Окурки, мухи и трупаки

Дядя Вадя
Современное искусство сгубили искусствоведы.
Как же так?
Ведь этот бодрый отряд, «исчусчих» непролазные творческие тропы в дебрях самостийности авторских помыслов, как раз и призван эти непроторённые пути торить, и укладывать рельсы новых течений. Дабы потом по этим накатанным направлениям могли скользить поезда и вагоны, напичканные зеваками и борзописцами. Ведь это они нацеливают интересующихся искусством обывателей на «бабки», с которыми те обязаны расстаться, чтобы стать полновластными владельцами шедевров. Вложить капитал беспроигрышно. Ибо со временем шедевры дорожают и  это известно всем.
Собственно они, искусствоведы делают «погоду» в искусстве. Благодаря информационному буму из искусства делают «моду».
По этому поводу известный художник Михаил Шемякин высказал следующее: «современное искусство  - это некие вещи, которые считаются искусством, ибо имеют имя автора и стоят порой больших денег».

Вспомним периоды рассвета, когда институтов, нацеленных на моду в искусстве, ещё не было. Художники славились мастерством, которое было заметно невооруженным глазом. Слава бежала далеко впереди и обеспечивала продажу произведений. Допустим, отряд голландских мушкетёров капитана Кока скинулся и заказал Рембрандту групповуху. Потом это грандиозное полотно назвали «Ночным дозором». Кто сколько заплатил, того на столько и нарисовали. Но психология каждого персонажа, а композиция… Потрясает!
Или допустим «Явление Христа  народу» тоже весьма грандиозное полотно, говорят там даже Гоголь нарисован и «покрупнее» Христа будет. Но суть не в этом. Суть в том, что эти картины и сотни тысяч других картин понятны без слов и объяснений этих самых искусствоведов. А вот к, так называемому, современному искусству без объяснений никак не подступиться. Не поймёшь иногда даже с какой стороны глядеть на «полотно», если таковое имеется. Разъяснения требуются не только «профанной среде», но и  создателю «шедевра», «художнику» в том числе. Ибо не ведает, что творит порой.
     Вот до каких высот поднялась значимость сих лиц. Народ в своём большинстве и темноте не понимает современного искусства, якобы делающегося для него. На самом деле оно делается в основном для искусствоведов. Они строчат статьи по поводу новизны, как они её понимают. А понимают они её очень просто: нечто такое, чего раньше не было. Вот и вся формула успеха.
      Нарисовать свою картину, передать на ней свою правду, отразить кусок жизни, так чтобы она взволновала зрителя – эта задача слишком проста по их просвещённому мнению. Проста и примитивна, наивна, вот.
     Нужно писать-лепить так и тем, чем никто никогда не писал, не лепил и в мыслях не держал такого.  Например: «скульптуры» из жевательной резинки. Разжевал, сплюнул – шедевр!  Или картина из мух: эдакий «черный квадрат» слепленный из сушеных мух. Заплати и владей. Через год «картина» рассыпалась  в труху. Извините, надо было эпоксидкой залить, что ж вы так не осторожно храните шедевр. Ладно, вот вам «белый квадрат» из окурков, лично не докуренных самим Художником, фамилию забыл.
    Или вот последнее достижение постмодернизма:  труп акулы в формалине, а то и покруче – трупак быка в огромном аквариуме. С рогами. Бешеные бабки стоит. Науськанные искусствоведами миллионеры-безумцы вкладывают в шедевр состояние. И что же? Трупак стал разлагаться на составляющие. Искусствоведы спорят: считать ли разложение «скульптуры» порчей предмета искусства со всеми вытекающими страховками или же наблюдать новое явление народу в виде кинематики в иное состояние, типа «динамика послесмертия». Думаю, они будут спорить до посинения, быка, разумеется.
    Рыб и копытных оприходовали, теперь очередь за «царём природы». Дури хватит. «Паталого-анатомическое направление».
   Да, вот хотя бы некий  Д. Уиткин  придумал: просто фоткает этих самых трупаков человеческих в различных позах и вся недолга. А всё начиналось, по-видимому, с документальной съёмки жертв нацизма. Но там был социальный аспект. Здесь же – эстетика с душком.
     А что делать? Мастеров нет. Века создания шедевров слились в канализацию. Остались одни подмастерья. Запасники  музеефицированы, забиты старьём, которое даже перебирать не охота. И сцены охоты писать не охота. Искусствоведы скажут: ещё одна охота, кому оно надо. Вот натуральное  гамно художника, ещё может их заинтересовать. Нюх не подведёт. Его даже можно запечатать в банки и продавать по сходной цене. В этом есть нечто концептуальное, начхать им в кашу, как сказал бы тот же Николай Васильевич, устами лихого казака.
    Вообще ныне в изобразительном искусстве, как оказалось, главное придумать слова, тексты. Вспомним  злополучный   «черный квадрат», к которому сам Казимир присочинил целую философию. И тогда он зазвучал! Кстати, «Черный квадрат» в музыке это  – молчание. Вот оно, небывалое! «Черный квадрат» в литературе сочинил Хармс, примерно такой: жил-был человек и ничего то у него не было, рук не было, ног не было, головы и той не было – потерял, тулова тоже не было, да и был ли он вообще, а ?
    Стали играть словами, придумывать : симулякр, перформанс, трансцендентально. И не важно, что в переводе они означают пустое место и надувательство. Кому нахрен нужен перевод? Главное – провокация, эйфория чувств.
     Взять побольше краски и раскрасить валуны прибрежные. Да, при закате смотрится обалденно! Дальше – больше. Холмы красками заплескать, деревья, травку. Прямо, как в военном городке перед инспекторской проверкой.
      А чё мелочиться, здания одеть. Не слабо! Лувр в парусине. Грандиозно! Главное вальтанутого спонсора найти, прошедшего искусствоведческую  спецобработку, чтоб отстегнул на парусину.
     Другая инсталляция называется "Раскол" - на мраморном полу в галереи Модерн сделали трещину в полу (шириной до 30 см). И что же? Пятнадцать человек получили увечье ног. Круто.
     Итак, глядишь потихоньку, полегоньку сформировалось среди народа мнение «шо так и надо ничего не понимать». Искусство, ведь! Высоты духа! Одни перформансы чего стоят… На недавнем форуме показали «кузькину мать». Некий Кузькин обвязался канатом и бродил кругами по колено в грязи. Заработал приз! Или очередной прикольный шедевр:  телеэкран с застывшим пейзажем – называется «место художника такого-то» (фамилию забыл). Местечко занято. В какой-нибудь статейке упомянули. А большего и не надо. Вошел в историю. «Поимел пять минут славы», как предрекал Великий Энди.
    Можно по-колхозному мешки с картошкой «забывать» в разных местах музея  и назвать ЭТО незатейливо - «Мешки». Или  300 ям выкопать в каком-нибудь Парке искусств. Просто ямки, круглые такие, ничего туда не посадив, но намекнув на нечто. Размахивая статейкой по поводу, бежать вприпрыжку ликуя: «Я сделал это!!!».
     Такие ныне художники, лучшие, кстати. Хоть жопы не показывают и не мочатся на зрителей «золотым дождём», не онанируют на стёкла, не сажают себя на цепь, не подвешивают за кожу на крючьях, не поджигают, не взрывают, не корёжат нервы окружающим, короче. Как, например, скульптор Марк Куин "кровавый", который каждые пять лет отливает автопортрет из собственной застывшей крови. Вот первостатейная задача современного искусства, поставленная искусствоведами. Не эстетическое наслаждение, а животный страх и ужас до заикания и энуреза.

    Вот почему многие морщатся при одном упоминании о современной живописи или других, мягко говоря, течениях искусства, поэзии на худой конец. Без рифм, разумеется, без ритма, как водится, без смысла, а на кой… Блуждание в потёмках ассоциаций, неясных даже самому автору. На всякий случай  есть спасительная фраза: «судите художника по законам им самим написанным».
     Вы только вдумайтесь в эту безумную формулу.
     Какие там художники «придумывают» для себя законы, когда есть целый сонм голодных искусствоведов. Они уже давно съели всех собак в округе, обглодали все истлевшие кости классиков, мастеров кисти и пера, перепотрошили, все какие сохранились, закрома, достали и развесили всенародно их несвежее бельё, объяснили происхождение всех пятен на нём. Развеяли в пух и прах добрую память, развенчали личную жизнь, не оставили камня на камне от творческого наследия великих.
Но им неймётся, господа и дамы. Они жаждут снимать пенку с адского варева современного духовного продукта. И они напишут такие ЗАКОНЫ, что, будьте уверены,   можно запросто почесать «золотое руно». И это главное.
А  художники, в широком смысле, главной задачей видят перед собой  не поиск Гармонии (следовательно, истины), а суету вокруг выставок. Главное успеть просунуть… свой «шедевр».

    Искусство. Этимология идёт от испытания качеством. Большого умения.
Животворящая сила. Единственное, что отличает нас, людей, от всех прочих видов животных. Это мы, человеки, можем испытывать наслаждение от общения с произведением искусства. Созидательное начало его безмерно. Гармония красоты снесёт любые преграды. Творческие деяния могут сравниться лишь с божьими.
  Накоплены несметные духовные богатства, о которых 99% населения даже не подозревает. Они лишь кое-что помнят из старой школьной программы, ещё до времён всеобщего тестирования ЕГЭ. Нынешние ученики не будут помнить даже этого минимума.
Поэтому им скучно. У них нет вкуса к познаниям. Зачем знать, напрягаться… Они не видят в этом смысл.
Созидать скучно, хотя бы себя самого. Кропотливое дело, тягомотина. Разрушать весело. Трах-бах и готово!
    Дисгармония разрушает жизнь, а значит искусство. Диссонанс режет ухо, хаос красок режет глаз, горечь разъедает вкус. Аляповатость, ахинея, абракадабра корёжит душу. Мечется она бедная, гибнет. Разрушается личность человеческая. За ней всё общество разрушается. Примерам несть числа.
Так было, есть и так будет, если…
Да, здравствует Хаос, начало всех начал! – скандируют безумцы, -  Хаос это истинная Свобода! Разрушим всё! Громи всех!
Азарт, танцующего на краю пропасти. Восторг суицида.
Это уже не эстетика, это патология и гибель, то есть антиэстетика.
Взгляните на так называемые «конкурсы красоты». Среди ходячих скелетов, обтянутых бледной кожей, обреченно улыбаются претендентки на звание «Мисс Вселенная», перед тем как упасть в голодный обморок за кулисами. Энергичные мужики-организаторы уже потирают руки в предвкушении «бабла», которое они нагреют на этих несчастных.
Всё это торжество Танатоса. И он таки сведёт в могилу многих доверчивых раньше времени, не оставив здорового потомства. Не под такие дела заточены эти конкурсы.

Как же спастись? Возможно ли?
И тут я намекаю конкретно и оптимистически.
Но! Знаете ли, потом подумал: надо ли?
 Оно, конечно, можно.
Научиться противостоять. Научиться выбирать. Научиться выключать дисгармонию. Её очень легко распознать (читай выше).
Ищите Гармонию, и воздастся вам по трудам вашим, как бы говорил я в пустоту эфирных сетей.
И вижу я, там в этой пустоте, безумные ухмылки художников и поэтов, не говоря уже о простых смертных. Не хотят они вспоминать силу способную противостоять Танату,  не хотят справляться с ним. Многие уже загипнотизированы Ужасом и бредут в пропасть. Не желают  вспоминать о золотом сечении. Они его в упор не видят. А о семи мудрецах древности не знают, и знать не  хотят. Гномы для них не изречения совсем, а человечки такие маленькие, спящие  с Белоснежкой.
«Человек есть мера всех вещей»…
Этим, пожалуй, и закончу, чтобы возродиться из малой крохи любви. Из зерна  неподдельного чувства. Достаточно одной струны, звучащей гармонично, чтобы ВСЁ искусство возродилось. Я в это верю, и так будет.
Вас ждёт новый Ренессанс, господа искусствоведы! Он уже зреет в недрах сегодняшней неразберихи. Не пропустите.