Записки школьного учителя

Зинаида Малыгина
                Мой звездный чаc.






                Я всегда верила в то, что моя  Звезда  рано или поздно  зажжется на моем педагогическом  небосклоне.     Безграничные  возможности  моих учеников  вселяли уверенность  в то, что мой труд не пропадет даром.   Даже маленькие звездочки Божьих знамений в работах   моих   учеников с тонкими душами    всегда радовали меня  , именно они зажигали мою часто усталую душу от скучных будней и многочисленных проблем как школьных, так и домашних.

      Поэтому  встреча с Аллой Сухининой   вселила радость и надежду, что годы, отданные учительской работе, не потрачены даром. Это был мой Звездный час, к которому я неутомимо шла. Итак, я приступаю к самым дорогим мне страницам  воспоминаний последних двух лет моей педагогической  Голгофы.               

     Класс Аллы расформировали после девятого, и она, к моему счастью, попала  в10Б, где классным руководителем была моя сестра Валентина Федоровна Шмелева. Я знала, что она девочка творческая, но первое полугодие 10 класса Алла присматривалась ко мне, а я ждала, когда  ее душа проникнется  доверием. ко мне.  Это произошло после прочтения  ею романа Е.Замятина ”Мы”  Теперь пытаюсь вспомнить ту сокровенную мысль в романе, которая  объединила не только существование наших душ, но и направила на творческий  процесс сначала Аллу, а потом и меня.

                –  Что тебя тронуло, Алла, в этом романе? - спросила я
 
                -   Я раньше думала, что человек либо счастлив, либо несчастлив. А теперь поняла , что за счастье нужно бороться,  - ответила она как бы невзначай .

 - А  что зацепило Вашу душу, Зинаида Геннадьевна, в этом романе?- поинтересовалась она. 

                –  Духовность личности , Аллочка, духовность.  Мне кажется, что мы  топчемся  на месте, а проблема эта  и сегодня  витает в воздухе. Мы, как и восемьдесят лет назад, закрыты как для других, так и для себя.   Сейчас уже и никого не боимся, а работать над собой не хотим. Грустно от этого на душе, Алла. А за счастье ,  конечно , нужно бороться. Но ведь понятие счастья и пути к нему у каждого свои.
 А вот над душой - божественным началом человека- надо работать.   На то и Господь дает нам жизнь, чтобы улучшить  ее, душу-то нашу…..   Именно в ней наша индивидуальность. В  сегодняшней реальности происходящего  мы все одинаковые, как и герои замятинского романа. Наше   самовыражение    идет вразрез с  божественной природой  души .  А    время жизни   стремительно  летит мимо нас. Его не остановишь и не повернешь назад.  Вот  это и беспокоит меня , дорогая моя.   .               
 .  Понимала, что не все в моих силах. Видя своих взрослеющих не по годам десятиклассников, иногда  невольно  вступала с некоторыми из них  в конфликт. Моя  слабая энергетика была бессильна изменить ситуацию. Вину за происходящее я брала на себя.

 Алла видела, как я переживаю, тем более она лучше знала картину происходящего.  Мои жизненные советы, обращенные к моим любимым ученикам,   имели  слабую энергетическую силу. Она , шестнадцатилетняя, была, как и я, белой вороной в глазах большинства моих  ребят.  Но эффект белой вороны  нисколько не комплексовал ее .  Поэтому  Аллины  рассуждения “На чистоту” были отражением не только ее здоровой, чистой энергетики, но и  отражением  моих мыслей:.
     .
                -     Позвольте поговорить с Вами на чистоту!  Я  не ставлю перед собой цель- навязать  Вам свою точку зрения, не заставляю думать и поступать  так, как я. Вы все индивидуальны, и я уверена, что в каждом из вас есть вершина вашего идеала, к которой вы стремитесь или должны стремиться. Но какая-то невидимая сила тормозит Вас, вы должны заглушить ее, утопить эту ‘мерзость” в своем прошлом. Сломайте ее, пока она не сломала Вас.

 Я понимаю, что очень трудно бороться против того, что даже не имеет определенного названия; но, помните, что Ваша вера, Ваша любовь, надежда на лучшее поможет вам в борьбе. Пока вы боретесь, вы живы, вы часть общества. Но если борьбы нет, вы изгой, вы становитесь паразитом своей собственной судьбы. Моей целью не является ожидание похвалы или восхищения, мне важно столкнуть вас с мертвой точки, задеть за живое, увидеть в ваших глазах движение вашей души, ее развитие и самоусовершенствование

Увидеть ваши чистые глаза, первозданные мысли, совсем новые, яркие, все разные и искрометные. .Именно они являются двигателем нашей жизни, общества в целом. Я сама иногда не понимаю, зачем мне это нужно, почему я так волнуюсь за все и вся. Но я чувствую, что это мне необходимо как воздух, как вода. Возможно, именно для этого я пришла на эту  грешную землю. У меня есть своя мечта, О ней позже.

Я чувствую, что если мне было суждено родиться 16 лет назад, учиться с вами сейчас, каждый день заглядывать в ваши глаза и, образно говоря, помочь снять вам “очки”, пройти испытание и ни в коем случае не сломаться внутри, значит, так и должно быть Для меня будет счастьем, когда я посмотрю в ваши глаза и увижу то волшебное движение , услышу ваш внутренний голос, который наконец-то проснулся, и вы готовы вступить на свой собственный путь.                Вот сейчас я читаю, и мне необходимо, чтобы вы смотрели мне прямо в глаза. Мои попытки ничтожны, но вижу, что некоторые начали копаться в себе, углубляться, главное – не замыкаться. Это важно. Всем нам свыше дан язык и, когда вы нечестны с ним, загадочность вашего языка пропадает  Именно ваша индивидуальность и духовность нашего класса отличает нас от других классов, но это не ставит нас выше других.      
   
      Сейчас все против нас:  экзамены, ЕГЭ, да и масса других проблем. Через все надо пройти, так как в жизни нет легкого пути. Дорога с трудностями намного интересней и полноценней. Я верю в вас, я чувствую каждого из Вас и хочу, чтобы, выйдя за порог школы, вы  обрели гармонию в себе. 

                Я счаcтлива , несмотря на все трудности, счастлива, что вот так, не стыдясь, в открытую, могу говорить с вами и чувствовать вас, открывать свой внутренний мир, отдавать вам свою энергию, при этом обогащая свою душу. Задайте своей жизни смысл, заполните глухую пустоту и приложите максимум усилий для осуществления своей мечты! Откройте для себя новое измерение!
 
                Искренне ваша одноклассница Алла”

 Эту боль души  она выразила именно тогда, когда я со своим классом, в котором была классным руководителем, находилась в конфликтной ситуации.  Она видела, как я переживаю, плачу от бессилия, что мне не хватает энергии, чтобы изменить себя и ситуацию. И поэтому ее письмо-обращение к сверстникам с разговором на чистоту- было той психологической помощью, которую она несла мне в тот трудный для меня период.

 Она знала, что я читаю все ее жизненные раздумья  во всех классах, в которых преподавала. Поэтому   ее  боль,  как и  свою боль за происходящее,  я  несла своей потухшей энергетикой в своем классе, рыдая при чтении написанного  и сквозь слезы глядя в глаза своих любимых учеников   вместе  с Аллой , и   за ней  был  крик  моей надломленной и бессильной  души.   Но мое  подсознание слышало голос  моей  спасительницы:

-  Зинаида Геннадьевна, я думаю так же , как и вы. Нам тяжело, нас не хотят слышать и  понимать, но  мы в этой жизни ” воины света,’’ и  поэтому должны бороться, несмотря на поражения.   . 
               
 Наши уроки литературы в их классе начинались с прочтения ею  собственных  размышлений  на самые разные темы философско-психологического характера , нового стихотворения, идея которого наваливалась на нее ночью,  или глав  написанных  повестей о  судьбах  ее ровесников, попавших  в разные жизненные коллизии. Ребята ее класса с удовольствием ждали каждого  нового творения Аллы.

    Я в свою очередь рада была за них. В их глазах не было зависти, а была гордость, что они учатся в одном классе с талантливым человечком, несущим своими искренними размышлениями свет и добро. А во мне она увидела того человека, который не только понимает ее состояние души, но и питает и  поддерживает эту духовную  ауру.


 -Вы  на данный момент понимаете меня даже лучше меня самой. Вы столько дали, столько открыли передо мной дверей и сделали это моими же руками, что очень важно в первую очередь для меня. Для Вас важно мое дальнейшее духовное возрождение, достижение мною новых вершин, идеалов, путем осмысления проделанного и достигнутого мною Я стремлюсь к этому, с каждым днем Вас больше понимаю.

 Вы помогли мне лучше разбираться в людях, в самой себе, за что хочу Вам выразить огромную благодарность Знайте, Зинаида Геннадьевна, моя мечта - оказаться в эпицентре взрывной волны; мое желание- принести пользу  стране: моя даль- открыть глаза людям-. -писала Алла в одном из своих  размышлений, уже  адресованных  мне. /»Выводы.»/


 И я понимала,  что    она заботилась не только о своем движении вперед,  но и  о духовном прозрении всех, кто был рядом с ней. В свои шестнадцать она хотела не только понять, но и  изменить мир.

      .- Наша жизнь играет с нами, она задает свои правила и , безусловно, она умней и сильней нас, потому что наделена божественным смыслом. Когда же мы будем жить так, как нам предначертано свыше; когда зло перестанет носиться по земле со скоростью 120 км./час , унося жизни. Я хочу понять, где заканчивается та грань безумства, вслед за которой плетется отвергнутая нами мудрость и духовность. Мне всего 16 лет, но мир видится мне не таким, каким он видится моим одноклассникам. Я знаю, мой путь будет непрост, но это будет мною избранный   путь.”/” О себе”/

 
Как  это замечательно, моя  дорогая.   Читая твои размышления, я   всегда говорила себе:

-  Когда есть такие ребята, как ты,  в нашей жизни еще не все потеряно, есть надежда на то, что духовное прозрение молодежи - это не мечта кретина, за которого я себя часто принимала.

 Ты в пух и прах разбивала все мои сомнения и вселяла уверенность в мою романтическую иллюзию, что  четвертый сон Веры Павловны - это не фантастика, а реальность будущего.  И  я  даже начинала верить в то, что Зинаида Гиппиус из глубины 20 века может  обратиться с просьбой - предать ее прах  земле русской, так  как  боль  ее вечной  души за  духовность нации   совпадала   с криком юной  Аллы во Вселенную:               

 Хочу сказать, что вы бездарны.               
Хочу сказать, что Вы слепы,
Судить я не  имею права,
Я человек с другой Земли!

Другой планетой рождена,
Других частиц. Я невесома.
Я вижу, как взрывается Земля,
И мы родимся снова!

Другой порыв нас ждет вверху,
Другие наважденья.
И по-другому я отдамся Светлому перу,
Другие ожидают наслажденья.

Мой друг, уже другой…..
Ты помнишь, как кружила птица…
Как мчался ты вперед запряженным конем,
Как разрывалась колесница.

Разрыв Земли – он будет страшен….
Осыплет пеплом Белый свет.
Посадим в души мудрость нашу
И смерти скажем ”Нет!”
Другими станем, лучше!
Забудем, что когда-то лгали
Мы просто перестанем мучить,
Себя, которых долго так искали!  /Что-то другое. 7.09.2004г 11ч51м/


-Какая муть - воскликнут ее сверстники
-Сумасшедшая - предположат обыватели
-Как можно писать о том, что лишено логики- подвергнут сомнению умники


Но Алла знала, что крик ее души слышен во Вселенной, а Вселенная  на ее стороне.

 “Что-то другое “ в этот лживый мир несло ее подсознание, “что-то другое’ предчувствовало ее сердце, “что-то другое” ей хотелось сказать живущим рядом с ней и верить, что когда-то мы станем  лучше. Хотя  скептики во все времена  подвергнут сомнению ее предчувствия, так как, по их мнению, они лишены здравого смысла. Да и Бог с ними. Вселенная всех слышит и всем воздает по заслугам.

   И  все ли  успеют   сказать те три слова, которые  делают нас чище и светлее. Ибо только  эти слова обречены на существование в Вечности, так как несут не только продолжение жизни, но и ее суть. Но, увы, мы - то во времени Вселенной    невечны
                ..
Успеем ли сказать три слова?
Когда последний взмах ресниц
Слегка коснется снова,
Знакомой страсти утренних зарниц1

Успеем ли понять три слова?
Когда , держась за поручни мечты,
Ты уж давно твердишь без чувственного крика,
Что в человеке нет любви!
Что грань безумства и забвенья близки, как никогда.
Она приводит лишь к затменью,
Толкает в пропасть , в никуда!

Успеем ли забыть три слова?
С закатным всполохом небес,
В минуты те, когда мы отвергали Бога,
Когда в сердцах селился бес.

Успеем ли услышать сердце?
Мучительно твердящее о том,
Что наши дьявольски  никчемные желанья
Погубят в каждом. Но любви
Загадочно живущее сияние
Нас все же отделяет тем прекрасным Сном  /”Успеем ли…” 15.08.2004г./

 Неужели   любовь к ближнему, любовь ко всему, что окружает нас, наконец,  любовь к себе, как  “ загадочно живущее в нас  сияние,”  дана не всем?   И сон, как препятствие, который    отделяет от  нее. Нужно проснуться сердцу, чтобы  почувствовать свет в своей душе

 .Поэтому    рассуждения  Аллы о смысле жизни, о ее ценности , о наполненности  ее внутренним содержанием, о   пребывании  на нашей грешной земле  всегда мне были близки и дороги. Они совпадали с моими, так как всегда знала, что жизнь каждого отдельного человека- это отражение его  души.

Жизнь-отражение души,
Прикажет задохнуться в муках
Или потребует:  “Дыши1”

Жизнь-это  радости и движения звезд,
Затмение солнца и капельки слез.
Жизнь-это Свет, чья-то игра.
По законам живет черно-белым она

Жизнь-это дно,
И в душах наших темно.
Жизнь-это Мы,
Только не знаем мы нашей жизни цены1   /”Жизнь” 11.04. 2004г./

 
    Она права, моя  девочка, так как я точно знаю, что  не знаем мы цены нашей жизни , думая, что все в наших руках и что не она нами руководит, а мы ею.

 Глупцы,  единственное, что в наших руках - это право выбора.
               
“Перед каждым лежат десять тысяч дорог, ведущих за пределы круга.
  Первый шаг по любой из них может быть последним.
  Последний –приведет на порог вечности…….
  Стоять на месте- существовать.
   Пойти по своему пути- умереть,
   Вырваться за границу круга- познать свет.
   Во всем мире человеку принадлежит только одно - право выбора.”/Луис Ривера/

Наш выбор - вырваться за пределы круга и познать свет.

 И я рада, что этот выбор Алла сделала гораздо раньше меня, но я горжусь тем, что на  закате   своего  педагогического поприща  судьба в награду послала за все мои труды талантливого человечка, который  во мне  разглядел не только одного из   “ воинов света”, но и  оценил мои профессиональные достоинства..

-  Она вся пропитана эпохой прошлого,  “онегинскими” временами. Потрясающе, как в ней сочетается модерн и старина причудливой формы. Она дышит тем воздухом, почему-то осенним. Когда-нибудь я посмотрю ей прямо в глаза и скажу, что восхищаюсь ей, скажу искренне.  Я обниму эту удивительную женщину, талантливого педагога в знак безмерной благодарности. И мне будет жаль ушедших чудесных уроков литературы , но я мысленно буду постоянно возвращаться  за школьную парту, чтобы не потерять связь  со Светом, который несла нам  на уроках  Зинаида Геннадьевна./ “Один день. Мысли”/

    Причудливое сочетание элегантности и бабской прыти я несла поочередно своей сутулой статью.  Все это неплохо сочеталось с детскостью моей души, которую и прочувствовала Алла во мне. Именно детскость моей души притянула ко мне мою Звезду.
 
.”Модерн и старина, пропитанные воздухом осени”-безусловно для меня были открытием.. .  Возраст осени, который Алла точно  определила во мне,  был мне  по душе.   Он   пробудил интерес    к чтению эзотерических романов Коэльо,.Луиса Ривьера, Анхеля де Куатьэ .Все, что читала я ,   интересно было  и Алле.

 В очередной раз, дав ей почитать “Книгу воина света” Пауло Коэльо, ждала ее  мнения по поводу впечатлений от прочитанного. Вечером невестка принесла  два исписанных листка быстрым почерком и мимоходом  сказала:
- Это ваша писательница  просила вам передать
. -Какими же мыслями поделилась со мной моя юная ,- без иронии   сказала сама себе я ,- признанная мною,   писательница?

. Поток ее мыслей цитирую  в очередной раз:.

- Как много дала мне эта книга! Я попыталась выстроить картину своего пути. Игнатьева Т.В. освободила путь Вам и мне, при этом она неотступно последовала по своему пути./Москва/  Моя встреча с вами - это самое ценное, это знак.. Вы открыли меня и направили к моей заветной мечте. Я вижу в вашем взгляде сияние, сияние Вашей души. Сейчас  Душа мира для меня в Вас.
Может именно во мне заключается Ваш путь или часть его Я вижу свой путь через познание своего сознания и души. Теперь я не могу без людей, а раньше одиночество было моим другом. М ы с вами разговариваем на одном языке. Я стала как бы Вашим продолжением. Мои письма к Вам – это  частички  моей  души. Я возьму от Вас все, и это будет самым ценным в моей жизни…

Спасибо тебе, моя дорогая, что может быть ценнее в моей работе, как благодарное слово его учеников. Наверное, я не совсем  достойно пронесла звание   воина Света    через  свою Голгофу, но точно могу сказать, что годы работы  школьным учителем  были потрачены  не зря,  и Звезда моего труда  зажглась и на моем   небосклоне.  И этой Звездой являешься ты - Алла Сухинина.
               
                Мы рождены, как будто для спасенья
                С гореньем властного огня.
                В душе мы слышим птичье пение,
                За друга принимаем худшего врага.

                Мы  жизни знаем высший смысл,
                Предназначенья наших мыслей.
                Спешим подняться вверх по крыше,
                Но с грохотом оттуда же летим.   ./16.08.2004г./

А в твоем  “мы,” есть  и частица моей души. Хоть я  и не рождена  была  для спасенья, но благодарю Господа за  ту благодать, которую он посылает мне, чтобы слышать птичье пение  своей души и неутомимо идти по  ступенькам теперь уже своего творчества к  далекой, светящей  мне,   моей  Звезде.    

                10. 03. 2006г.