Василий и Буало

Елена Остапенко-Меленевская
ВАСИЛИЙ, ВАННИКОВА И БУАЛО

Очередной курс зарубежной литературы у нас читала импозантная и постоянно чем-то недовольная Нинель Ванникова. Экзамены и зачеты она принимала строго, несколько раздраженно, чем вызывала у многих студентов безотчетный страх и тоску.
 
Я лично вообще остерегалась этой женщины. Мне казалось чем-то неестественным и страшным и ее Сорбоннское образование, и ее не по-женски холодный вигляд, и ее видимое глазу внутреннее одиночество… Потому, к экзаменам  я готовилась особенно тщательно, перечитывая все от корки до корки, но ни разу так и не получив от нее даже вожделенной четверки…

Однако, были люди, которым удавалось рассмешить даже эту Снежную Королеву!

Как-то, на экзамене у Ванниковой моему однокурснику из Полтавы Василию Ч. попался билет с вопросом о трактате французского классициста Буало, вроде бы - «Поэтическое искусство».

Я не знаю, кто целиком прочитал и тем более внял этому нуднейшему поэтическому произведению 17 столетия, но Вася его не читал вообще!

Однако, студент исправно посещал лекции и даже пытался что-то конспектировать.
В его конспекте, посвященном лекции Ванниковой о Буало (как и у меня, впрочем…) была записана только одна, приблизительно следующая фраза: «Буало считал, что художник должен черпать информацию из самой жизни и запечатлевать это на полотне истории…» Что-то в этом духе.

..Вася присел на кончик стула перед строгим экзаменатором Ванниковой и по обыкновению своему краснея и томно опуская глаза в пол, пролепетал: «Буало – выдающийся французский  теоретик классицизма…»
Он тяжело задышал и поднял на Нинель Ивановну полные тоски и страдания очи.

«Продолжайте дальше, я слушаю.» - холодно произнесла Ванникова. Васю охватил ужас. Продолжать было нечего. И вдруг, о небеса, перед его глазами всплыла спасительная фраза из конспекта! Подсознание сработало и в момент наивысшего напряжения выбросило нужную информацию!
 
Василий вскочил со стула, его глаза светились от счастья, а щеки пылали огнем. Ванникова с ужасом смотрела на студента.
«Да! - закричал Василий. – Буало был действительно выдающимся французским теоретиком классицизма!»
Ванникова помрачнела.
Но выдержав истинно театральную паузу, Вася горячо продолжал: «Он был уверен, что любой настоящий художник должен черпать из гущи самой жизни!»
При этом Вася резко нагнулся, сложив обе руки в виде ковша, и зачерпнул с потертого аудиторского пола нечто невидимое, но, по всей видимости, очень тяжелое, и швырнул ЭТО прямо в Ванникову. Та отшатнулась и в трансе откинулась на спинку стула.
 
«И плескать, плескать на полотно истории!!!» - Вася размахивал руками, визуально изображая, КАК настоящий художник должен плескать нечто на полотно истории. Полотном была Ванникова. Она широко раскрыла глаза и пыталась остановить не в меру разбушевавшегося студента.
Но Вася был уже в образе. Он продолжал размахивать руками и возбужденно повторять: «В своем гениальном трактате Буало не устает повторять, о том, что настоящий художник должен черпать из гущи самой жизни и плескать-плескать на полотно истории все, что ТАМ нашел!!!»
Нинель Ивановна превратилась в театрального зрителя. Вначале она пыталась как-то остановить студента, но когда Вася в пятый или шестой раз «плеснул» из «гущи жизни» на «полотно истории», Ванникова рассмеялась.
 
Тогда я первый и последний раз видела как тепло и до слез умеет смеяться Снежная Королева – Ванникова. Не в состоянии утихомирить студента, она открыла его зачетку и вывела: «удовл.». Так Вася, благодаря врожденному артистизму и единственной записи в конспекте, сумел сдать экзамен по зарубежке.
Кстати, я тогда тоже получила «удовл.», хотя и долго рассказывала о попавшемся мне в билете, и читанном-перечитанном Сервантесе и его Дон-Кихоте. Наверное, мне просто не хватило актерских способностей…