Уточки

Василий Куприянов
            Где-то в самом начале 90-х годов в воскресный день я с приятелем Андреем ехал по Московской кольцевой. Было часов 10 утра, и дорога была не особенно загружена. Андрей рулил, а я как, дед Щукарь, сидел справа и «антиресовался на природу». Куда ехали и по какому вопросу, не помню, но, наверное, дело какое-то было, иначе зачем бы куда-то  тащится в воскресную рань.  Я уже отметил, что машин было немного, и мы совсем ничего не поняли, когда увидели, что вдали на встречной полосе все машины дружно остановились. Ни в то время, ни сейчас на МКАДе светофоров не было, и Лужков еще не протянул по ней разделительную полосу из бетонных блоков, что будет важно для дальнейшего повествования.
            Когда мы подъехали к остановившейся веренице машин на встречной полосе, то нам стало все понятно. Через дорогу Утка вела выводок утят. Делала она это неспешно, без суеты, хотя явно присутствовало грубейшее нарушение правил дорожного движения. Выводить детей на оживленную магистраль при отсутствии «зебры» или, на худой конец, дорожного знака «Осторожно, дети» было опрометчиво. Утятки тоже не суетились, а важно вышагивали за родительницей, с точностью до миллиметра, выдерживая интервал между собой.
            Мы подъехали, когда Утка перешла на нашу сторону. Естественно, остановились, как и все остальные водители, которые ехали за нами. Слава Богу, что происходило это в начале 90-х, а не сейчас, когда нашему «крутяку» неважно, кто на дороге впереди,  человек или какие-то утята. Девиз «посторонись, зашибу» правит балом. А, тем более, что нет никакой «зебры» и рядом ГАИшников. Ну и хорошо, что отсутствовал барьер, в который они бы уперлись в наши дни. Сейчас так не погуляешь. Неспешно Утка прошествовала по нашей полосе и скрылась в придорожных кустах. Я, честно говоря, замешкался и забыл спросить у нее, как же ее зовут. Поэтому и называю просто Утка, но с большой буквы.
            Это небольшое происшествие довольно долго занимало мое воображение. Я не мог сообразить, зачем Утка рисковала своим потомством? Перебрал кучу вариантов. Двигалась она с внутренней стороны кольца на внешнюю. То ли она из города выводила своих детишек на природу. Рассудив, что там и воздух почище и червячки пожирнее. То ли, наоборот, из села навестила свою городскую подругу. Бывает же, засиделись, детишек разложили под лопушками, а сами чаевничали или чего другого покрепче потребили. Пока перемыли перышки всем окрестным селезням. Пока повспоминали их беспутных. Детишек нашлепают, а воспитанием их совсем не занимаются, и ни каких алиментов от них не дождешься.  Да что с них взять, мужики они и есть мужики. Только покрасоваться, да по чужим гнездам  порхать. А как до реальной помощи многодетным матерям, то ищи-свищи их. Так за разговорами и просидели до утра. А утром домой.
            Конечно, возможны и другие варианты. Но факт, что Утка с утятками в городской среде - зрелище совершенно умилительное.  Поучиться бы людям у Утки, которая не разбрасывает своих детишек по приютам и детским домам, а растит их в любви и согласии.
            Не менее интересно было наблюдать уток и в совершенно дикой природе. Мы вдвоем сплавлялись на резиновых лодках в башкирской глухомани по реке Нугуш. Было как раз время, когда утятки появляются на свет. Речка то разливалась метров на 40-50, то превращалась в ручей, да так, что лежа на лодке правой рукой достаешь правый берег, а левой, соответственно левый. И на каждом километре пути нам встречались по несколько «эскадр» утят. Что удивительно интервал между ними, что на водной глади, что на асфальтовой реке всегда абсолютно одинаковый. Утка мама взлетала и старалась нас отвлечь, а утята неожиданно пропадали. Как ни пытались рассмотреть, куда они делись, мы ничего не видели. А когда мы проплывали место их исчезновения, они появлялись снова. Потом нам объяснили, что они ныряют и, чтобы не огорчать старика Архимеда, ухватываются клювиком за травинку на дне. Причем здесь Архимед? А притом, что они легкие и пушистые, и водичка их быстренько бы вытолкнула из глубин. А уцепился за травиночку, и сам спасаешься и не нарушаешь фундаментальный закон природы. Вот какие умненькие ребятишки. Дружно, чтобы не огорчать маму утку,  нырк - и нет их, проплыли эти опасные, огромные существа - можно снова на солнышко. А мама утка все над нами летает. Ее можно понять – от этих двуногих можно ожидать всего, то пальнут из ружья, то еще какую-нибудь пакость совершат. И тут она совершенно права.
           В этой поездке ружьишко у нас, конечно, было, но  мы были настроены абсолютно миролюбиво, у нас самих с напарником недавно родилось по дочке, и гробить других детишек нам было не с руки. А ведь было время, когда сам чуть не стал охотником. Служил я под Бухарой и, как-то раз, мы выехали на утиную охоту. Там в пустыне от скважины образовалась цепь небольших озер, и птички во время перелета садились испить водички, что совершенно естественно. Уток там было просто огромное количество. Я, как заправский охотник, сначала целился и потом стрелял. И на сто процентов мазал. Пришлось срочно поменять методику охоты. Я закрыл глаза, пальнул вверх и подранил первую в своей жизни утку. Улететь она не могла, но и в руки не давалась. Пришлось пальнуть второй раз. Она осталась жива  я ее поймал и засунул в сумку из под противогаза. И тут начались мои сомнения, а правильно ли я поступил? Она из сумки смотрела на меня живыми глазами и на ее лице или клюве, даже не знаю, как выразиться правильнее, было явно написано следующее: «Дурак, ты, дурак. Зачем ты меня подстрелил?  Замучаешься ты меня чистить. Ведь вкуса во мне никакого, сам же потом плеваться будешь. А не пальнул бы ты в меня по дурости, я бы тебе утяток наплодила, ты бы на них любовался, а главное совесть твоя бы была чиста. Ведь я такая же Божья тварь, как и ты, только без ружья». Может быть, я не точно цитирую ее мысли, но думаю, что они были примерно такие. Самое поразительное то, что она не возмущалась, не протестовала, а молча, с укоризной смотрела на меня. Вы попробуйте слегка задеть какую-нибудь дамочку на улице или в трамвае. Сколько вы выслушаете про себя интересного и не особенно лестного о ваших умственных способностях с поминанием всей вашей близкой  и не очень близкой родни, да и общественность, скорее всего, осудила бы вас за не гуманное отношение к сородичам. 
             Слава Богу, эта моя охота была первой и последней. Ведь даже утиных мозгов хватает, чтобы понять о глупости охоты на них. Казалось бы, бесплатно раздобыл дичь. Но если учесть, что вкусовые качества дикой утки, которые близки по вкусу к низкосортной фанере, а денег (бензин, патроны, выпитая водка и т.д.) угроблено столько, что цена ее приближается к стоимости поросенка средних размеров, и все ради того, что бы где-нибудь щегольнуть своими трофеями, естественно, наврав с три короба. Так что, ребята, кончайте палить в уток, да и в любую другую живность. Ведь они на вас не нападают, и оружия у них нет. Если уж совсем не в терпеж, то ловите их руками, а потом отпускайте. Действительно, почему бы вам не поймать руками тигрицу с тигрятками или медведицу с медвежатками, а потом, руководствуясь гуманными соображениями, выпустить их на волю, то поверьте,  на душе будет намного  спокойнее.