Мой Блок

Неистовий Виссарионыч
        В отличие от прозы я никогда не любил поэзии или не понимал, что в принципе одно и то же, за одним небольшим  или, наоборот, большим исключением. Имя этому исключению Александр Блок. Мне кажется, что его поэзию я знал всегда, поэтому мне тяжело вспомнить момент своего знакомства с его творчеством, его стихами. Это не было озарением, скорее это было органично усвоено совершенно незаметно, подобно тому, как буквально с молоком матери в нашу жизнь входит родной язык.
          Пушкин и Лермонтов всегда были и остаются великими и недосягаемыми, а Блок всегда был близким поэтом. В своей жизни и творчестве в силу своего рождения ему удалось соединить, казалось бы, несоединимое, немецкую упорядоченность и русский размах. И то и другое мне всегда очень импонировало.
          Писатель Эдуард Лимонов, автор блистательного произведения с названием НБП России, как-то говорил, что его случайно в пятнадцать лет развратил Александр Блок своей «Незнакомкой». Нечто схожее произошло и со мной благодаря стихам о Прекрасной Даме, правда, скорее, с обратным знаком – уберёг от разврата. То место, которое поэт отводил женской сущности в основе мироздания и человеческой перспективе, казалось наиболее привлекательным и созвучным юношеской сути, не смотря даже на то, что сказка, вымысел оказался, мягко говоря, несоответствующим действительности. Но если бы человек на протяжении своей истории всегда ориентировался только на так называемую действительность, то он, наверно, был бы не человеком, а животным. Как говорил Ницше, «лучше умереть от жажды, чем пить из источника, из которого пьёт сволочь людская».
          Если обратить внимание на ветхозаветные слова о том, что человек создан по образу и подобию Божию, то почему-то все забывают продолжение фразы, что «мужа и жену создал их», т.е. человек это не отдельно мужчина и не отдельно женщина, а мужчина и женщина вместе в некоем Божественном союзе. Не это ли пытался  нам донести поэт?
          Тема одиночества, опьянённой в прямом смысле беседы с самим собой о смысле жизни, о судьбах России, проникновение в самую суть русской жизни с неким надрывом, чувством обречённости, но благодаря искренней и реальной жертвенности поэта веющей на нас духом чудовищной силы и освещающей нас светлым отблеском истины. И кто по глубине этого проникновения в таинственные, может быть, даже тёмные, но от этого не менее провиденциальные закоулки русской души может соперничать с Александром Блоком.
         Стихи о России. «И вечный бой! Покой нам только снится…». Но ведь это слова не о вечной борьбе человека с метафизической точки зрения за своё существование, как нам подаётся то и дело со всех сторон, а, исходя, из этих слов, из конкретного контекста авторского произведения чётко видно, что речь идёт о непрестанной борьбе Руси с внешними врагами, о чём просто вопиёт вся наша история даже до сего дня. Блоку «ясен долгий путь» Руси «в тоске безбрежной», путь Божьей правды и промысла, в которых вечно непокорённая русская земля занимает особое место. Одним словом Святая Русь. В нашей незабвенной любви к Родине есть что-то сверхтаинственное, мистическое, глубоко чуждое и непонятное нашим врагам. И блоковский поэтический образ любви к Родине, как к самой любимой и близкой женщине, как к таинственной Жене, как нельзя лучше описывает это необъяснимое словами, но так знакомое каждому русскому явление.
         А «Скифы». Буквально в последние годы стало отчётливо ясно, что ни компьютеризация, ни Интернет, ни всеобщая мобилизация (в смысле телефонов), ни любые супернаучные открытия и достижения, а проблемы рождаемости, соотношения рас и народов на планете, в странах и государствах, а также напрямую связанные с ними проблемы сохранения моральных и нравственных устоев конкретными народами будут определять будущее человечества, тот путь, по которому оно двинется в своей истории последних времён, ту реальную картину расселения рас и народов. Где обрящимся мы? Не в «Скифах» ли указан ответ на этот вопрос? Другой путь – путь появления ещё одного мёртвого языка, и третьего, увы, нам не дано.
        И последнее, о чём хотелось бы сказать, это гениальная поэма «Двенадцать».На мой взгляд, это до сих пор совершенно непонятое и недооцененное произведение. Но весьма вероятно его время ещё не наступило. Почему-то мы всё время пытаемся запихнуть Россию, между прочим, свою Родину в систему трёх координат, а что если этих координат значительно больше. И что тогда?
         Посмотрите любой чёрно-белый фильм периода так называемого соцреализма. Даже для нас людей выросших среди этих ценностей всё это кажется сплошным сюрреализмом. Как? Зачем? Почему? Разве может быть такое?  А что будет лет через тридцать, сорок, когда наше поколение вымрет. Это же будет выглядеть непонятной жизнью с другой планеты. Но ведь это же было!
           А что Блок? А Блок всегда был с Россией. Он одновременно принял новую Россию, и умер вместе со старой умирающей Россией. А его дикий ужас перед смертью закончить жизнь не в России. Просто в его системе координат умещалась вся совокупная Русь, а не вырванные с мира по нитке, выхолощенные три координаты – любимая тщедушная национальная забава. Да написал «Двенадцать», и жёг его экземпляры,  и умер, покаявшись, как православный христианин. Давайте не будем забывать, что вся эта реальная, состоявшаяся в истории Россия и есть Россия наших дедов и отцов, и именно они же и были одновременно и Петьками, и прячущимися за сугроб  попами.
          Каяться, наверно, необходимо, но отрекаться от своей России никогда, тем более что впереди неё Иисус Христос. «Изблюю из уст моих тех, кто не холоден и не горяч», т.е. равнодушных. Может быть, большевики и были как раз выражением этого Божьего гнева, который существует наравне с Божьей Любовью, а очень часто и предшествует ей.
         А что Блок  разве не любил Русь «толстозадую, кондовую», в которую же и стрелял. И разве мы не обижаем, прежде всего, близких нам людей, именно тех, кого больше всего и любим.
          Возвращаясь к начальным строкам о любви и понимании поэзии, можно смело сказать, что очень просто любить гениальную поэзию, к коей без сомнения принадлежит и творчество моего любимого поэта Александра Блока.