Электричка

Виталий Иванов
«Электричка». Комментарии к стихотворению
http://www.stihi.ru/2004/03/04-382
---------------------------------------------------------
В набитой битком электричке
Я ехал на дачу. Дела.
По пятницам летом – смычка
Города и села.

Всего два часа дорога.
Последняя четверть пути…
До дома когда немного,
Уже веселее – грустить!..

В это хорошее время
Бутылочку пива люблю
Выпить, недельное бремя –
Развеять по «кораблю»…

Выпил - и вышел в тамбур.
Гулять, так гулять - дымить!..
И сразу же кто-то сказал мне:
«Держи, мужичок, прикурить».

Парнишка с глазами косыми,
И тёмные тени за ним…
Себя вдруг почувствовал с ними,
От тех, что в вагоне, – иным!

Пронзительный взгляд, дерюжка…
Подросток. А может, старик?..
И мутное плещется в кружке,
Такое я пить - не привык.

Тут шухер, идут контролёры…
Из тамбура все - на перрон.
Как раз остановка… «В который,
Скажи, они сели вагон?»

«Наверное, в первый… Не знаю».
«Ты с нами?.. Скорее, бежим!..»
Как будто они убегали
От жизни, навязанной им…

От «денег», «билетов»… И «книжек»! -
Не слишком ли «умных» идей?..
«Сухая солома», - я слышал,
Таких называют людей…

Масоны? Евреи?.. О, боже!
«Зачем нам на нашей земле
Чужую примеривать кожу?..» –
С тоскою подумалось мне.

Пытаться иным быть, чем создан?
Не лучше ль брести босяком
И пить с наслаждением воздух,
Который с рожденья знаком!

За Бога? За чёрта? - Во имя
Всех тех, что таятся во мгле!..
Я чокнулся мысленно с ними,
Живущими где-то на дне.

Мы плаваем выше… Не знаю,
За что безотчётно люблю
Ту бездну, что не понимаю,
Но где-то под сердцем таю.

За Бога? За чёрта? - Во имя
России, что… дай только срок!
. . . . . . . . . . . . . .
Платформа. Шагами большими
Я двинул в ближайший ларёк.
-----------------------------

Мне представляется, потенциально, это - одна из моих самых удачных вещей. Да, вот именно – так!
Наверное, стиш не доработан еще технически, что-то не сложилось в смысле общей идеи… Буду думать. Обычно многократно возвращаюсь к написанному и постепенно вещь складывается. Такой вот у меня способ творчества. Благодарен за замечания и учитываю их. Всегда.
И еще, скажу все-таки… Вы не поняли. Может быть, просто не попадали в некоторые ситуации, чисто мужские? Или не слишком «интеллигентные»… Ну, типа у пивных ларьков или где-то в шабашках, глуши, не сталкивались с простыми людьми, народом, может быть, в самом дремучем его понимании. У Вас как бы начисто отсутствует некий слой представлений, иначе бы Вас стихотворение зацепило. Мне так кажется… Это ни в коей мере не обвинение, ни попытка оправдаться и доказать свою правоту во что бы то ни стало, как некоторые хотят дело представить. Нет, я уверен, именно это стихотворение, пусть заготовка, именно в философском плане, по мыслям и чувствам – одно из самых моих глубоких, удачных…
Как хотите, это мое мнение…

Когда-нибудь, кто-нибудь, может быть, разберется, что это за «электричка»…

История вполне реальная, все так и было. Но, Вы правы, на некоторые вещи смотришь как бы со стороны. Ведь ты либо в одном мире, либо в другом; по жизни - с «билетами» или без них. Насколько нужны нам эти «билеты», «электрички», едущие «по рельсам»? - ВОПРОС.
И насчет концовки Вы правы, наверное… Однако не сложилась еще другая концовка.

Масоны, евреи – совсем не одно и то же.
Сегодня известно, в начале ХХ-ого века среди масонов, подготавливающих свержение самодержавия было много и русских. В том числе, в правительстве, среди ведущих политиков, высшей аристократии… Ныне эти имена названы (хотя бы у Олега Платонова, и не только). Их космополитические, привнесенные со стороны, антинациональные взгляды, политика, конкретные действия в 1917-ом году, конечно же, не нашли поддержки народа, и режим рухнул от небольшого толчка.
Красные еврейские комиссары (ну, да, понятно, не только еврейские - прибалты, кавказцы, китайцы и проч. – но в основном таки первые) «умело» воспользовались безвластием. Путем циничного вранья и чудовищного террора сумели власть удержать и усилить. Не надолго, естественно… Потому что, опять же, шли против народа, большинства россиян.
И сегодня власть отстаивает отнюдь не общие интересы. Следовательно, в исторических масштабах и она не надолго.
Сила и мощь не там, где люди верят в одного бога (вождя, диктатора и т.д.), а там, где они верят друг в друга. На лжи и лицемерии никакой новый Иерусалим, Святую Русь, «рай на Земле» не построишь… И даже - просто сильное государство свободных людей. Впрочем, это и нужно не всем, что видно.
А пить… что ж, приходилось, конечно. И с бомжами, и в электричке… Я, собственно, не делаю существенной разницы, т.е. не делю людей по группам достатка или национальности. Пока в этом нет особенной необходимости… Не я ее вызываю.
А пить, так пить! Какой же русский не пьет? Было б здоровье!

Стиш - не мировоззренческая позиция, не философский трактат… Да, это ситуационная зарисовка и ее восприятие, вызывающие некоторые мысли, не очень, может, осознанные у лирического героя. Он вдруг ощущает себя «иным»… отчасти. И, одновременно, внутренне, неосознанно сопричастным с чем-то, что много больше его и является его Родиной. Непонятною, настоящею Родиной, открывшейся в этом случайном парнишке. В «держи прикурить…», братстве и общности чего-то, что выразить ему невозможно. Да, и в этой кружке с самогоном по кругу, пьяном разговоре в тамбуре или у какого-нибудь ларька…
Вспоминается Лермонтов.

«И в праздник, вечером росистым
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом,
Под говор пьяных мужичков.»

Вот! То же самое! Это я сейчас только сообразил…
В общем, трудно что-то добавлять к стихотворению. Ну, если не прижилось, значит… Что значит? Разный менталитет. Нет, не думаю! Что-то другое…

«Сухая солома», я слышал,
Таких называют людей
Масоны…»
Здесь предложение переносится на следующий катрен. Раз «масоны» - логичный, общепринятый вопрос - «Евреи?» Хотя, это стандартная ошибка, и вовсе не одно и то же.
Далее речь идет уже не о тех, кто убегает - о себе и тех, кто в вагоне, кто живет, может быть, искусственной жизнью…

«Зачем нам на нашей земле
Чужую примеривать кожу?..» –
С тоскою подумалось мне.
Пытаться иным быть, чем создан?
Не лучше ль брести босяком
И пить с наслаждением воздух,
Который с рожденья знаком!»

И далее…
Все, вроде, логично и цельно. Сначала я в вагоне - вместе со всеми, вышел в тамбур – почувствовал себя иным – задумался, стал рассуждать – рассуждения закончились на остановке, ближайшим ларьком.
А масоны (о евреях – лишь обмолвка, вскользь) – это те, кто постарался изменить нашу жизнь. Может быть, в какую-то еще более искусственную, ущербную – с деньгами, билетами, книжками… (сумбурный набор). Лит. герой не говорит, хорошо это или же плохо, он просто задался вопросом, вдруг что-то понял – не до конца… как какое-то неясное озарение.

«Не знаю,
За что безотчетно люблю
Ту бездну, что не понимаю,
Но где-то под сердцем таю…»

Он не знает! Но любит эту темную свою Родину – сердцем!.. И идет пить за нее - один, ни с теми и не с другими…
Вот, примерно так. Хотя объяснять стихи, конечно же, бесполезно.
СПАСИБО, что заглянули и отреагировали. Рад, что понравилось и спасибо за мнение. Автору всегда кажется все понятным, возможно тут и есть некоторая непроговоренность… Еще подумаю.

Удивляет, честно сказать, непонимание, казалось бы, ясно прописанного стихотворения.
Сейчас очень ограничен во времени. Одно могу сказать в электричке никаких евреев не было, тем более их не было в тамбуре электрички. В тамбуре электрички находились бомжи, распивающие самогон и давшие ЛГ прикурить.
А евреи вспомнились просто чисто ассоциативно.
По той причине вспомнились, что они в начале ХХ-ого века очень хотели изменить жизнь в России, и вот это им удалось. В лучшую, худшую сторону – автор не говорит даже об этом.
Конечно, не только им. Еще и масонам - хотелось. И в основном даже масонам, может быть… И не только масонам, но и всем остальным, в том числе – русским. Тем более, что среди масонов как раз и были в основном – русские. А среди евреев – евреи… Блин! Нет слов…
Чо-то самогоном здесь пахнет… Никто не нальет?