Мемуары герцогини Анастасии. Глава 5

Софи Лавалле
Жорж и Дерек восхищённо смотрели на меня.
-Ты уже настоящая хозяйка!- с гордостью приобнял меня брат. Я с удовольствием заметила тень ревности в изумрудных глазах Дерека.
-Сейчас нас накормят!- весело воскликнула я. - Пойдёмте же в столовую!- я упорхнула, призывая за собой юношей.
Когда мы расселись за огромным дубовым столом, я поинтересовалась у Дерека:
-Вы гвардеец?- видимо, в моих глазах он прочёл лёгкое презрение, потому что улыбнулся и ответил:
-Нет, мадемуазель! Я поэт!
Я ахнула и добавила:
-Зовите меня просто Анастасия!
Дерек благодарно улыбнулся.
-Мне нравятся некоторые стихи...- мечтательно протянула я, -Вот, например, «Ода французскому королю» Вольтера! Я в восторге от его сарказма, и как удачно подобраны эпитеты!- на моих щеках выступил яркий румянец.
-Анастасия, потише!- шепнул Жорж, - Как бы тебя шпионы Людовика не услышали!
Мы с Дереком переглянулись, в одно время, взглянув друг на друга с понимающей улыбкой.
-Жорж!- воскликнула я.
- Думаешь, его шпионы притаились вон в той кадке с розами?- заговорщицки прошептала я минутой позже.
Жорж нервно оглянулся.
Я захохотала.
-Братец, успокойся! В нашем доме никогда не ступит без нашей воли ни один шпион короля!- я невольно вспомнила Виктора и его антимонархические взгляды и сразу погрустнела. Я скучала по нему!
Жорж и Дерек обеспокоено воскликнули в один голос:
-Что случилось?
-Нет, ничего! Я просто проголодалась!- я улыбнулась. В это время Бета внесла в столовую омлет, дымящийся и восхитительно пахнущий пирог, и две бутылки вина.
-Спасибо, Бета!- поблагодарила я. Бета вышла.
-Ешьте, господа!- окинула я взглядом стол.
Мы в молчании съели омлет. Иногда я ловила на себе пристальный горящий взгляд Дерека или внимательный, обеспокоенный взор брата.
Когда мы приступили к пирогу, я услышала звон дверного колокольчика. Почти в ту же минуту наш дворецкий распахнул дверь, и я расслышала почтительное:
-Добрый день, мадам Жозефина!
-Здравствуй, Пьер - ответил нежный голос. Я вскрикнула от радости.
-.Друзья, пойдёмте вниз!- быстро сказала я юношам и бросилась в гостиную.
У дивана, снимая с белоснежных рук перчатки, стояла  маркиза Жозефина Де'Периньяк. Мадам Жозефина была моим идеалом. Всегда собранная, одетая с безупречным вкусом, со спокойными голубыми глазами, маркиза была главной дамой при дворе, после, разумеется, фаворитки мадам Дюбуа. Но если Дюбуа властвовала лишь в сердце короля, то маркиза была любимицей всех придворных дам и кавалеров. Причем Жозефина была молода, ей было двадцать четыре года.
Сейчас маркиза была одета в великолепное муслиновое платье, простое, но элегантное. Светло-зеленое, с атласной обшивкой, оно очень шло к её светло-синим глазам. На изящных, стройных ногах красовались туфли с золотыми пряжками, и казалось, что они принадлежат Золушке!
Маркиза Де'Периньяк была бледна лицом, но эта бледность только делала её ещё красивее. Темно-каштановые, густые волосы уложены в оригинальную причёску, и, ничем не сдержанные,  локоны рассыпались  по плечам. В руках Жозефина держала прелестную белую сумочку. Я в очередной раз восхитилась её изяществом. Голубые глаза ласково смотрели на меня.
-Анастасия!- мягко позвала маркиза, заключая меня в объятия. Я улыбалась.
-Маркиза! Я так соскучилась по вам!- воскликнула я, но через секунду погрустнела.
-Вы, верно, приехали к отцу? Но он уехал на совет министров...
-Нет-нет, милая!- взмахнула белоснежной рукой Жозефина,-Я хочу поговорить с тобой!
В это время в гостиную вошли Жорж и Дерек. Я представила их маркизе. Та благосклонно улыбнулась им.

-Итак, дитя!- сказала она, - Нам нужно откровенно поговорить!- маркиза не меняла тона, даже не показала это взглядом, но я поняла, что разговаривать мы должны наедине.
-Мы оставим вас!- сказала я Жоржу и Дереку,- Располагайте нашим домом, как своим!- я одарила юношей улыбкой и, взяв маркизу за руку, направилась с ней в свою спальню.
По пути маркиза заметила, что я сильно исхудала, и на  моих всегда тёплых щёчках появилась бледность. Я пробормотала что-то про « скуку» и поспешно опустила глаза. Маркиза может прочесть в них мою тайну!
Когда за нами закрылась дверь моей комнаты, маркиза присела на кресло и начала разговор.
-Милая Анастасия! Я вижу, что положение весьма серьёзное, и потому приехала!- Жозефина сложила прекрасные руки на коленях, - Несколько дней назад дофин Франции почтил ваш дом свои присутствием...
Я вздрогнула. С самого начала я знала, что разговор будет идти о Людовике!
-Да, мадам,- покорно ответила я.
-И...радушный приём хозяина поместья обрадовал принца, тогда как... хм... отношения с его дочерью, то есть с тобой, милая Анастасия, не заладились...- маркиза замолчала, выжидательно глядя на меня.
Я также не нарушала тишины.
-Ты понимаешь, чем это может обернуться для всего семейства Олье-Мане?!- с ласковым упрёком спросила Жозефина.
Я молчала.
-Принц- это сын короля! Будущий король! В его власти карать и миловать!
-Что ж, я очень жалею в таком случае Францию!- горячо воскликнула я.
Маркиза смотрела на меня с лёгким ужасом.
-Моя дорогая! Что за утопические взгляды!- сказала Жозефина, в волнении теребя перчатку,-Чем тебе так неприятен Людовик-Август?
-Он пошлый и пустой человек! К тому же, зачем объяснять, если человек тебе не по душе? Когда я увидела его, то сердце моё сразу же почуяло в нём врага!- воскликнула я.
Маркиза Де'Периньяк вздохнула.
-Милая, никто и не требует от тебя любви к дофину! Но уважение! Хотя бы приятная улыбка на лице и вежливое приветствие!
-Я была мила с ним, пока он не позволил себе ужасную вольность!- тщетно стараясь скрыть слёзы, сказала я.
-Какую же, дитя моё?- с интересом спросила маркиза.
-Он обнял меня... и... и говорил пошлости!- ответила я очень тихо.
-Ах, я понимаю! Но ты должна понять одно, Анастасия! В жизни не все люди будут с тобою милы и обходительны! Однако же, ты должна будешь терпеть! Конечно, до разумных граней! Потому что люди эти будут влиятельными! И дофин Франции, без сомнения, является таковой личностью! Если ты приглянулась ему, отчего бы ни  пококетничать? Это принесло бы тебе великую пользу, а твоему отцу - благодарную улыбку короля!
-Как вам угодно, маркиза!- ответила я.
Жозефина подошла ко мне, обняла меня и сказала:
-Я желаю тебе лишь счастья, дитя! Прошу же, послушайся меня! А сейчас мне нужно поскорее ехать в Версаль!- и маркиза открыла дверь.
-Ах, вот ещё что!- воскликнула вдруг она, - Через семь месяцев твоё представление ко двору! Будь же готова, милая красавица! Я уверена, ты затмишь всех дам!- улыбнулась Жозефина.
-Но не вас!- с обожанием воскликнула я.
Маркиза ласково улыбнулась и вышла.

Мари подавала мне ночную сорочку.
«Мадемуазель грустна!»- тихо заметила Мари.
Я грустно взглянула на Мари,
- Ах, милая Мари! Я скучаю по Виктору!- призналась я.
Мари молчала.***

Жорж и Дерек гостили у нас уже три дня. За это время я прониклась к Дереку глубокой симпатией и покрывалась румянцем, когда он смотрел на меня своими восхищёнными зелёными глазами.Его глаза привлекали меня, они тянули к себе магнетизмом. Но, восторгаясь глазами Дерека, я ни на минуту не забывала о васильковых глазах Виктора. Мы не виделись пять дней. И хотя теперь я знала, почему наши встречи должны быть редкими и тайными, всё равно скучала.
В воскресенье вечером пришло письмо от папы.
« Дорогая Настэ!- писал он « Я задержусь в Версале ещё три недели! Надеюсь, ты не грустишь в обществе Жоржа и его друга Дерека! Хочу предупредить тебя, что во вторник в наш дом приедет графиня Де' Ля Марш! Прими её радушно, ведь она твоя тетя! Целую тебя, дочь. Папа»!
Я держала в руках письмо, глядя на пламя свечи. Графиня Де'Ля Марш! Она слыла при дворе свахой, способной найти девице жениха за три дня! Я понимала, что её приезд значил лишь одно: меня хотят сосватать!***

В нашем замке начались приготовления к приезду графини. Целый день туда-сюда сновали лакеи, присланные мне отцом, Бета без устали пекла, жарила, варила изысканные блюда с помощью знаменитого повара Трамбле,который приехал к нам от короля.
Все подсвечники светились чистотой, и в них можно было смотреть, как в зеркало. Зеркала же и стёкла начистили так, что у меня резало глаза, когда я на них глядела.
Ковры и занавеси выстирали и высушили в саду. Благо, погода была прелестна! Светило яркое солнце, дул лёгкий тёплый ветерок, зелень уходящих дней лета радовала глаз.
Я заранее выбрала своё самое красивое платье и туфли с янтарными пряжками.
Платье моё было из батиста и бархата, с ручной вышивкой по краям подола, шёлковый голубой пояс под цвет глаз подчёркивал фигуру. Волосы мне уложила  моя горничная Жанетта, умевшая делать причёски не хуже самого лучшего парикмахера Парижа!
Волосы с затылка она зачесала, и моя шея была полностью открыта, а несколько моих светлых локонов кокетливо спадали на плечи.
Хотя графиня должна была приехать только под вечер, в двенадцать часов пополудни я была полностью готова принять её.
В оставшееся время мы с Дереком сыграли в карты. Так как Дерек всё время любовался мной, то к пяти часам он проиграл мне два ливра.
-Месье!- воскликнула я,- Смотрите, пожалуйста, на карты!
Дерек опустил глаза.
-Мадемуазель так прекрасна, что я не могу оторвать взгляд!- взволнованно сказал он.
Я усмехнулась и тут  же стыдливо потупилась. Как это неприлично для девушки - усмехаться! Но ухаживания Дерека мне казались очень забавными!
Ровно в пять вечера в гостиную вошла мадам Пету и велела мне привести себя в порядок, так как экипаж графини замечен недалеко от нашего замка.
Я стала быстро подбивать платье и подвивать пальцем локоны.
Через десять минут послышался громкий стук в ворота, а ещё через минуту в гостиную вошла графиня Де'Ля Марш. Я подошла к ней и склонила колено. Но графиня была моей тётей, и потому она подняла меня и поцеловала в щёки.
-Милая племянница!- красивым голосом воскликнула графиня.
-Тётя!- в свою очередь сказала я.
Я никогда до этого не видела графиню, но слышала, что она красива. К  моему удивлению, мы с ней были очень похожи! Графиня была высокой и стройной, даже худощавой. Ее лицо с высокими скулами было мраморно-белым, но на щеках играл румянец. Правда, я не была уверена, что румянец настоящий, ведь в то время в моде были искусственные румяна и белила. Глаза графини смотрели немного надменно, но всё же с добротой, и были тёмно-голубого цвета. А её губы  были  как будто аккуратно вырисованы  умелой кистью художника, и горели ярким рубиновым цветом.
- Моя дорогая! Я не видела тебя уже пятнадцать лет!- воскликнула графиня, обнимая меня.
Значит, тётя видела меня, когда  мне был год! Но, конечно, я её не помнила!
-Я рада принять вас в своём доме, графиня!- сказала я.
-О, прошу, называй меня только тётя!- поморщилась графиня.
-Да, тётя, пройдёмте в столовую, ужин уже готов!- мы поднялись в столовую, и почти одновременно с нами туда вошли Жорж и Дерек.
- Графиня!- воскликнули они одновременно, опускаясь на колено.
-Юноши!- с интересом оглядела их тётя, как бы прикидывая какие из них выйдут женихи, и милостиво протянула руки для поцелуя.
Наконец, после приветствий, мы расселись за столом, и тут же вошли лакеи с блюдами. Трапеза началась.
Графиня постоянно смотрела на меня, с добротой в глазах, но оценивающе.
-Чем ты увлекаешься, Анастасия?- спросила вдруг графиня.
Я ответила без промедления:
-У меня своя конюшня! И я развожу розы в саду, у меня уже пять клумб!- очевидно, глаза мои загорелись, а щёки раскраснелись, потому что тётя ласково смотрела на меня, но потом сказала:
-Моя милая, не вредно ли для молодой девушки сидеть на лошади?
-Нет! Я люблю лошадей! И до сих пор здорова!- воскликнула я,- Я могу показать вам свою конюшню!
-Непременно!- улыбнулась графиня.
-Сколько дней вы будете гостить?- спросила я.
-Неделю.- кратко сказала графиня, вытирая руки салфеткой.
Я вдруг подумала, как графиня Де'Ля Марш не похожа на маркизу Де'Периньяк. Маркиза с её жизнерадостным характером и строгая графиня. Мне больше нравилась Жозефина, и мне было стыдно от этой мысли, ведь графиня моя тётя!
Когда ужин закончился, мы с графиней отправились на конюшню.
Когда  мы дошли до моей любимой Лизы, графиня начала разговор, которого я ожидала.
-Анастасия! Я вижу, что ты стала красавицей, и через семь месяцев твоё представление ко двору! Я считаю, что семнадцать лет- это самый замечательный возраст для замужества!- графиня на минуту замолчала.
-И я, как твоя тётя, хочу, чтобы это замужество стало для тебя радостью, а для твоего отца - утешением! Ведь, моя дорогая, никто не вечен, и ты не всегда будешь под опекой моего дорогого брата! – мы обе молчали. Я делала вид, будто очень заинтересована упряжкой Лизы.
-Как ты относишься к  герцогу Де' Шар?- вдруг спросила тётя, пристально глядя на меня.
Я побледнела. Де'Шар! Этот трусливый молодой человек, заплативший деньги, чтобы не ехать на войну! Я презирала таких людей.
-Тётя!- сказала я, - Ведь герцог трус!
-Анастасия! Ты слишком импульсивна!- строго заметила графиня. – Нельзя судить о человеке по одному поступку! Герцог красив, богат и знатен! Он идеальная пара дочери герцога Олье-Мане!
-Но, графиня!- возразила я.
-Хорошо, оставим пока герцога Де'Шар!- немного недовольно сказала графиня, поглаживая лошадь по гриве.- Виконт Жаклер? Виконту едва исполнилось семнадцать, и его представление ко двору состоится через два дня! Его отец владеет Бретанью.
- Да, я слышала о виконте!- рассеянно ответила я.
-Моя милая! Я хочу уехать через неделю, будучи уверена, что твоё будущее обеспечено!- сказала графиня. А я  подумала, что неоглашённый титул, данный ей при дворе: « благородная сваха»,  полностью подходит графине.
-Я знаю, дорогая тётя!- смиренно ответила я,- И очень благодарна вам. Но я ещё не готова к замужеству!
-Глупости!- отрезала графиня,- Что ж, я поговорю с братом, твоим отцом! А сейчас пойдем, посмотрим на твои розы!- и графиня, как ни в чём не бывало, направилась в сад, взяв меня за руку.
Я с облегчением вздохнула. Как быстро кончился разговор!
Посмотрев розы, мы пошли в замок, так как солнце зашло, и было прохладно.***