
Я улыбнулась Тирсису, тот смущённо покраснел.
Я последовала за сторожем, делая вид, что в замке я в первый раз.
Старик,  сказав, что его зовут Лобье, довёл меня до двери кабинета Виктора, где я уже бывала.
Когда сторож с поклоном ушёл, я в волнении толкнула дверь и очутилась в кабинете.
Тут я чуть не вскрикнула, но, собрав волю в кулак, промолчала.
На кресле за столом сидел Виктор, устало опираясь на спинку кресла, а напротив... сидел принц Конде!
Виктор порывисто встал и, опустившись на колено, поцеловал мою руку, а принц Конде поклонился мне.
-Счастлив увидеть вас, мадемуазель Анастасия!- с хитрой улыбкой сказал принц. Про эту улыбку часто говорили при дворе, и она свела с ума  многих красавиц.
-Взаимно, принц!- отозвалась я, присев в реверансе.
-Анастасия, что случилось?!- спросил меня Виктор,- Скоро полночь! Почему ты здесь? Скажи, мы поможем тебе, а если какой-нибудь мерзавец покусился на твой покой, клянусь честью, я его!- грозно воскликнул Виктор.
-Виктор, умерь свой пыл! Дай же девушке рассказать!- улыбался принц Конде.
-Виктор, меня хотят выдать замуж за герцога Де'Шара!- со слезами сказала я.
Виктор порывисто обнял меня и тихо произнёс:
-Я никому тебя не отдам!
Принц Конде с улыбкой смотрел на нас. Я краем глаза  глянула на него и заметила в его синих глазах лукавый огонёк.
- Это уже решено?- в волнении спросил Виктор, устало проведя ладонью по глазам.
-Моя тётя графиня Де Ля Марш...- начала я.
-Благородная сваха!- воскликнул Виктор,- Теперь понятно, откуда эта безумная  идея с замужеством!
Принц Конде тоже внимательно слушал, сложив свои красивые загорелые руки на груди и чуть наклонив тёмно-русую голову.
-Она  будет говорить с моим отцом!- в отчаянии проговорила я, даже не стараясь унять слёзы, хотя мне было немного унизительно плакать при принце.
- Мы уедем!- вдруг вскричал Виктор,- Ведь всё равно невозможно постоянно прятаться, тайно встречаться!
Я радостно встрепенулась. За Виктором я готова была пойти куда угодно, только бы видеть его васильковые глаза и ощущать тепло его рук.
-Да!- порывисто сказала я.
-Нет!- раздалось вдруг. Мы с Виктором одновременно взглянули на принца, который произнёс это слово.
-Нет, друзья мои! Как вы себе это представляете? Виктор- революционер, вынужденный скрываться в замке вдали от Версаля, Анастасия- принцесса крови, герцогиня Олье-Мане, дочь министра! Да вас вмиг найдут и казнят, как предавших законы церкви и волю короля!- вымолвив всё это, принц как ни в чём не бывало откинулся в кресле, выжидательно глядя на нас.
Мы все в это время представляли собой весьма любопытную картину. Виктор горящими глазами поедал брата, одной рукой взъерошивая волосы, а другой обнимая меня. Я задумчиво смотрела в окно, чувствую, что от волнений у меня сейчас разорвётся сердце, а принц, спокойный, улыбающийся, рассматривал свои ногти и изредка покашливал.
Наконец, Виктор сказал:
-Я не боюсь трудностей, главное слово за тобой, Анастасия,- он опустил глаза, боясь, наверное, увидеть в моих страх и отказ.
-Я  готова на всё ради нашего счастья!- твёрдо ответила я, нежно приподнимая подбородок Виктора и улыбаясь.
Принц Конде, которого я буду называть Шарль, то есть просто по имени, соединил кончики длинных пальцев и задумчиво посмотрел на них.
- Вам следует немного подождать! Если ваше, Анастасия, замужество будет уже оговорено и вас назовут невестой...
-Я не намерен ждать, пока её назовут невестой чужого человека!- возмущённо вскричал Виктор.
-Придётся, брат! К тому же, я за это время смогу вам помочь...- Шарль посмотрел на нас, - Подобрать вам в сопровождение преданных людей!
- Да, наверное, ты прав!- проговорил Виктор, глядя на меня.
-Я согласна.- ответила я на этот немой вопрос,- Это не к спеху, к тому же, возможно, я сумею уговорить батюшку!- с сомнением добавила я, сама не веря своим словам. Отговорить отца от выгодного замужества, и предложить себе в мужья революционера, это было немыслимо!
На самом деле, я просто знала, что принц говорит правду. Ведь к поездке нужно подготовиться! К тому же, я хотела пожить ещё немного в родном замке, прежде чем понестись по бурному течению жизни!
Я, Виктор и принц разговаривали ещё полчаса, а затем Виктор проводил меня до замка, поцеловал на прощание, и сказал, что если я захочу снова пройти в его замок, то должна показать перстень, который он мне подарил, сторожу, и тот пропустит меня, как хозяйку.
-Ты и есть хозяйка!- улыбнулся Виктор, - Всё, что принадлежит мне, принадлежит и тебе, Анастасия!- он подкрепил свои слова нежным поцелуем и возвратился в замок.
Я была взволнована и хотела спать, и быстро взобралась по лесенке  через окно в свою спальню.
Как только голова моя коснулась мягкой подушки, заботливо взбитой доброй Бетой, я мгновенно уснула.***

С момента моей встречи с Виктором и принцем Конде прошло почти две недели. Графиня Де'Ля Марш уехала, поручив мне напоследок готовиться вступать во взрослую жизнь.
С каждым днём я всё больше осознавала, что мне опостылели эти вечные попытки выдать меня замуж и разговоры о моём поведении, и мне очень хотелось сбежать от всей этой суеты, туда, где буду только я и мой возлюбленный, но, конечно, я понимала, что это невозможно! Нас будут искать, шпионить за нами, или запрут меня в замке в одиночестве или постригут в монахини, чего мне хотелось меньше всего!
Но все эти мысли отступили на задний план, когда со мной приключилось одно необычайное происшествие.
Отец отсутствовал уже месяц, и на смену лету пришла осень. Наступили холода. Сильные порывы ветра, казалось, могут вырвать все деревья в саду. В тот  день, когда со мной случилось это приключение, всё утро лил дождь, но в полдень выглянуло яркое солнце, и я вышла на прогулку вместе с Мари, Жанеттой и Анной, которая в последнее время вела себя так, словно совершила какой-то проступок, и смотрела на меня виновато. Я справедливо полагала, что это связано с тем разговором в саду, который я нечаянно подслушала тёмной ночью. Я как прежде, стала относиться к Анне, как к подруге, и вскоре наша дружба возродилась, став ещё сильнее и крепче. Как раз в то утро Анна поведала мне о разговоре с графиней, и мы посмеялись, а Анна сказала: « Уж тебя-то, Анастасия, точно не уговорить!»
Так как было прохладно, и, несмотря на солнце, дул ветер, я оделась тепло.
Поверх тёплого платья я надела  шаль, на голову надела шляпу, аккуратно заделав под неё волос, на ногах у меня были чулки и тёплые туфли.
Принарядившись таким образом, мы отправились гулять. Жорж и Дерек вызвались быть нашими кавалерами. Пока Анна и Жанетта весело болтали с Жоржем, мы с Дереком шли впереди, разговаривая о политике и поэтах.
-Сейчас  служителям  пера  приходится  нелегко!- со вздохом сказал Дерек, глядя на небо, как бы призывая его в свидетеля своих слов.
-Несомненно, ведь король и дофин никогда не отличались любовью к правде и справедливости!- гневно отвечала я, поправляя шляпу, которая то и дело норовила слететь с моей головы.
-Да, это так, мадемуазель!
-Я просила называть меня Анастасией, Дерек!- улыбнулась я.
- Как вам захочется!- сказал Дерек,- Я пишу поэмы и стихи с пятнадцати лет! Но мой отец не поощрял этого, даже напротив, негодовал. Он ворчал, что поэзия- это удел неудачников, не способных работать руками!
-Я так не думаю! – непонятно зачем воскликнула я.
- Спасибо, мадемуазель!- сказал Дерек,- Я впервые встречаю девушку, с которой приятно говорить на серьёзные темы!- приложив руку к сердцу, добавил он.
Мы уже вышли за пределы нашего сада, попав в поле, покрытое инеем и засыхающими травами.
-Не правда ли, как романтично?!- воскликнул Жорж у нас за спиной. Анна и Жанетта кокетливо засмеялись.
Я хотела что-то сказать Дереку, но вдруг увидела Тирсиса, внука сторожа, который сидел под деревом и мечтательно смотрел на наш замок, башенки которого возвышались над садом. Солнце исчезло, и тучи стали собираться по всему небосклону, предвещая дождь.
Увидев меня, Тирсис покраснел, став ещё очаровательнее,  и поклонился.
-Тирсис!- воскликнула я, почти подбегая к нему. Почему-то я чувствовала к этому юноше большую симпатию, и меня тянуло к нему.
-Мадемуазель!- прошептал Тирсис, не в силах отвести глаз.
-Кто этот очаровательный Дионис, восседающий под деревом?- прошептала Анна, подходя ко мне.
-Тирсис Куре! Это мой давний знакомый и друг!- представила я Тирсиса подошедшим Дереку, Жоржу и Жанетте.
Жорж безразлично кивнул, тут же начав рассказывать Жанетте какую- то историю, а Дерек недовольно взмахнул рукой.
-Это мой двоюродный брат Жорж Олье-Мане!- представила я брата.
-Дерек Бишот-Стоун!- представился Дерек, всё ещё ревниво глядя на  меня.
-А я - Анна Эжердон! Очень приятно!- сказала Анна, не сводя глаз с прекрасного Тирсиса. Видимо, юноша  понравился ей, как Рауль, с которым она когда-то вкусила любовь.
-Вы пастух?- спросил Дерек с лёгким презрением.
-Нет, месье!- ответил Тирсис, - Я помогаю своему дедушке в работе!
-И кто же твой дедушка?- спросил Дерек.
-Что за вопросы, Дерек?- взволнованно воскликнула я, опасаясь, что разговор зайдёт на опасную тему.
-Сторож,- сказал Тирсис.
-Приятно было познакомиться!- сказал Жорж, - Но мы, пожалуй,  пойдём!
Жорж, Дерек и Жанетта пошли дальше, а я и Анна остались рядом с деревом, я так уверяла себя, точнее было бы сказать - рядом с Тирсисом. Красота, искренность и воспитанность этого лесного создания тянула к нему, как магнитом.
-А у вас не будет времени рассказать мне о некоторых травах?- спросила вдруг Анна,- Я хочу изучить ботанику, а вы, наверное, все травы знаете?!
-Я часто гуляю по лесу. Собираю лечебные коренья. Я могу показать их вам!- отвечал Тирсис.
-Прекрасно! Завтра я приду сюда! Вы будете меня ждать?- горячо сказала Анна. Моя отчаянная подруга назначила сказочному пастушку свидание!
 -Конечно, мадемуазель!- ответил Тирсис, но смотрел всё время на  меня.***