***

Тахир Гашим-Заде
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА КРУГИ СВОЯ

Наконец, и мы стали свидетелями событий, о которых можно было прочесть, пожалуй, лишь в учебниках истории. По всему исламскому миру,  за редким исключением, прокатилась волна протестов, связанных с опубликованием,  сначала в датской, а потом и в других европейских газетах двенадцати карикатур на пророка Мухаммеда. Почему мы до сих пор могли читать о подобном только а анналах истории,  объясняется тем, что времена, когда религиозная власть вмешивалась в дела светского государства, а порой, даже подменяла ее, давно прошли. В историческом масштабе. Но, как показали последние события, в сознании некоторой части человечества не произошли соответствующие времени перемены, и она, по-прежнему считает возможным диктовать другим людям, с другими убеждениями, другим мировоззрением, свои правила бытия, свой взгляд на человеческое существование. Всего бы ничего, если это неприятие чужого мнения, мировоззрения, было адекватным, не попирающим основы человеческого общежития и установившегося, в последнее время в мире, некоторого баланса  между различными полюсами человеческого общества. Часто, вполне понятные, при здравом размышлении, события, получают настолько гротескный и поразительный характер, что порой кажется, что режиссер этих событий находится за кадром, и  ведет развитие событий, по только ему известному хичкоковсому сценарию. Весь ужас происходящего в том, что реальные, несущие серьезный ущерб экономике, а вслед за этим уровню человеческого развития события, разворачиваются, на первый взгляд, на довольно абстрактном религиозном  фоне. И та часть человечества, которая не понимает глубинных причин происходящего, воспринимает ситуацию как, чуть ли, не войну цивилизаций. Видимо есть необходимость внести ясность в некоторые явления последнего времени философами, политологами, обществоведами и политиками. Философия предполагает борьбу идей, само ее развитие происходит на фоне противоречий, которые заложены в основу вселенной. Все человеческое бытие пронизывают противоречия, столкновения противоборствующих факторов в политике и экономике, культуре и религии, просвещении и образовании и.т.д. Общественное развитие в исторические времена всегда было подобно качелям. То одна часть человеческого общества вырывалась вперед в развитии, то другая. То одна часть света развивалась и становилась локомотивом человеческого прогресса, то другая. Одни народы сменяли другие, другие сменяли третьи, менялись общественно-экономические формации под давлением внутреннего антагонизма. Свой взгляд на мир определи Ветхий Завет, Новый Завет, Коран. Эти средоточия человеческой духовности, а на их фоне, множество различных  устных и письменных концепций мировосприятия, созданных самыми различными народами, каждый в свое время, составляли краеугольные камни человеческой цивилизации.   Нет сомнения, что эти памятники человеческой мысли, религиозные по форме и философские по сути, сыграли огромную положительную роль в гуманитарном развитии Земли. Ученым еще много предстоит поработать, чтобы прочитать то, что читается между строк этих, во истину,  божественных  произведений человеческого гения. Но, необходимо признать, что даже самые великие достижения человека, могут быть комментированы, а если необходимо, то и критически оценены. Если Создатель позволяет нам проникать в самые сокровенные тайны мироздания, если для этого он обеспечил нас великолепным и совершенно адекватным механизмом, называемым мозг, то почему мы не можем критически  оценивать свое прошлое и проникать в будущее? Речь идет о том, что взгляд на явления, окружающие нас, должен быть системным, то есть комплексным, учитывающим все возможные  точки зрения на предмет изучения. Только тогда, может быть познана некоторая истина на данном этапе и могут быть выбраны правильные ориентиры развития. Недаром многие гении  прошлого, даже во времена инквизиции, позволяли себе критически осмысливать и воспринимать религию, отбрасывая ее догматизм, но принимая ее социальную роль. Великие французские просвещенцы, Вольтер и Дидро, позволяли себе критиковать религиозные постулаты, за что были преданы анафеме официальной церковью, но заметьте, не Создателем. Никто не присваивал право останавливать и корректировать человеческую мысль религиозным деятелям. Каждому разумному человеку понятно, что духовность,  определяется не приверженностью к какой-либо из религий, а внутренним содержанием каждого индивида, каждого человека. Низами, Аль-Бируни, Насими, Хагани, Хаям и другие великие представители Востока, позволяли себе выход за рамки религиозных догматов в самые смутные времена человеческого развития. Чего бы стоил Восток и его культура сейчас, если бы их мысли не стали достоянием  народов, населяющим его. Нет необходимости защищать религию от критики, так как ее роль в жизни и развитии человечества непререкаема. Но есть необходимость понять, что времена, когда религия была той оболочкой, внутри которой развивалась человеческая цивилизация, прошли.  Уровень человеческих достижений в 20 веке, а особенно в в 21-м зашел настолько далеко, что некоторые достижения науки вплотную подошли к пониманию самых сокровенных причин мироздания. Выдающийся английский физик современности, Стивен Хокинг предсказывает, что уже в первой половине 21 –го века человечество станет обладателем таких достижений, которые перевернут все наши представления о жизни и вселенной. Этому можно верить, потому что уже первые годы 21-го столетия дали такие открытия, которые невозможно было даже представить несколько лет назад.  Можно сказать, что работы ученых уже предвосхищают фантазии самых изощренных фантастов. Современное состояние человечества показывает, что оно уже покинуло свою колыбель и поэтому нужда в плотной опеке отпала. Сейчас, в некоторых областях человеческого знания, религиозная оболочка стала тормозом развития. Хотя, необходимо понять, что роль религии по-прежнему велика и уместна там, где в ней нуждаются.