6. Книги - мои лучшие друзья

Альфред Грибер
6. КНИГИ - МОИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ

(из повести «Житомирское детство»)

А. Грибер

Мне, как и всем маленьким детям, мама, бабушка и дедушка рассказывали различные стихотворения и сказки. А потом в доме появились первые детские книжки с картинками. Поэтому слово «книжка» я знал с самого младенчества.

Конечно же, как и все дети моего возраста, я запоминал наиболее понравившиеся мне стихи и сказки наизусть. Кстати, потом, когда я научился читать, я перечитал все те книжки, которые мне читали мои родные.

А начал читать самостоятельно я очень рано. И в этом был «виноват», большей частью, мой дедушка. Будучи ещё совершеннейшим малышом, я заметил, что он читает не только детские книжки, но ещё и какие-то большие листы, которые все называли «газетой». Так что это слово, наряду со словом «книжка», также очень рано запечатлелось в моей детской памяти.

Мой дедушка Гриша каждый день читал газету, которую все в доме называли одним словом – «Правда». Это слово и было моим первым прочитанным словом. Ещё до своей болезни и операции, примерно в два года или даже раньше, я подходил к дедушке, когда он читал газету, и, показывая пальчиком на её название, спрашивал, как произносится та или иная буква. Дедушка мне терпеливо всё объяснял и демонстрировал. Это походило на какую-то интересную игру в вопросы и ответы.

А так как я был очень любознательным ребёнком, то новая игра захватила меня, потому что каждый раз я узнавал для себя что-либо новое. Постепенно я усвоил соответствие между написанием и произношением каждой буквы, а также произношение сочетаний букв. Так родилось моё чтение.

Мне было очень интересно играть в такую игру. Мне так нравилось это делать! Я получал огромное удовольствие от этого процесса. В два года была только начальная стадия обучения чтению. Моя болезнь и последующая операция прервали на некоторое время этот акт познания.

Однако почти сразу после выздоровления, примерно в три года, мой мозг, как будто очнувшись от спячки, начал стремительно впитывать информацию окружающего мира. Всё, что я видел, слышал и ощущал, мгновенно фиксировалось и запоминалось. Очень быстро я научился складывать буквы в слова и незаметно овладел техникой и искусством чтения. Я читал всё подряд: вывески на магазинах, объявления, газеты, журналы, детские и не детские книги. Обширная информация вливалась в меня непрерывным потоком. Мне нравился также и сам процесс чтения, который одновременно и успокаивал меня, и стимулировал мою фантазию.

Как только я научился читать самостоятельно, я начал с удивительной скоростью поглощать книги одну за другой. Я просто «проглатывал» их, тем не менее, успевая понять смысл и улавливая все тонкости прочитанного. Главным поставщиком книг в нашей семье была городская библиотека, где у мамы был абонемент. Постепенно с детских книг я переключился на взрослые. Моей первой взрослой книгой был роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Нам с мамой эта книга очень нравилась.

Моя память была устроена таким образом, что мне было достаточно прочитать два-три раза какое-либо произведение, чтобы запомнить его. Благодаря этому, я знал наизусть много литературных произведений. Особенно мне нравились сказки Александра Сергеевича Пушкина. Через несколько прочтений я уже знал эти сказки наизусть. Сначала я декламировал их дома, потом в детском садике. Спустя какое-то время меня возили почти по всем детским садам города, где я читал и даже изображал в лицах «Сказку о рыбаке и рыбке».

Попадая в чей-то чужой дом, я первым делом искал глазами книги. И когда находил их, то мог длительное время, пока взрослые о чём-то беседовали, копаться в них. Уходя домой, я с большим сожалением расставался с книгами.

Моя искренняя любовь к книгам никогда не угасала на протяжении всей моей жизни. Мне до сих пор нравится копаться в книгах, выискивать в них что-то новое и интересное для себя, получать знания, а также ответы на жизненные вопросы и проблемы.

Книги у меня всегда были, есть и будут на самых почётных местах.