Бессмертный подвиг простых людей

Галина Цой
Мне посчастливилось познакомиться с замечательным человеком, доктором, урологом областной больницы №2 Георгием Минасовичем Богдыковым. Он является автором более 50 книг по полярной медицине, краеведению, есть у него и художественная проза. Его замечательные рассказы знаю почти все наизусть, но вновь и вновь с удовольствием перечитываю их, даю читать друзьям и соседям. Недавно Георгий Минасович написал новую книгу «Житейские истории». Это действительно реальные истории из жизни. Так, например, в «Испытании судьбой» автор рассказывает о том, как родные его дедушки – Нагапета Сероповича Явруяна, который считался без вести пропавшим в годы Великой Отечественной Войны, через 50 с лишним лет узнали, что дедушка умер в немецком концлагере в городе Славуте, что в Украине. Какое совпадение, ведь я жила в этом городе в начале 60-х, училась там. И прекрасно помню, как нам в школе рассказывали, как немцы испытывали на военнопленных действие инфекционных заболеваний. Помню  я  и рассказы о докторе Михайлове, которого считали предателем потому, что он работал в этом лагере.
На самом деле Михайлов оказался героем: он спас многих пленных от смерти. Пользуясь тем, что ежедневно в лагере умирали тысячи людей, - он вывозил из лагеря живых людей вместо умерших и передавал гробы подпольщикам. Но нашелся предатель, который выдал Михайлова, и врача казнили. Люди чтят его память: в Славуте есть памятник герою, к этому памятнику люди приходят и сегодня, приносят цветы, зажигают свечи.Издана книга «Не забудьте», которая рассказывает о подвигах жителей города во время Великой Отечественной войны. Один из рассказов посвящен доктору Михайлову.
Читая эту книгу, я не уставала поражаться мужеству людей, которые ценой своей жизни спасали других людей.
И вдруг вспомнила, что в далеком детстве моя мама рассказывала, как она вместе с отцом спасла из лагеря для военнопленных простого советского солдата – здесь, в Ростове-на-Дону…
Да, сегодня трудно представить, что нашем родном городе во  время войны был лагерь для военнопленных. Жители приходили к лагерю и старались хоть как-то подкормить пленных. Моя мама, Лидия Андреевна Землянская, тоже ходила туда и видела, в каких невыносимых условиях содержались в нем пленные. Однажды, когда она подошла к ограждению из колючей проволоки, к ее ногам вдруг упала записка.
В ней оказались имя и фамилия пленного солдата: Григорий Васильевич Плитинь, а также адрес его родителей – Краснодарский край, хутор Кубань. Дома мама показала этот клочок бумаги своему мужу – моему отцу, Григорию Петровичу. Он был танкистом, но получил в одном из боев тяжелое ранение, и его комиссовали. И надо же такое совпадение! Оказалось, что отец знал этого солдата! Конечно же, мама и папа при первой возможности отправили родителям Григория сообщение о том, что их сын жив и находится в лагере для военнопленных в Ростове. Мама стала ежедневно навещать Григория Васильевича, носила ему передачи - хлеб, картофель, разговаривала с ним, а однажды попросила у него фотографию, сказав, что попробует его «выкупить».
Дома в документ своего мужа она вклеила фото Григория Васильевича. На следующий день, взяв продукты, кольцо и своего трехлетнего сынишку – моего старшего братишку Вовочку, она отправилась к лагерю. Она хотела сказать охране, что это - ее муж и попробовать «выкупить» его. Григорий ее уже ждал. Но когда мама подошла к ограждению, увидела, что охраны по близости нет. Она схватила Гришу за руку. Когда он оказался рядом с ней, она сунула ему в руки сынишку, накинула на плечи Григория свою фуфайку, и потянула за собой.
… Они шли быстрым шагом по улицам Ростова. Мимо проходили полицаи. Григорий боялся, что кто-нибудь подойдет к ним. И все откроется. Он всю дорогу шептал: «Я боюсь за тебя, за твоего сына, они расстреляют всех». Лидия молча протянула ему подделанный документ на имя Григория Петровича Землянского, и он немного успокоился.
Трудно было идти голодному обессиленному солдату, но они все же, дошли. Дома гостя на первое время спрятали в землянке, но все прекрасно понимали, на сколько это опасно. Взвесив все обстоятельства, отец решил переправить Григория домой, в Краснодарский край, и стал собираться в дорогу.
Под видом заготовки продуктов для семьи, отец добыл в комендатуре пропуск. У него была своя лошадь и бричка, которую он нагрузил гвоздями, на которые намеривался обменивать продукты. Григория спрятали на дне брички, под старыми одеялами и сеном. Над хомутом закрепил фашистскую свастику, и они двинулись в путь. Когда оба Григория были уже далеко, к ним в дом нагрянула полиция – кто-то из соседей донес, что у соседей появился чужой человек. Но, обойдя весь дом, полиция никого не нашла…
В дороге отец с Григорием обменяли почти все гвозди- то на еду, то на взятки. Когда они добрались до хутора Кубань, - родителей Григория дома не оказалось: не зная, что их сын на свободе, они  решили поехать в Ростов повидаться с ним. Однако добраться до Ростова-на-Дону им не удалось: уже шли бои за освобождение города, и они вернулись назад… Какова же была их радость, когда они встретили дома своего сынка и его освободителя!
 Эта история вся правда, от слова до слова. Многое я помнила из рассказов мамы и папы, что-то узнала из писем самого Григория Васильевича, который до самой смерти переписывался с моими родителями. Некоторые подробности сообщила в письме сестра Григория…
 Как же Григорий Васильевич Плитинь оказался в Ростове, и как сложилась его дальнейшая судьба?
В плен он попал под Сталинградом. Немцы отправили всех военнопленных в Ростов. После удачного освобождения из плена Григорий снова пошел на фронт. Победу встречал в Чехославакии, в Праге. Он был награжден двумя медалями «За отвагу» и «За победу над фашисткой Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.», а также Орденом Славы 3-йстепни.
Григорий Васильевич поздравлял нашу семью со всеми праздниками, присылал поздравительные открытки, и в каждом письме благодарил мою маму, Лидию Андреевну, за свое спасение и не уставал восхищаться ее смелостью. Из письма Григория Васильевича Лидии Андреевне:
«Здравствуйте, многоуважаемая, моя спасительница Лидия Андреевна!
Шлю Вам сердечный привет и низко кланяюсь. Вас, Лидия Андреевна, и ваших дочек поздравляю с Международным женским днем 8 марта. Желаю Вам здоровья, благополучия, успехов во всем, счастья, много радости в жизни, чистого неба и ясного солнца. У нас большое несчастье,  23 февраля нам сказали, что сильно заболела бабушка, она живет в Брюховецкой у сына Володи, Лидия Михайловна поехала к ней, пошла в аптеку за лекарством, по дороге упала, сломала правую руку возле плеча и сильно ушибла правую ногу. Теперь лежит в гипсе, дома, т. е., на хуторе. На мне теперь лежит большая нагрузка, надо и корову доить, и все самому делать, да при том я еще работаю на птичнике, топлю. Сутки отработаю – двое дома, тяжеловато приходится, но, ничего, на здоровье пока не обижаюсь. Когда я работаю на птичнике, меня отпускают подоить корову, птичник от меня недалеко – всего один километр.
Погода у нас очень суровая, сильные морозы, сегодня уже 4 марта, а мороз ночью – 26 градусов, скоро и топить нечем будет. Сегодня мне исполнилось 70 лет, хотели отметить семьей, не получилось, ну ничего. Тем более, что я в день своего юбилея иду в ночь на смену.
11 ноября 1984 года исполнился год моей внучке, которая у меня на руках. Лидия Андреевна, если бы ни Вы, не было бы на свете ни меня, ни такой семьи, а это – моя радость и продолжение моей жизни.
Пока, Лидия Андреевна, до свидания, всего Вам хорошего!
4 марта 1985года».
…Григорий Васильевич Плитинь умер 27 июля 1999, его жена, Лидия Михайловна, скончалась в 198 7году.
Мы дети Лидии Андреевны и Григория Петровича Землянских, благодарны им за их подвиг.