Анастасия 11

Иван7
    Сказ, Матушки Императрицы Анастасии Николаевны Романовой. Москва.

                Сталин.

М: -   У Тимошки хлопого, жена была – профессор
          замечательный, и портниха.   Профессор – врач.
          Профессор хороший.
          И  учитель – десятый класс учила, и  всё.
          Вот, какая была способная женщина.
          И  даром, что он был убогий – хромой был муж её.
          Тимошка.   Его так Тимоша хлапой и звали.
          Но и вот теперь, что делать?
С: -   А, Сталин плох.
М: -   А Сталин у меня на печке – больной.   Я  пришла,
          шепнула ему.   И пошла, врача звать.
          И  она говорит: - Тимочка, ты миленький мой,
          дорогой мой.   Пригожий мой – останься один или
          со мной пойдёшь?   Там одного человека надо
          принести.   А то он не может идти сам.
          - Но это, пожалуйста.
          - А  он здоровый был парень – этот самый Тимошка.
          Но, мы его принесли к ней – Сталина.
          У ней все медикаменты – откуда они взялись?
          Она один медикамент недостаёт - нет, не найдёт,
          не видит.   Я  говорю: - Как же не достаёт, а вон,
          говорю, повешенный – висит.
          - Неужели вы понимаете, по этому?
          - А  я  говорю: - Да  я  же маленьких детей спасала.
          А уж, это та, я  вижу - роды принимала.   Ну и мы…
          Она Сталину укол сделала.   Он уснул.
          Но  я  ей и давай рассказывать.   Вот так и так.
          С матерью мы жили, с Татьяной - мачехой.
          У нас коровы не растеливались.   Всё подыхали,
          как по-русски сказать.   А один пастушок у нас был.
          Он откуда-то от туда - из под Новгорода был.
          И он мне рассказал: - Вот доченька – будет ваша

                282

          коровушка телиться – вот так надо спасать.
          - И он меня научил.
С: -   А, чего, как?
М: -   Ну вот, это?   Пуповину-та.
         Когда пуповиной запутается, то двумя пальцами.
         Обычно, против часовой стрелки – распутать
         пуповину.   И всё.
С: -   А, это и отец тебе рассказывал?   Дмитрий.
М: -   И отец рассказывал – это уж потом,
          Отцу-та он сказал.
С: -   А.
М: -   А то, до этого он – пастушок, старичок сказал-та.
         Но, и отец говорит: - Но ты так сделаешь? 
- Сделаю, тятя - всё хорошо.   А тут, говорю:
- Была  я, как раз  в этой?   В Сибири.
         И там девушка, одна женщина - рожала.
С: -   Дак это, когда ты в Сибири-та?   Была.
         Ты ещё не была в Сибири.   Что ты?
         Это ты уже спутала.   Мама?
М: -   Я, наверное, спутала, подожди, подумаю.
С: -   Но, а что тут подумывать, тут и думать нечего.
М: -   А.   Это у Таньки Лялишной.
С: -   Тоже, также было?
М: -   Тоже также было – девочка родилась, и умирает мать
         и всё.   А  я  и говорю: - Таня?   Но-ка ложись!
С: -   Это уж, когда ты ездила к ним туда вот в деревню?
М: -   В какую деревню?
С: -   Но, Лялишну-ту, когда роды у ней были.
М: -   Но дак, а мы рядом жили в деревне Кривандино.
С: -   Дак нет.   Значит, ты опять путаешь.
М: -   Нет.
С: -   Значит, у вас там раньше было это всё.
М: -   Но  я  жила в деревне – понимаешь ты, нет?
С: -   Но  я  понимаю.
М: -   Но.

                283

С: -   И значит, ты тогда, ты ещё, нечего тебе говорить,
         что ты в Сибири жила.
         Ты ещё там никогда не жила в Сибири.
М: -   Не была, нет!   Я  говорю: - Меня вот – приехал
         молодой человек – врач.   Он жил и в Новгороде и
         за Новгородом, и в Сибири жил, и за Сибирью жил.
         И  везде жил.   И он знал, как принимать роды.
С: -   Кого?
М: -   Он меня научил, говорю, как принимать роды.
         Как делается это всё.   - Давай посмотрим.
         - Она, прямо криком кричит.   Ну, умирает - она и
         ребёнок.   У ней девочка хорошенькая потом
         родилась.   Говорю: -  Давай ложись!   А она:
         - Что ты так на меня, рявкаешь?
         - А иди, говорю, ложись, пока  я  тебя не налупила.
         Ха – кричу на неё.   А у них парень был уже.
С: -   А ты потише говори.
М: -   А  я  закрою дверь.
С: -   Да зачем.   Просто говоришь сильно.
М: -   Но и  я…
С: -   Но и что?
М: -   Её положила, накрыла одеялом и всё.
         А у ней парень был – брат.   Всё за ней ухаживал
         тут.   Что умрёт, умрёт – плакал всё.
         А тут и муж-та – всё болел, болел.   А тут и болеть
         вроде перестал.   И держит её.   - Ну, Анютушка
         помоги – может быть, и поможешь ещё?
         - Помогу, конечно!   Но, давай ложись!   Я, значит,
         к печке её положила.   Разогрела хорошо.
         Как эту вот – Болелову – так же она, чуть, чуть не
         умерла.   Ну, застудили всё на свете.   Но и  я, её
         подогрела.   И эту Таньку Лялишну.   Она этим…
С: -   Дак это?   Болелова-та, она после уже была?
М: -   После, после!   Ну, также, также.
С: -   А.
М: -   Также было.

                284

С: -   Это ты с Болеловой, также стала делать
          в Черногорке.
М: -   Да!   Но, а потом  я  смотрю, что она уж посинела вся.
         Я  её к печке давай.   А этот парень-та – брат её.
         Он, ещё  я  говорила.   Помнишь, что на руках ходил?
         Такой был исключительный парень.   Но, потом он
         не уехал – не стал уезжать от них.
         И так и жил у них.
С: -   Мама?   Ты давай мне рассказывай про Сталина,
         Георгия  Михайловича.   Нечего мне эти.
М: -   Но ты слушай!
С: -   Ну, что слушать.   Ты про Сталина мне говори, как
         вот вы его лечили?   Что мне эти Болеловы.
М: -   Но.
С: -   Ты рассказывай, как приехал он, как начала лечить
         его, как он выздоровел.
М: -   Но, мы пришли, привели его.   Он идти не может.
         Ноги-та у него волокутся.   А тогда у этого - у дяди
         Максима была, эта?   Такая коляска.   Мы на коляску
         посадили Сталина и…   Ещё, наверное, два пролёта.
         Ешё два дома провести.   И тогда наш дом.
         Там жил этот, как его?   Дядя Максим.
         Но этот вот Тимошка и мы пришли, привезли
         Сталина.   А он уж и не дышит.   Ни туда, ни суда.
С: -   Сталин?
М: -   Сталин!   Она подошла, вот так вот, мяла тут вот,
         помяла, там помяла.   Она Мне говорит:
          - Мни вот так.
          - А  я  ни стала мять сильно, а вот так вот сожму,
          а  потом вот так вот выпущу.   Он: - Ах, х, х.
          Ему лучше стало.   Говорю, Маруся, звали – Мария
          Фёдоровна!   Мария Фёдоровна?   Вот надо так вот.
          Вот так, само дыхало - вот так нажать и отпустить.
          - Правда, ведь, так надо!
          А  я  та дура – не правильно делаю.
          - Но и сделали мы ему – сколько там сеансов.

                285   

          Так, он отошёл – поправился.
          А слёзы, прямо, катятся  градом.   Чувствую,
          что он уж прощается со своей жизнью.   Но вот в то
          время он, поправивши, был - не худой был.
С: -   А уж потом, конечно, он поправился.  Какой?  Когда?
М: -   Ну и, теперь, я  это?
С: -   Двадцать седьмой год.
М: -   Когда?  Как  я  опять про корову не расскажу.   Как  я
          корову выхаживала – давай его так же выхаживать.
С: -   А не про корову ты говори.   Но не говори, что ты
         в Черногорске, то же делала.
М: -   Но!
С: -   Тогда ты ещё ни знала про Черногорск.
         Потом расскажешь.
М: -   Ну вот  я  говорю: - Вставайте на колени – он стал.
         Мы и корову ставили на колени.
С: -   А его, зачем - на колени?
М: -   Надо искусственное дыхание делать!
С: -   Дыхание?
М: -   Да!   И вот он на коленях стоит и так вот, а мы туда
         давим – живот ему.   А он: - Хр.
         - Аш пар с него – такой горячий пар.
         Но, потом его перевалили на спину.
С: -   Дак, чего – вы его поддушивали – душили, что ли?
М: -   Потому что, у него, горячий воздух подпёр.
С: -   А – температура большая?
М: -   Большая температура, и он не может – вздохнуть и
         не продохнуть – ни туда, ни сюда не может.
С: -   Значит у него – туберкулёз, что ли?
М: -   Нет!
С: -   Нет.
М: -   Просто он, это?
С: -   Пере…   Инфекцию занесли – да?
М: -   Инфекцию занесли!   Инфекция большая.
          А потом  я  тут поколотила ему.
С: -   По голове?

                286

М: -   Сито, вот так, взяла, поставила – покажу.
          Держи сито – и вот он держит – в зубах.
          Вот так вот в зубах – сито держит.
С: -   А.
М: -   Держит хорошо – я, раз.
С: -   А ты по ситу ударила?
М: -   И  я  по ситу ударила – по этому месту – по верху.
С: -   А зачем?
М: -   И сразу у него столько рвоты, столько гнили вылезло.
         Вышло.
С: -   А.
М: -   И он отошёл – лучше ему стало.
         Она вот так вот встала и стоит – врач.
С: -   Значит на него – чем-та накормили его,
          какой-то дрянью.
М: -   Не накормили, а опрыскали.
С: -   Обстреляли?
М: -   А всего было.   Обрызгали и опрыскали и накормили,
         и всего.   Вот.   Из ушей льётся кровь – судорога.
         И всякая такая дрянь, и из носа и изо рта – отовсюду.
         И отошёл – поправился мужик.
         Она и говорит: - Вот  я  врач, но ты врачее – больше
         понимаешь.
С: -   Ха, ха.   Мама?   Дак, значит, его врачи,
         так там лечили – в Москве.
М: -   А?
С: -   Врачи там у себя в кремле, так заделали – его
         заразили.   Вот.
М: -   Видимо так – напоили какой-то дрянью.
С: -   А, вот  я  о чём тебе и говорю.
         Поэтому и говорят, что…
М: -   А меня бабушка учила – баба Катя – жена
         вторая – Александра второго.
С: -   Мама?   По этому и говорят, что, это?
         Сталин арестовал, этих врачей-та - своих.
         Значит, он за дело их арестовал?

                287   

М: -   Да!   За дело!   И…   А бабушка меня, всяко, учила.
         Во всяко.   Вот, было - привезут больного…
         И  я  также с ним – с ней, всё делаю – помогаю ей.
         И человек пойдёт домой.   Здоровый – ещё и песни
         поёт.   Вот, Володя, как было.
С: -   А, и значит…
М: -   И теперь же, значит, этот…
С: -   Ожил он - да?   Сталин.
М: -   Ожил!   И говорит…
С: -   А он, что – совсем один и без охраны?
         Охрана-та, была там?
М: -   Да что с них толку-та.
С: -   Не, но всёравно, они были?
М: -   Ну были, но что толку – плачут и всё.
         Молодые люди.
С: -   А.   А вот ты…   Парни – да?
М: -   А?
С: -   Нет, а вот, когда ты пришла к себе домой – они,
         наверное, ещё и не пускают тебя туда.
М: -   Куда?
С: -   Домой-та?
М: -   Домой-та?
С: -   Да!
М: -   Почему не пускают?
С: -   Но, как?   Но, в смысле – ты кто такая?
         - Они же охрана – не допустят же ни кого.
М: -   Дак  я  одна жила уже.
С: -   Это двадцать восьмой год.
         Но, ты – на печке-та он – охрана-та у него?
         Что думаешь – он просто так там был?
         Приехал, один – без охраны?
М: -   Ну дак конечно!
С: -   А где вот они - тебя пропустили ж, наверное?
М: -   А их всех убрал Иван Богданов – идите
         в другую избу.
С: -   А, он раньше их убрал.

                288

М: -   Раньше убрал!
С: -   Перед тем, как ты пришла – да?
М: -   Да!   И Петро – этот вот – Шуркин брат.
         Дядя Федя – два брата Феди.
С: -   А, в смысле, где-то там - идите туда.
М: -   Идите, вон вам там предоставлено, какая-то – дом.
         Избушка.
С: -   А, в смысле, чтобы никто не видел их – да?
М: -   Но!
С: -   Не обращали внимания.
М: -   И его не беспокоили.   Бабы Кати уж не было.
         В бабы Катину квартиру – дом,   Всех загнали.
С: -   А.   Ну вот, а то – всёравно охрана-та у него была?
М: -   Была, конечно!   И ехидная – ещё она.
С: -   Что?
М: -   Охрана была.
С: -   Что?   Не видели, не знают?
М: -   Дак, заделали такую дрянь ему.
         - Как, говорит, она – девка, и так поступает с ним?
С: -   А они уже тут были?
М: -   И она выходила этого – такого большущего.
С: -   Мужика – да?
М: -   Мизгиря такого выходила.
С: -   Дак они, что – ехидна?  Что?  Враги тоже были – да?
М: -   А?
С: -   Ты, говоришь: - Ехидна.   - Враги они были, что ли?
М: -   Конечно были враги!   Они и напоили его.
С: -   А.
М: -   При врачебной комиссии, там делали.   Их всех…
С: -   Потом прибрали – да?
М: -   Прибрали их всех.   Приехал дядя Ваня Каин
         приехал.   Ехрёмин приехал.   Они сказали, что
         со Сталиным сделано – отравлен был!
С: -   И всех их вызвали сразу – да?   Врачей.
М: -   И всех их пухнули, да и всё.
С: -   Нет.   Кого - пухнули?   Этих?   И охрану?

                289 

М: -   Да!
С: -   Что они плохо там охраняли Сталина – да?
М: -   Допросы сделали, и всё, и как?
         И он – этот рассказал – Сталин: - Мне давали вода.
         Давали воду.   Одну воду давали – больше ничего.
         И кушать – я  кушал, то и другое кушал.
         Спасибо тебе Аннушка.
С: -   Ха, ха, ха.
М: -   То, меня – Анной звал.   А то: - Анют, Анют.
         Звал меня – Анютка.   А тут – Аннушка?
         Ведь  я  только тобой живу – ты ж меня спасла!
С: -   И ни один раз!   Тот раз ты его спасла – да?
         В царское время.
М: -   Детей моих спасла.   Всех спасает.   Вот.
         Ведь в нашей же деревне Кривандино всё это было.
С: -   Дак, что, мама – охрану под арест взяли – да?
М: -   Их всех, куда-то увезли – ни знаю.
С: -   А.
М: -   Что-то сделали с ними.
С: -   А, что они ни справились со своими обязанностями.
         Да?
М: -   Да!   Что они творили, что хотели.
С: -   Сами?   Сама охрана?
М: -   Им надо – им приказано так сделать над ним – вот.
         Ну и их убрали.
С: -   У.   Видно там вот эти вот – Свердлов – вот этот вот.
         Все они там хороводили.
М: -   Свердлов!   Потом этот, как его?   Ой, ещё-та, как его
         чёрта?   Жена-та у него хорошая была?   Ай.
С: -   Там – Ежов был.
М: -   А?
С: -   Ежов был.
М: -   Я  того не знаю.
С: -   Ещё там кто-то был?
М: -   Их там четверо было.
С: -   А, из высшего.

                290

М: -   А, как их вот звать – я  уже забыла – не помню.
         Не помню.   Но и вот.   Я  в свою…
С: -   А Свердлова уже кажется…
М: -   А?
С: -   А, нет!   Тогда уже Свердлова-та не было.
         Свердлова уже не было.
М: -   Не было его уже.   Тут…
С: -   Другие, уже были.
М: -   Какой-та Данилкин был – вот я помню – Данилкин.
         А этот Данилкин жил.   Где вот сейчас – эта самая.
         Змей-та разводят?   Вот там он жил.   Было, как её?
         На Ратце – за Ратцей.   Вот там этот Данилкин жил.
         А его сейчас нет живого.   Его к змеям подбросили.
         Стали люди-та более – русские, хорошие стали.
         Они узнали это всё и наказали этого Данилкина.
         И змеи его всего сгрызли.
С: -   Мама?   Значит это?   Тот раз…
М: -   Кровь выпили.
С: -   Сталин опять болел?   Потом его опять вылечили…
М: -   Вылечили – потом.
С: -   И домой поехал.
М: -   Опять поехал домой.   А уже, дети…
         Сталин: - А, где дети мои?   - Я, говорю: - У Ксеньи!
         Но, я  всё собиралась к Ксении, но мне ни как нельзя
         было.   А уж потом – ты хрядил – болел всё у меня.
         Никак нельзя уехать было.
С: -   А, ты хотела съездить – всё-таки - да?
М: -   Но!   И так ни съездили.   Ну, она послов посылала,
         что дети в сохранности.   - Всё хорошо!
         Не беспокойтесь Анютушка.   Всё хорошо.
         - Она меня Анютушкой - так и звала всё время.
С: -   Это значит, в двадцать…
М: -   Или Нюшей.
С: -   В двадцать седьмом, двадцать восьмом году.
         Сталина опять травили?
М: -   Травили!   Да ещё как?   Вот.

                291

                Жена  Сталина.

М: -   Сталину дам лекарство – от этого?
С: -   От паука?
М: -   А?  От паука-та этого.  Сразу повеселеет - начинает,
         что-нибудь рассказывать, читать.
         Что-нибудь прочитает хорошее.
С: -   Он, в смысле, в Москве?   Ты его в Москву возила,
         что ли?
М: -   Нет!   Там.   Я  ж  приезжала туда.
С: -   Куда?
М: -   Ну я тебе говорила, что – где эта?   Ай.   Королева.
С: -   А, в Англию-та.
М: -   За Англию, ажно – туда, какая-то больница?
         Забыла, как-то название было.
         Там специальный был лазарет.
С: -   Нет!   В Англии – только ни в Лондоне,
         а дальше – вот так.
М: -   Дальше, дальше – да!
С: -   Но!   Просто в лазарете.
М: -   В лазарете – да!
С: -   Но дак ты же вместе со мной ездила?
М: -   Один-та раз, я  одна ездила.
С: -   А, что он – стихи начинает читать там?
М: -   Да ну, что-нибудь такое начнёт.
         Когда чувствует себя здоровьем лучше.
С: -   Получше ему станет.
М: -   Но!   Что-нибудь читает.
С: -   Стихотворение, что ли?   Или читает с книжки?
М: -   Да так, что-нибудь житейское – про жену читает.
         Там всё записано было у него.
С: -   А, он стихи сочинял?
М: -   Но, про жену рассказывал всё.
С: -   А, рассказывал.
М: -   Читал, как жили, а  я  сижу да плачу.
С: -   Ха, ха.   А это…

                292               

М: -   Я  же знала её хорошо.   Вот, как было,
         приедет она – ой.   Она не сильно большого
         росту – такая, прямо – красивая такая была.
С: -   А, ещё когда ты маленькая там была – во дворце
         что ли?
М: -   Но!   Нет не во дворце – уж в деревне Кривандино.
         Она ко мне и к бабушке приезжала - к бабы Кати.
С: -   А дак, это?   Ещё, когда их не убили, эту?   Да?
М: -   Да!
С: -   Когда её не убили ещё.   Жену Георгия Михайловича.
М: -   Лазила – Нинадо было лазить, нигде.
         А то ездила везде.   Сидеть, где-нибудь  взаперти,
         как  я  сидела – под замком.
С: -   Дак она, это?   Как её звали-та?
М: -   А вот так же, как баба Катя – такая же.
         Она на бабу Катю и походила – ихняя  видно родича,
         Какая-нибудь такая – рассеевши.
С: -   А.   И тоже Катериной звать – да?
М: -   Да!   Катерина!   Катюшей!
         Он её всё время Катюшей звал – моя Катюша.
         Как он плакал по ней.   Она, какая хорошая,
         умная была.   Мальчик весь, весь в неё, походил.
         Надо бы было в отца походить, а он на мать походил.
         А дочка выродилась – вся, такая же, как отец.
         А эти два, как-то больше на мать походили - сыновья.
С: -   А дочка?...
М: -   В отца!
С: -   В отца.
М: -   Но она, и походила на мать, но – красивая.
         Он же не плохой был на лицо, тоже.
С: -   А этот, значит – Александр-та – Ксеньин-та муж.
         Это брат был родной - Сталину.
М: -   Родной?
С: -   Да!
М: -   Этому?
С: -   Сталину!   Георгию Михайловичу.

                293

М: -   Сталину?
С: -   Это родной брат был.   Георгий Михайлович
         и Александр Михайлович – братья.
М: -   Я  вот ни как не спрошу – ни когда, ни спрашивала.
         А вижу, что-то – какое-то сходство большое есть.
         Походят они друг на друга.
С: -   А Ксения-та, она же влюблена и в Сталина была,
         и в того – в Александра.
М: -   Угу!
С: -   Это, скорей всего, Ксения, даже больше любила,
         этого – Георгия Михайловича.
М: -   Этого – да!
С: -   Георгия?
М: -   Угу!
С: -   А Александр её замуж взял – Ксению.
         Потому что – Георгий женился на Катерине.
М: -   У них так и получилось, что одни – друг
         друга любили – не женились, а эти поженились.
С: -   А, наоборот получилось – да?
М: -   Угу!   А жили хорошо – любили друг друга.
         И как-то у них…
С: -   Ну, просто – Георгий Михайлович любил Катерину.
М: -   Ну!
С: -   Вот.   А Александр Михайлович…
         тоже, Катерину любил.
М: -   Да!
С: -   Но Катерина выбрала Георгия – Сталина.   Вот и всё.
М: -   Ну и всё.   Тут всё в Катерине получилось.
С: -   Как она выбрала.
М: -   Да!
С: -   Выбор свой сделала.
М: -   А Георгий пошёл к её отцу – князю – свататься.
         А тот его прогнал - отец.   Тогда они поставили его
         пред фактом – отца её.   И, мальчик родился у них.
М: -   Я  сегодня палец прищемила дверью,
         а сегодня – июль месяц 1994 года.

                294

                СЫН  БЕРИЯ.

М: -   Я  была в Ленинграде и купила костюмчик мальчику
         Берия – сыну.
С: -   А потом ему отдала – сыну.
         Значит, ты была в Москве здесь?
М: -   Не!
С: -   Но, где ты его видела – мальчика-та?
М: -   Но, они приезжали – понимаешь ты или нет?
С: -   А – САМИ ПРИЕЗЖАЛИ.
М: -   Да!   Я  в вагоне сидела – я  знала,
         что врагов много в Москве было.
С: -   А, значит…
М: -   Там ещё, какая-то женщина пожилая:
         - Ой, и ладно, что не приехала.
         - Всё говорила: - И ладно, что не приехала в Москву.
С: -   А, значит, Сталин-та не был – да?
М: -   Нет!   Тут они повидались и…  Это уже его любимая
         тётка, какая-та была – чужая.  Тётка – просто чужая.
С: -   А, чужая, но она знала, что…
М: -   Любили они друг друга.   Она ещё крёстна вроде
         была ему.   Но и вот…
С: -   А как её звать?
М: -   Я  не помню.
С: -   Не помнишь.   А вот…   а сам Берия не приезжал?
         Только сын Берия приезжал – да?
М: -   Сын был, с этой.
С: -   Мальчик?
М: -   Ну!   С этой – с женщиной.
С: -   А.   И она на машине приехала – тебя встречать.
         Встретила – да?
М: -   Да!   И они уехали.   Едут, да всё пищат, пищат.
         Говорю: - Что за машина,   Почему она пищит?
         Она: - Он говорит, быстрей едет, когда пищит.
С: -   Ха, ха.   А, скрипит.   Или гудит?
М: -   Ну, он шутил просто.

                295

С: -   А, шофёр?
М: -   Да нет – этот.
С: -   Мальчик?
М: -   Сталин-та?
С: -   Дак, а Сталин приезжал, что ли?
М: -   Ну  я  ему потом рассказывала видно.
         Говорю: - Какая-то машина была.
С: -   Но?
М: -   И говорю: - Пищит, пищит – едет.  Да и мальчик,
         этот, сказал: - Она пищит, дак она быстрей бежит.
         - Ха, ха – чудак.
С: -   А, это ты в машине этой ехала.   Да?   Нет?
М: -   Ни ехала  я - ни в какой машине.
С: -   А, просто – они приехали.
М: -   Они приехали!   Мы сидели в закрытом виде.
         Нас ни кто не видел.
С: -   Аа.   В машине, тоже?
М: -   Ну!
С: -   В другой машине?
М: -   В тупике седели – в вагоне.
С: -   А, в вагоне?
М: -   Да!   Вагон закрытый.
С: -   Аа, и вот они и приехали.
М: -   И они приехали – тебе же говорят.
С: -   Вон как.
М: -   Мне нельзя – нас сразу же прибьют.
С: -   А – лекарство отдала?
М: -   Лекарство  я  отдала – там я не одна ехала.
         Там пролетарских людей много ехало.   Таких.
С: -   А, и вы потом – вон как?
         Ты значит, в прицепном вагоне ехала – специально.
         В спец вагоне – да?
М: -   Да!
С: -   И потом – в Сибирь – так и помчались – да?
М: -   Угу!   Меня – мой вагон - везде отцепляли,
         да прицепляли.

                296

С: -   Аа.   Ты, как это?   Ваше величество.   Ха, ха, ха.
М: -   Но!
С: -   С охраной – да?
М: -   Но там эти – военные.
С: -   Но – охрана значит.
М: -   Охрана!   И потом, эти самые, начальство, кто, где
         там сходит – отцепляют.
         И к другому поезду прицепляют.
С: -   А, ну, спец вагон военный был – да?
М: -   Ну!
С: -   А ты, как туда – в Ленинград-та попала?
         Ведь – надо было, что-то тебе там?
М: -   Надо было!   Лекарство привезла – для всех.
С: -   И потом всё это передала,
         и опять осталась в вагоне – да?   Сидеть.
М: -   Меня же, видишь, вечно охамутают эти.  И хожу, как
         всёравно, это?   С рюкзаком, с лекарством.
         Я  их лекарство не брала – вы, наверное,
         насметанили тут?   Я  своё лекарство возила.
С: -   А?   Значит, ни только в Ленинграде, тоже,
         кто-то болел.   И даже в Лондон это всё?
М: -   А там много болело.
С: -   А, много болело?
М: -   Да!   А там, с Ленинграда – отправляют, и в Лондон
         и везде – по всем больницам.


                ЛЕКАРСТВО  ОТ  ПАУКА.

М: -   И у меня там – три четверти были с лекарством.
         От паука подарок.   Одну послали - в Лондон увезли.
         Легче стало.
С: -   Ха, ха, ха.
М: -   Ха, ха.   Потом – другую послали – где Ксенья живёт.
С: -   А.
М: -   Там сильно болел народ.

                297

С: -   И туда посылала?
М: -   И туда посылала!
С: -   Это – в Канаду.
М: -   Да!   Но там, этих червяков-та не было.
         А какая-то зараза была послана.
С: -   И ты всё расписала, как надо лечится – да?
М: -   Да!   Всё написано было, всё, как положено.
         То, говорю: - Много не лейте, и много ни пейте.
С: -   Ну да, наоборот надо, что б организм адаптировался.
М: -   Пусть, лучше меньше – организм привыкнет к этому
         лекарству сначала.   Потом мне большое
         провозглашение.   Это уже, как…
С: -   Спасибо.
М: -   Благодарность – по ихнему.
         По-нашему благодарность, а по-ихнему, возношение.
С: -   А.


                РУЗВЕЛЬТ.

С: -   Мама?   А вот это?   Если бы ты Рузвельта, туда бы,
         тоже, в Лондон привезли, как Сталина, ты привезла.
         То он тоже бы жив, остался – да?
         Или ему слишком большая доза досталась – яда?
М: -   Кого?   Какое?
С: -   Ну, Рузвельт та вот.   Но они – Сталин в Америке-та,
         когда гостил?
М: -   Дак – поздно уже было.
С: -   Или он.   А, потому, что он там…
М: -   У него уже всё воспалилось и что уже клочками всё
         сгорело – там уже напрасно и лекарство портить.
         Иван Иванович Каинов – когда вскрыл.
         Там уже – ленточками.
С: -   А.
М: -   Всё сгорело.
С: -   Сожгло – да?

                298

М: -   Но!
С: -   Яду много, наверное?
М: -   Много!   Очень много!   Даже пришлось с Иваном
         Ивановичем, отваживаться.
         Видно надышался он, от него – от больного.
С: -   Аа, видно, какой-та специальный яд-та был?
М: -   Кто его знает – с чем-то, что-то сделано оно
         специально, что б его убрать, дальше.
С: -   Но они же вместе, это?   Гуляли-та,
         в смысле – встреча-та была вместе со Сталиным?
         Там же все собирались-та.
М: -   Ну, Сталину видно меньше – он не стал пить.
С: -   А всёравно попало.
М: -   А в водке было подано.
С: -   А, в водке было подано?
М: -   Да!
С: -   Аа.   А, он просто так – пригубил.
М: -   Но!
С: -   И этого достаточно было – да?
М: -   Ой.   У него гортань болела только.
         Может чуточку и, глотнул.
С: -   Гортань!?
М: -   Угу!
С: -   А тот видно – Рузвельт – и желудок сжёг.
М: -   Но, лепестки уже – в лепестках желудок.
С: -   Аа, ну ясно.
М: -   Но  я – ещё им – два пузыря – эти два – это?
         По три литра – такие бутылки привезла.
         Дядя Ваня, всё по нём плакал.
         Иван не был - на вечеру-та, на этом.
С: -   А, дак там, значит, и ещё много Американцев
         отравлено было?
М: -   Много!
С: -   Много – У-у.
М: -   Медицины много, попортили.
С: -   Там, в Америке?

                299

М: -   Да!   Своих и чужих.   И не кто не мог узнать – кто,
         чего, как.   Вот как сделано было – узнай, попробуй.
С: -   Но, ты ж говоришь: - Кого-то там застрелили ж, что…
М: -   Но…
С: -  Или это уже пятое колено – неизвестно кто.
         Всёравно – да?
М: -   Но уж, то, что он усмехнулся что-то.
С: -   А.
М: -   Видно так!   Говорят – народ-та.
         А раз, усмехнулся, значит, знак согласия.
         Сталин сказал, говорит: - Надо дать было ему.
         Пусть он попробует.
С: -   Этой же штуки – да?
М: -   Да!
С: -   Ха, ха.   Ему, наверное, так и дали?
М: -   Не знаю – я  не была там.
С: -   А ты откуда знаешь?
         Или Сталин сам говорил, или кто-то говорил?
М: -   Но он туда заходил, а  я  не была, туда – там.
         Я  в этой – в прихожей была только.
С: -   Там - в Америке?
М: -   Ни в Америке.   Он приехал-та?
С: -   В Лондоне?   Аа, но ты когда с ним – со Сталиным
         разговаривала…
М: -   Но!
С: -   И, наверное, он сказал – да?
М: -   Да!
С: -   Что надо было дать ему – тому человеку – то же
         выпить…
М: -   Да!   Но, он был – ой – черный сделавший – худой,
         худой.
С: -   Сталин?
М: -   Да!
С: -   Угу.   Это уж вот – после войны?
         Это уж вот после войны.
М: -   После войны?

                300

С: -   Ага!
М: -   Я  уж забыла – за это время.
С: -   Ну, война-та кончилась, мама, и они там собрались.
         Что бы, это – отметить…

                СТАЛИН  БОЛЬНОЙ.

М: -   Ну да – после войны.   Потому что Стёпочкин потом
         приехали, и Гурьян приехал, и сама Стёпочкина.
         И  даже был этот – но, как его?
         Еврейчик-та – начальник был.
С: -   Ефимов?   Ефимов, что ли?
М: -   Не!   Не Ефимов.   Как-то этот-та ещё всё
         его звал – Исаков!   Исак с Исачихой.
С: -   Аа, Исаков.
М: -   Приезжали.
С: -   Туда – в Лондон?
М: -   Да!
С: -   А, что им там надо было?
М: -   Но, по, соболезновать.
С: -   А они думали, что Сталин умрёт – да?
М: -   Да!   Наверное – обрадовались.
С: -   А, но вот ты тот раз, к нему ездила.
         Тебя к нему-та допускали – туда в палату?
М: -   Меня везде пускали!
С: -   А, везде пускали?
М: -   Но!   Нигде меня, ни держат!
С: -   А ты, ха, ха, ха.   Мама?   А ты же, это?...
М: -   Это наша гражданочка!

                ЗАРАЗА  В  АНГЛИИ.

С: -   Дак, слушай, а до этого же ты там - в Англии лечила.
         Ты уже, как профессор была - да?
М: -   Да так – название.
С: -   Но, но название-та…

                301

М: -   Но!
С: -   Но, самое главное.   В это.   Во время войны-та там.
         Англичан-та ты лечила.   Они же знают тебя.
М: -   Знают – это наш работник – иди.   И меня угощают
         и всё.   А  я  говорю: - Нет, я  сейчас только кушала.
         Мне нельзя лишнего есть.   Я  отравлена была.
         Мне есть часто нельзя.   Я  боялась, есть у них.
С: -   Ну, конечно, ха, ха.   Лучше.   А то сунут чего-нибудь.
М: -   Но!   Может – купленные кто.
С: -   А, значит, они уже в курсе были, и сказали, что там
         всё нормально – в Англии.
         Уже не одного больного нет так, там с червяками.
М: -   Да!  Но  я  говорю: - Как, с этими быстроногими – как?
         - Всё!   Ни одной нет, говорит.   Ой, спасибо вам
         большое.   Вам благодарность, и долго, долго жить!
         Сколько людей-та вы спасли.
         - А то бы все, все бы – вся бы Англия ханула.
         Они так и сделали, наверное?
         Чтобы погиб народ весь, в Англии.
С: -   Они, в Англии, наверное, вообще были в панике.
         Не знали, как лечить, даже.   И всё, такая зараза.
         Что она распространяется – распространялась
         угрожающе.
М: -   Дак она…
С: -   Быстро.
М: -   Приехал экскурсант и нистал носить повязку.
         - Да ну, чего ко мне придёт.
С: -   А.
М: -   Через три – четыре дня.
С: -   И всё.
М: -   Он и свалился совсем.   Но и давай я его лечить.
         Дак от него – три банки лишнего откачали с заразой.
С: -   А, чуть больше.
М: -   Ещё больше.   Ему-то, было с пяти, а то с восьми
         качали.   Вот восемь.
С: -   А кого?   Банка – это литровая банка-та?   Или как?

                302

        Или, что закачивали-та?
М: -   Десятилитровые и пятилитровые.
С: -   Нет, дак вы, как?   Банка – что, она из организма
         выходит эта зараза.   Или вы что-то сначала
         заливали?
М: -   Кошечку пускали в желудок.
С: -   Но?
М: -   И тут вот это - вот, как бы тебе сказать - вот это бы…
С: -   Но, туда – заливают – да?
М: -   Вот я тебе покажу сейчас – вот это баночка – она
         высокая.   Но она специальная баночка.
С: -   Сверху – налить повыше.
М: -   Но!   А тут ему – узкогорлая, на, на это – делают.
         Что оно узкое горло, что бы было.
         Вот, что бы в таком виде было.
С: -   Но и вот…
М: -   И там, так одна, эта бежит - оттуда.
С: -   Ага!
М: -   Вторая – там размешивает их туда и угнетает.
         Они усыпляются, они уже, как заспанные – уснут.
         Что бы не вылазили от туда.
С: -   Аа.
М: -   Третья, уже бежит, окончательно – туда идёт.
         И вот, как, всёравно – качаешь, когда, что-нибудь.
         Ну, как сливки мешаешь или ещё вот это?

                Умельцы  из  деревни  Кривандино.

С: -   Дак вот это ты придумала – да?
         Что, вот так, надо сделать.
М: -   Это придумали мы с Митрием.
С: -   А, ещё - с Дмитрием.
М: -  Ещё Дмитрий с этим, и был ещё этот, когда жил
        у нас.   Как его?   Оська – Сталин.   И вот они
        сделали.   Он – Сталин Георгий Михайлович.
        В курсе был – Сталин.

                303

С: -   А Сталин, Сталин-та в курсе был – да?   Этого всего.
         Сам делал это.
М: -   Да!   И этот – мой отец Дмитрий, говорит: - Слушай
         Ось?   - Он его всё Ося называл.   - Ося?   Слушай.
         А помнишь, мы делали с тобой – какие-то червяки
         к нам лезли в огород.   И они, говорит, были
         это – все пойманы.   А нельзя так, чтобы с организма
         вытащить эту заразу?   - Можно!
         - Но и придумали - сделали!   Агап делал и Трошка.
С: -   А – вот умельцы-та – да?
М: -   Вся деревня делала почти.
         Вот они – две сделали, эти?
С: -   Вот такие колбочки – да?   Эти, приборы эти.
М: -   Прибор такой был.
С: -   Дак вот ты с этими, с двумя приборами…
М: -   Как-то их называли – я  забыла.
С: -   Мама?   Ты с двумя вот с этими приборами,
         ты и поехала потом уже в Англию?
М: -   Поехала!   Обвернула – они же стекло.
         Было сделано не бьющее – вот это.
С: -   А.
М: -   Ещё видно первый выпуск были приборы.
         И вот это всё сделано всё, и  я  поехала.
         С тобой мы ездили в Англию.
С: -   Аа, это ты просто – приехала, забрала приборы
         в деревне – да?
М: -   Но!
С: -    А, где оно у тебя стояло это оборудование?
          У Феди, наверное – Фёдора?
М: -   У Фёдора – всё.
С: -   А.
М: -   Но!
С: -   И вот…
М: -   Дочка?   Береги дочка!
С: -   Но, ха, ха.   И помчалась, и там стала лечить.
         В Англии – да?   А они смотрят: - что это такое?

                304

М: -   Но!   Приехала – тебя забрала – и поехали.
С: -   А, в Черногорск поехала сначала – да?
         Забрала меня, а потом туда уже поехали.
М: -   Потом забрала тебя и поехали в Лондон.
         Ой, я, как вспомню…   Я, наверное, месяцев
         несколько, есть не могла.   Такие они – запах
         от них – от больных, такой противный был.
С: -   Дак, слушай?   Получается, что ты прямо сразу, и
         дала и рецепты и как лечить.  И как всё делать и всё.
М: -   Но!   Потому, что у нас было такое оборудование.
С: -   Угу, уже было.
М: -   У нас в другом  виде были – у нас лохматые, и
          с хвостом ещё какие-то были.
С: -   Это лямбрии были.
М: -   Лямбры, наверное, вот.
С: -   Это лямбры были?   А это ещё вывели,
         Какой-то новый сорт.
М: -   Но!   Но, а потом – что-то подправлял Трошка.
         Ещё живой был он, и этот самый, как его?
С: -   А?
М: -   Дядя Клима.
С: -   Ты ещё и консультировалась там – да?
М: -   Да!   То, на, на каждого, то - был лохматый.
         А то этот – может пройти мимо.
         Лохматый-та задерживается – а этот нет.   А этот нет.
С: -   Ну.
М: -   Дак вот этот самый – Башмачин был и этот – Иван
         Богданов – ещё кто-то ведь был?
         А – Пётр этот, как его?   Но, Шуркин брат – он тоже
         дошлый – настырный.   Дошлый мужик.
         Он много – хорошо понимал всё.
С: -   А, в Лондоне, мама, они всё – сообразили и
         быстренько наделали - ещё три штуки сделали – да?
М: -   Да!   Ещё три сделали штуки.
С: -   А свои, ты потом забрала?   Промыла?
М: -   Свои забрала – промыла!

                305

С: -   А, куда их девала?
М: -   А, на спасательной станции в Черногорске.
С: -   И так потом они…
М: -   Так и остались, наверное.   Но их увезли в эту?
С: -   В Москву?
М: -   Нет.   В Кузбассе ещё мы были - в Кемерово.
С: -   Аа.
М: -   Туда в эту.
С: -   В центральную – в часть – да?
М: -   А?
С: -   В центральную поликлинику – да?
М: -   Да!   Там их расположили.
         Уж благодарили, благодарили меня за это.
С: -   А  я  думаю, что бросили их там, где-нибудь.
М: -   Нет, нет.
С: -   Аа.   Видишь.
М: -   Это ж в любое время могут сделать – заразить.
С: -   Но, у людей же есть такие инфекции.
М: -   Да!
С: -   Раз и всё.
М: -   И сделают.   А так-то они знают, что есть.
         Значит, бесполезно вредить.   Но всёравно могут,
         пакость сделать.
С: -   Ещё раз заразить народ.
М: -   Да!
С: -   А вот они сами – вот врачи, там, в Англии.
         Они с удивлением, или…?
М: -   Они, они не знали, что делать.
С: -  Аа.
М: -   У них таких приборов не было.
         Там же и сделано – сначала прибор был,
         а потом уже этот – рабочий прибор.
С: -   А.
М: -   Это уж рабочий, а то, прибор осмотрительный.
С: -   А.
М: -   Всё на меня девчонки говорили: - Ведь мы сказать-та

                306      

         не можем.   Мы вот учились, а что мы учились?
         Мы и не знаем, как и что назвать.
         Она вот всё нам растолковала, растолковывает.
         Растолковала, как, что делать,   И всё так.
С: -   Аа, там - в Лондоне-та?
М: -   Да!
С: -   Ну конечно.   Они же – колледжи – или, как они там.
         Все – институты, считай, медицинские закончили.
М: -   Но!   Институты, и ещё как-то, по-другому называют.
         Они столько принимали этих приёмов – учились
         приёмам – изучали.
С: -   Экзамены сдавали?
М: -   Экзамены-та эти принимали у них.
         А ни чего толку с них не было.
         Они не понимали, что делать с ними – с приборами.
         Вот он у ней  - всё – медикамент и всё, всё здесь
         вот – всё знает.   И  я  всё, до одного, всё
         знала – медикаменты.   А они не знали – забывали.
         Да, как же вы учились?   Вы же учились,
         по письменному.   А  я  же ведь, малограмотная
         женщина – писать не умею.   - А, как же вы
         выучились?   - А мне рассказывали, и  я  запомнила.
         У меня память была очень хорошая.   Я  запишу всё
         в память.   Иду к Ивану Ивановичу Каину.
С: -   И свои каракатицы поставишь и всё?
         Или, не записываешь?
М: -   Нет!   Он говорит: - А ты ставь свои знаки.
         Ты знаешь, что тут такое и ставь свои знаки.
         А ты мои поставишь каракули – ни что не выйдет.
С: -   А.
М: -   Вот он так всегда говорил.
С: -   А свои каракули - уже ты знаешь.
М: -   А свои каракули – знать будешь.   Вот.
С: -   Ха, ха, ха.
М: -   Ха, ха.  И всё такое.  И вот он, как что, говорит - ВОТ.
         - Это уже закончил он говорить.   Ха, ха.   Ой.

                307

         А  я  - один раз, что-то с ним – с Каином.
         Так балякаю - разговариваю.   А две девушки,
         медики, пришли - с медицины - с медиков.   Медики.
         - Ой, как вы с ним, как всёравно со своим родным
         разговариваете.
          - А  я  говорю, а чего же – он мой подданный.
С: -   Ха, ха, как?
М: -   Я  уже привыкла, что он мой брат, а  я  его сестра.
         Мы и разговариваем так.   Он меня вылечил – я  его
         вылечу.   Я  его совсем от смерти спасла.
         Так заболел, что  я  его таском – завязала верёвки
         к нему.   И себе, через плечо верёвку, и так его
         тащила.   На матрасе привезла – притащила.
         И верёвку через плечо, и его так тащила.
         Я  тащить-та его не могу, на себе.   На матрас его
         привязала, и на матрасе его привезла - волоком.
         Прямо в эту?   В, как её?   В кабинет.
С: -   А.
М: -   И там сразу же позвонила, этой?   Главному врачу.
         Она пришла.   – Ой.   А что ж не позвонила-та?
         - А, когда  я  буду звонить.   Я  пока бы звонила – дак
         я  тут уже.   Но и тут давай.   Он…
         Они пришли.
         Пока они пришли – я  его, уже посадила.
С: -   А, уже очухался – в сознание пришёл – да?
М: -   Очухался уже.   Я  прочитаю – ага, это вот
         от обморочения.   Это без памяти.
С: -   Обморок, значит, у него был?
М: -   В обмороке.   Но, я  немножечко.   Да  я  дам, давала,
         и всё.   Потом из своего кармана,
         вытаскиваю – у меня, этот?
         Всегда в кармане бутылёк.   Настойка из цветков.
С: -   А, пузырёк, ха, ха.
М: -   Пузырёк стоит.   И всё.
         - Но, а что ж тогда звонила?   Он же в порядке.
С: -   Да…

                308