Почему Все ТАК

Константин Кудрявый
Почему "Все" "ТАК".

Часть 1

   История эта началась 1 сентября 1977 года, когда весь цивилизованный мир вспоминал трагическое  начало Второй мировой войны, а я стоял  с огромным букетом алых пионов , заблаговременно срезанных на огороде Бабы Оли.
Не осознавая, что меня ждут, как утверждал сверчок из фильма про Буратино, страшные приключения и, что все дурачки рано или поздно попадают в страну дураков. Я, поддавшись всеобщему настроению праздника и  ожидания неизведанного, ждал когда увижу ее.
   Она не заставила себя долго ждать. Суетилась, как большой отливающий перламутром своей кофточки из чего то искусственного, крупный навозный жук, вокруг таких же озадаченных неизвестностью, первоклашек , в одинакового покроя костюмах и платицах, с огромными неуклюжими букетами, которые, по непонятной мне причине, мы должны были подарить ей.
Не помню, представилась ли она сама или это имя было написано на коричневой, исцарапанной предыдущими поколениями, доске в классе, но его я пронес  через всю свою жизнь.
    Как потом оказалось, магическое расположение букв в этом имени имели такое же воздействий на мою дальнейшую жизнь. Ее звали Лидия Сазоновна, сочетание с первого взгляда странное, но в тот момент я не придавал этому особого значения.
    Будучи мальчиком балованным и росшим на просторах 1\6 части суши, под пристальным взглядом Дяди Сэма с его постоянной ядерной угрозой  и  НАТО с полос газеты «Правда», неусыпным надзором Бабы Оли, с завидным постоянством предпринимавшей  попытки изгнать с облюбованного нами- сорванцами, поля возле нашего забора, для игры в футбол летом и хоккей зимой.Я не мог ощутить полноты всего момента от предстоящей встречи с «прекрасным».
     Мы полюбили друг друга сразу, но по-своему. Во мне она видела объект для применения теории Сухомлинского и Макаренко на практике, что по достоинству оценили ее коллеги по рабочему цеху из Министерства образования БССР, удостоив почетного звания -Заслуженный учитель БССР.А я видел в ней просто Бога на Земле, в человеческом обличье, ну или в отдельном классе средней школы. Так как,  потом оказалось, в стенах школы она могла все - изрыгать огонь и пускать молнии, карать и миловать, принимать дары и выслушивать мольбы о пощаде верующих и не очень.
     Так и стояли мы друг против друга пока еще по–рознь, не зная,  что нить истории, за которую потянула методист по подготовке списков  начальных классов, определив меня в 1 «А», начала наматываться в клубок событий и приключений произошедших в последствии, увлекая за собой до этого совершенно не подозревающих об этом людей, государственных мужей и не очень.
     Оставим в покое дальнейшие перипетии скучного описания всей атмосферы праздника. Так как большинство принимало участие в этом действии один или несколько раз: с трепетом или умилением , со слезой в уголке глаз. Первый раз когда сами шли в школу , потом в зависимости от обстоятельств один или несколько раз провожая своих детей или внуков, с  мыслью:" ну наконец –то станет по- легче. Он (или она) – уже в первом классе."
     И вот свершилось! Папы и мамы  отдают своих детей в объятия системы социального образования, а сами дети, унаследовавшие от наших прародителей ,  что взрослая тетя к  которой они пришли в школу, детский сад, поликлинику или исполком, или паспортный стол, является для них безоговорочным авторитетом и наставником, в эти объятия попали. Такова уж природа человеческая. И не всегда и не для всех эти объятия напоминают объятия любимой бабушки, приехавшей погостить из деревни на пару дней с гостинцами. Когда  выбежав ей на встречу и обхватив обеими руками, ощущаешь мягкость ее пухового свитера из козьего пуха  и запах свежего батона  с парным молоком. Она  ласково треплет  тебя по макушке и спрашивает: "Хорошо ли ты учишься?"( здесь автор плачет)))
     -Да,- отвечаешь ты , что в данном случае может служить ответом совершенно противоположным вопросу.
     Да, учиться в таком возрасте не то чтобы трудно –не легко. Вокруг не смотря на постоянную ядерную угрозу из-за океана  и  гонку вооружения - жить хорошо, мороженое за 20 копеек, квас 2 копейки, свобода передвижения в пределах, о которых сегодняшние мамаши узнав, что их чадо там было, падали бы в обморок и запрещали бы играть на компьютере неделю. Гоняя в мяч или мчась на велеке по улицам Минска, время бежит, куда быстрее и не позволяет задумываться о таких пустяках как школа.
      -Да -, отвечаешь ты, и в твоем воображении возникает карикатура со страниц газеты «Правда», как Змея с надписью «Империализм» душит и заглатывает «национально-освободительное движение в Африке», в лице курчавого негра, и - это незабываемый образ твоей первой учительницы. Женщины ближе к пенсионному возрасту, а может и уже пенсионного, но не уходящей на пенсию, чтобы  не бросить на пол- пути  начатое ей благостное дело- взращивания молодой поросли знаний в умах еще не окрепших морально и духовно будущих строителей коммунизма, Стахановцев, Харламовых, Родниных, и Гагариных.
     И возделывание почвы для семян знаний началось с таким же упорством как битва за урожай.
     Агрономы сеяния доброго, вечного, эти пахари целены для возделывания знаний иногда настолько глубоко пашут ниву в умах детей, что могут задеть, близко лежащие к поверхности, слои богатые болезненным самолюбием детского сознания. И маленький кудрявый мальчик с карими, как у его мамы глазами , который свято верит  что коммунизм победит, а тетя которая не любит детей  учит его любить Родину, может со временем стать …..

      Предполагаю, что со временем от не носильного бремени ответственности пред человечеством или обществом, которое возлагают на себя некоторые наставники или педагоги, они начинают забывать о своем прямом предназначении и превращаются в мелкого вымогателя для родителей и кошмаром для некоторых детей, а может и не кошмаром, так как детишки- то не понимают, что тетя поступает не так как завещал Сухомлинский с Макаренко, ну или хотя бы  Великий Ленин.)

      И процесс пошел.
Уже не безызвестная вам Лидия Сазоновна приняла на себя обязанности учителя начального класса № 1А, еще на четыре года. Знакомая ситуации ,вам это ничего не напоминает?))
      Это были чудесные годы в моей жизни.Не считая некоторых эпизодов, которые судя по содержанию комсомольской характеристики, написанной моим классным руководителем позже, оставили глубокий отпечаток в моем сознании. Об устройстве мира, некоторых постулатов моего мировоззрения и характерных комплексов неполноценности, которые я с упорством пытаюсь преодолеть до сих пор, характеризуя меня как болезненно самолюбивого молодого человеком, хотя и не создающим препятствие, для вступление в комсомол.
       Не впадая в гипнотический сон для того, чтобы вспомнить как все было, могу с уверенностью сказать,что свой титул- заслуженного педагога, Лидия Сазоновна заслужила. Так как детей она не любила и использовала их как материал для извлечения нехитрых благ того времени и власти над самими детьми так и их родителями. Так, кто либо из мам учеников периодически, раз в неделю приносил ей батон сырокопченой колбасы, или дефицитный и дорогой на то время хрусталь, такой до сих пор пылится на полках серванта, почти в каждом родительском доме, как индикатор достатка времен застоя. Осознавая то, что ей принадлежит магическая власть над чадами сеять вечное доброе или боясь, что всходы знаний ей же будут необоснованно растоптаны, из-за недооцененных заслуг учителя перед обществом,- родители: несли , молчали,  или не знали, а если и догадывались, то пытались молчать.Кому-то было все равно, кому-то школу заканчивать , а кто-то полностью поддерживал "правильную линию".
      А дети? Дети – подражатели устройства общества, сбивались в кланы "богатых Буратин" и разбойников, изгоняли и презирали изгоев, выбранных по социальному признаку или по прямому указанию своего Божка.
      Так все, неодобрительно и чуть ли не посвистывая в след, гнали, как гончие облезлого волка, по коридорам школы после звонка, очередного униженного своим педагогом, воспитанника. То ли за неряшливый вид, то ли за то, что его родители не могут позволить себе  сдать три рубля на обеды, и их чадо приносит с собой бутерброды с варенной колбасой, то ли за то что они не хотят взять шефство над одноклассником из трудной семьи и помогать ему учиться, имея своих троих.
      Оглядываясь назад вижу, что меня она тоже не любила.Кстати, и я особо не питал к ней чувств умиления – колбасу я ей не носил, хрусталь родители доставать особо не стремились, да и не было в ней, что либо такое совсем похожее на добрую фею или худой конец волшебницу.
      Ну, не может крестная фея поставить вам единицу на пол-листа в дневник ярко красного, как кровь на разрубленной вражеской саблей рубахе раненого красноармейца, из фильма тех лет. А потом заставить вас зажать его (дневник) подбородком  в развернутом виде на груди и  пройти рыдающего и  кучерявого, ни в чем не виноватого мальчишку между рядами парт туда и обратно. Как фашисты пойманных поджигателей, с табличкой на груди на казнь, из рассказа про подвиг Зои Космодемьянской, под смех и улюлюканье одноклассников , чтобы другие смогли убедиться в том, что действительно, Божок поразил сотоварища и он повержен  и духовно сломлен.
     Может она готовила нас к будущему подвигу? Что если мы попадем в плен к врагам империализма и они нас будут унижать перед расстрелом? 
 Однако, мой организм не подавал никаких признаков  в виде депрессий или еще каких либо симптомов угнетенного расстройства сознания по этому поводу. Так как дело было обыденное и нам в этом возрасте казалось, что так и должно быть – тетя, же- безоговорочный авторитет – такое наследство от прародителей.)
      Единственное, что организм уяснил, что он не должен, как говорят, «облажаться» перед другими организмами или индивидуумами в чем либо. И битва за равновесие моего душевного покоя организма началось. Чтобы не оказаться вновь в позе «зажатого подбородком дневника», я  посещал массу кружков. Стрелял из ружья, плавал в бассейне, боролся на ковре и под ковром, рисовал, болел и опять боролся. И как сейчас понимаю меня всегда преследовала мысль,  что я не должен «облажаться». Видно грабли, которые распахивали поле мировоззрения в моей голове учителем, зацепили корешок уязвимости самолюбия и попав в благоприятную среду, где все люди боролись за почетное звание строителя коммунизма, он начал давать свои всходы.И со временем они забуяли на ниве к которой со временем приложили руки другие агрономы и сеятеля "прекрасного". Но основу заложила конечно она –Лидия Сазоновна. Она подготовила нас к взрослой жизни создав модель общества в котором нам жить. И принципы этого общества как в кино про войну и немцев.
     Чтоб у соседа корова издохла, в плен не сдаваться, и колбаса в портфеле.)
     Морально я был готов встретить мир, который должен был быть разрушен и заново отстроен.
 
 
Часть 2.

      Вот она новая жизнь за воротами школы много обещающая и коварная.Тень империализма уже вплотную подобравшаяся к  воротам нашей Родины, унесла с собой нескольких генсеков, спокойствие и стабильность, но пиво в магазинах на разлив еще есть, водка правда подорожала и стала отпускаться только после обеда.
Человек не похожий на предыдущих генсеков говорит много об ускорении и перестройке, не вдаваясь в подробности, куда ускоряться и что необходимо перестроить….., но народным массам он пока нравится.
       И судя по замыслу строителей надо было перестраивать много и как это водиться дорого. А так как народная мудрость гласит, что ремонт нельзя закончить, а только приостановить, то работа закипела. Жар исходивший от нее иногда так раскалял обстановку, что начали тонуть пароходы, подводные субмарины и падать самолеты- все кипело в этом котле бурной деятельности строителей.
       Напряжение настолько возросло, что не выдержал натиска мирный атом, и угроза о которой постоянно напоминали плакаты, висевшие почти в каждом уважающем себя учреждении, имеющий уголок гражданской обороны, стала как никогда актуальной. Почти каждый знал, что надо пить красное вино и, что микроренген \час - это не скорость товарного состава.Тем более по всему городу начали появляться электронные табло, с которых на граждан смотрели эти самые микроренгены, моргая периодически зелеными или другими лампами сообщая, что партия и правительство держит все под контролем и  повода для паники нет. Эти таблоиды, кстати, потом исчезли также внезапно как и появились.  Но электорат не верил в чудестное исчезновение вместе с ними и самих "ренгенов" и употребление красного вина сильно возросло, соответственно и волнения возле винно-водочных отделов - так как всем хотелось быстрей прильнуть к целительному источнику.
      В конце концов, котел «перестройки», в котором  видимо варилась смола для заливки "крыши" общества, настолько накалился, что в некоторых местах 1\6 части суши начали вспыхивать пожары межнациональной розни.
      Но были и положительные моменты «перестройки» -появились кооперативы и платные туалеты. Теперь доходы, которые раньше назывались "не трудовыми" стали "трудовыми", а владельцев частной собственности уже не пытались всячески привлечь на стройки химической промышленности на просторах Родины.
      Но, то ли мировой рынок нефти просел, то ли клапан по которому "воздух свободы" поступал в атмосферу  оказался не отрегулирован должным образом - граждане стали травиться чистым кислородом. При этом в их умах стали всплывать галлюцинации сытой,  довольной и воспитанной матушки- Европы. В общем,  иммунитета у большинства граждан не было и откуда он мог взяться -то?
И началось...
      Начало это, я застал в Советской армии. Где мне, уже привыкшему к тому, что надо делать все, чтобы не оказаться в позе «зажатого подбородком дневника», система подготовки  преподнесла очередной сюрприз. Список прививок, что не успела привить мне первая учительница, в полной мере, восполнили уже здесь.
      Иммунитет, который  по замыслу должен был выработаться здесь, был наоборот противоположен замыслам моей первой учительницы. Здесь, наоборот, я должен был тупо и безоговорочно  подчиняться приказам, иногда идущим в разрез с  элементарной логикой, и направленных только на то, чтобы сломать мою волю, самолюбие, характер.
      Это был не равный бой, тем более часть была образцо –показательной, а показывать было что,- это и крашеные белой краской березки и зеленой –трава . Поговаривали, что в добрые- старые времена  асфальт на плацу, гуталином намазывали, чтобы по мнению ответственных военноначальников смотрелся под цвет мокрого. Теперь понимаешь, от куда у народа такая тяга к цвету  «мокрого асфальта» и BMW.)
      Но не тут- то было, иммунитет  мой только больше укрепился, как не пытались отцы-командиры задушить голос песни разученной в начальных классах, испытывая на мне и биологической оружие, в виде стада свиней подсобного хозяйства, которое я с периодичностью должен был кормить, поить и т.д., во время вне очередного наряда на работы. Да..., - это были и не свиньи вообще, а монстры какие-то. Тем более, после их умерщвления они так усыхали, что на солдатских тарелках уже появлялись только в виде огромного пирамиидаидального  куска сала с осьмушкой мяса на кончике, лежащего в горохово - пшенной жиже, с ободком  расплавленного комбижира.
      Опять же, проверяя на мне гипотезу, записанную в Уставе воинской службы, в котором  говориться, что солдат может выжить, одев на себя костюм химической защиты с противогазом, при этом вырыть окоп стрелка- зенитчика соответствующей глубины.
 
      Но ветер смуты закружившийся на просторах Родины и зала заседаний Верховного Совета СССР, вырвал меня из лап взводного прапорщика, похожего на усохший сосновый  ствол с корявыми ветками вместо рук, за что нами был прозван «Стропа», материализовавшись в виде постановления Совета народных депутатов СССР. В головах которых и родилась эта замечательная мысль:"Стране нужны образованные граждане, поэтому всех студентов надо срочно вернуть  за парты ". Не дав мне в полной мере почувствовать себя на заслуженном отдыхе второго года службы.

      И вот из окна проезжающего троллейбуса уже можно наблюдать как люди толпятся, переминаясь с ноги на ногу ,и превращаются  в дали в змееподобную форму, классово неразличимых граждан, объединенных одной целью - отоварить талоны на водку.
      Денежки наших бабушек и дедушек, куда- то чудесным образом исчезли или превратились в средства на которые уже нельзя было купить квартиру, дачу, автомобиль или мебельный гарнитур или шерстяной ковер. Открытки с извещением о том, что ваша очередь на них уже подошла, стала с постоянным упорством оказываться в почтовом ящике, но уже по цене самолета.

      Особенно запомнилась очередь в ювелирный магазин на Проспекте, тогда еще Ленина , которая далеко уходила за горизонт, но народ нетерпеливо ждал. И периодически опасающиеся за нехватку брильянтовых и изумрудные украшений по цене небольшой квартиры, опять же на тот момент, выкрикивал как заклинание, видно уже передающуюся на генном уровне фразу: «По два изделия в одни руки не давать!!!». Массы с "хвоста" подхватывали это заклинание. А над теми  счастливцами, которые уже стали обладателями бриллиантовых  колье или сережек с изумрудами, выходящими из магазина был виден бриллиантовый туман, поблескивающий и сверкающий, в перемежку с  лучами непонятного  цвета сияния, излучаемого их лицами.

      По стране веяло смутой, и уже не "призрак коммунизма" бродил по Европе, а его бледная тень  - "призрак капитализма с человеческим лицом".Вечерами уже можно было разглядеть, как они вдвоем обнявшись сидят у затухающего костра мировой революции и подбрасывают туда обломки "железного занавеса", и любуются закатом Истории.

      И вот свершилось! Король умер! Да здравствует Король! Или несколько Королей или Королевичей, Султанов или еще кого, сути это не меняет.
Родины, в смысле, как мы ее представляли на 1\6 части суши, с 12 часовыми поясами, в смысле - у нас три дня, а в Петропавловске- Камчатском – полночь, не стало.
     Осталась только  маленькое «Королевство», как потом оказалось, в центре Европы, но без европейцев, они еще не зародились как класс или проживающие здесь племена не осознали, что географическое их расположение в пространстве не является определяющим сути их как индивидуумов.
 Проще говоря, в лифт по маленькому, они не перестали ходить.

     И «Королевство» поплыло, а местами, и побежало, задирая высоко ноги, навстречу, а может и в противоположную сторону неизведанному счастью, вместе со своими гражданами.
     В общем, металось оно, но не долго. Это "счастье" не заставило себя долго ждать. Оно также стояло, пока в сторонке, как моя Лидия Сазоновна в свое время, ожидая меня, копошась возле кучки людей в таких же в помятых костюмах, с прядью волос зачесанными через всю залысину головы, с  большими ладонями, человека привыкшего к тяжелому сельскому труду и большими амбициями. Мечтавшему на практике применить полученный жизненный  опыт и знания. Основываясь на том, что социальная справедливость и  мир должны  быть устроены на  принципах, которые, скорей всего преподала ему его первая учительница "сея вечное доброе", и закрепленные окружающей его социальной средой.
      И ловишь себя на мысли,  что это уже однажды случалось. История повторяется. Нить исторической спирали  не оборвалась.
     Возникает картина из детства… я с неуклюжим букетом цветов ….
  …только масштаб крупней, и задачи у  агронома душ масштабней. И уже не дети, а взрослые дяди и тети толпятся,  вокруг него с букетами и не только. И он готов повести их в страну грез и свершений. Страну ...
И началось….

P.S. Интересно, кто в этот раз потянул нить истории,которая начала наматываться в клубок событий и приключений произошедших в последствии, увлекая за собой до этого совершенно не подозревающих об этом людей, государственных мужей и не очень.