КР - короткие рассказы

Геннадий Шалюгин
    «Один  человек все время  летал.  Это ему  ужасно надоело. Он привязал к ногам гири и сел на  тротуар. А  чтобы не подумали,  будто дурак,  стал просить милостыню».
Это мой короткий рассказ. Только что сочинил.  В  чем смысл  рассказа?  Прочитав  его, люди будут внимательно всматриваться в  нищих:  не  летающие  ли они  люди?
Вариант:
«Один человек все время  летал. Это ему  ужасно надоело.  Он навешал на себя  железных  цепей  и сел на тротуар. А чтобы  не подумали -  дурак,  стал просить милостыню».
 Тут возникает идея  не просто нищего -  юродивого с  веригами. Такой  любому  царю может брякнуть:  «Ужо тебе!». Сбросил  железки -  и был таков!  Летающий  человек!  А кто  может летать?  Только  птицы и ангелы.
   Специфика короткого рассказа:  заменил одно слово, и смысл изменился кардинально. Смысловая  емкость каждого слова  колоссальна.
     В  последнее время  пишу  «арабески», из которых складывается повесть-эссе  «Шкаф». В  статье  про короткие рассказы  («Новый  мир»,  2000, № 11) вычитал, что короткий  рассказ  отражает дробность  бытия,  дробность сознания.  Замечено, что авторы  эпопей (Толстой, Гроссман, Солженицын, Астафьев)  как  бы исчерпываются в  жанре и   берутся  за  «крохотки».  Эпопея  всегда готова распаться  на  множество  КР (короткие рассказы),  а   КР  всегда готовы  «склеиться» в эпопею. КР -  точка,  из которой  разбухает бесконечность романа. Пульсрующая  литература:  эпопея – КР -  эпопея. Пульсация сознания:  то  уверенность в познаваемости мира, то безвластие в социуме,  то абсурд в  познании. Утверждается, что  КР -  свидетельство старости литературы,  ее приближения к  смерти. Тургенев  на старости лет стало писать «Стиховорения в прозе». «Senilia» -  старческое.
    Идеал КР -  точка. Или отдельное слово.  Вот  КР  Артура Канчина  под названием  «Петр 1  и Меньшиков»:  «Петр 1  шел с  сушеным крокодилом пол мышкой». Замечатьный  КР под названием  «Летучая  мышь»: «Сегодня  я  видел ангела», - сказал крысенок  взрослой  крысе».
     Важная  статья. Она помогает понять собственную ментальность. Или приблизиться к пониманию Чехова: можно ли быть цельным в  эпоху  дробления  личности?  Фрагментарность бытия,  фрагментарность общества -  «осколки» в  литературе. Каково Чехову  было чувствовать  себя  частицей  осколочного мира?  Потому и тянуло в  «артель» -  в  кучке можно пошевелиться  и  почувствовать локоть,  дыхание соседа.  А  романа так  и не написал.
                * * *
     Я,  честно говоря,  не подозревал, что сочинение коротких рассказов  - дело увлекательное. Постоянные  попытки   отыскать абсурд  в привычном,   объемность – в плоском,  жидкое – в  твердом. Повернуть давно известный  сюжет не отшлифованной от постоянного употребления  гранью. Главное в  КР – сотворчество с  читателем. Оно предполагает  близость тезаурусов -  знаний и представлений  о мире.  Иначе  - разговор на разных  языках.

    «Вещий  Олег – конскому  черепу:
     - И ты,  Брут!»
    
       Чтобы понять текст,  надо знать и римскую историю, и  Пушкина,  и Карамзина…  Вообще  же  КР  -  абсурд в чистом виде.  Первородный  хаос под тонкой оболочкой смысла. Смысл – тонкая  плесень на огромном  теле  бессмыслия.  Прободение смысла  сквозь хаос неназванного,  непознанного.  Смысл вываливается наружу как внутренности  буйвола, заваленного  тигром.  Смысл -  скальпель,  вскрывающий оболочку   хаоса -  или  игла, зашива-ющая   прорехи на  рубище   бытия.
      Приведу   несколько  собственных  КР под  общим названием  «Один человек…».
                . . .
     «Один  писатель, по фамилии Чехов,   очень много писал. Пишет и пишет. В  народе  его сильно уважали.   Бывало,  идет он по  улице, а    люди говорят:
-  Вот,  наш  читатель идет».
                . . .
«Одному  человеку приснилось, что  у  его жены  глаза  на рожках,  как  у  улитки. Потрогал  клешней  и  ужаснулся: действительно!  Щелк! –   и отрезал.
                . . .
«Один человек  все время говорил стихами. Бывало,  идет по улице и бредит рифмами: «фокус-мокус», «розы-морозы», «культур-мультур»… 
                . . .
«Один  художник  написал  картину с  большим  дубом  посредине.
- Что  это? – спросил покупатель.
- Пейзаж.
-  А почему  дуб с  глазами?  Это же  автопортрет!
Художник подумал и надписал:  «Искусство самовыражения».
                . . .   
«Один человек  не  умел говорит прозой.  Что ни скажет – все в  рифму! Люди с  уважением  говорили:
- Ну,  чисто Лев Толстой!»
                . . .
«Один человек  поехал на курорт и забыл   слуховой аппарат.
А  его взяли и убили».
                . . .
    «Один человек зашел в  ювелирный  магазин   посмотреть на драгоценности. Мысленно протянул руку  и потрогал  бриллиант:  сухо,  холодно!  А сигнализация  возьми и сработай…»
                . . .
«Трудовая  книжка  Бога. Стаж  работы:  6  дней…».
                . . .
«Жил один человек по имени  Иуда из Кариота. Однажды  это целует он Христа,  а сам  переживает: «Сандалия  развязалась. Как  бы  не потерять…».