Антикиллер шведский вариант

Шели Шрайман
Дотошные шведские журналисты не раз задавались вопросом, не входит ли 35-летний гражданин Швеции Дмитрий Вассерман, эмигрировавший в их страну из Белоруссии 13 лет назад, в хорошо замаскированную еврейскую организацию, отслеживающую публикации местной прессы об Израиле. И всякий раз бывали разочарованы, не обнаружив в Швеции никакого «еврейского заговора».

Между тем, меня не покидает ощущение, что человек этот фактически выполняет роль отдела израильского МИДа, отслеживая антиизраильские публикации в шведской прессе и задавая местным министрам нелецеприятные вопросы на публичных встречах. Кораблик с изображением Михайло Михайловича, убившего в 2003-м году министра иностранных дел Швеции Анну Линдт, запущенный Дмитрием в 2004-м году в кровавый бассейн с плавающей в нем фотографией палестинской шахидки (скандальная антиизраильская инсталляция Дрора Файлера в Стокгольме), мгновенно превратил его в этот день в героя СМИ во всем мире. Что же касается недавнего скандала, связанного с публикацией шведской газеты об использовании израильтянами тел палестинцев с целью извлечения из них органов для пересадок – наш герой оказался тем, кому удалось найти неопровержимое доказательство причастности шведского МИДа к вышеупомянутой гнусной истории, о чем он мне поведал из Стокгольма в телефонной беседе.


- Когда Дональд Бустрём опубликовал в газете«Aftonbladet» свою статью, наделавшую шума, я сразу вспомнил, что тему убийства палестинцев с целью извлечения у них органов для пересадок он поднял еще в 2001-м году в книге «Иншала». Mеня не покидала мысль, что я раньше слышал о том, что шведское правительство каким-то образом причастно к изданию этого антиизраильского опуса. Я пошел в библиотеку и отыскал там книжку. То, что я увидел на ее задней обложке, удивило даже меня. Я-то ожидал найти слова, где автор благодарит какое-либо агентство по оказанию гуманитарной помощи, работающее под эгидой Министерства по делам помощи, а увидел нечто, превзошедшее все мои ожидания. Дональд Бустрём благодарил министерство иностранных дел за оказанную ему поддержку и выплату 50 тысяч крон на издание книги. Вот этот факт, в отличие от публикации в «желтой прессе», действительно является причиной для дипломатического скандала. Извинений от шведского правительства нужно требовать именно за финансирование антиизраильской и антисемитской книжки, разжигающей расовую ненависть.

- На моей памяти вы уже второй раз находитесь в эпицентре международного скандала, в связи с чем я хотела бы вспомнить и предыдущий – 2004-го года, благодаря которому ваше имя обошло мировые СМИ. Тогда же вы открыли и свой рускоязычный блог в «Живом журнале».

- Я и открыл его именно в связи с «кровавой инсталляцией» Дрора Файлера, кстати тоже проспонсированной государством. Это была первая и единственная акция, которую я предпринял для того, чтобы поставить шведов перед собственным аналогом той травмы, которую приходится переживать израильтянам. У меня не было никаких личных амбиций и желания добиваться известности в масс-медиа таким способом. Просто я считал, что подобное нельзя оставлять без ответа. Для терроризма нет и не может быть причин и оправданий.

…Представлю моего собеседника: Дмитрий Вассерман родом из Витебска. В годы студенчества занимался в Белоруссии распространением газет, оппозиционных режиму Лукашенко. В 1996-м закончил факультет прикладной математики Белорусского государственного университета и сразу эмигрировал к Швецию, где жили его родственники. В настоящее время работает в банке в должности старшего разработчика программного обеспечечния. К Израилю, где Дмитрий никогда не жил, у него особое отношение еще со времен студенчества: ему не раз приходилось ездить в еврейские лагеря. Любопытно, что в те времена он еще верил в мирный процесс и считал себя «левым».

- С началом второй интифады у меня, как и у многих «левых», открылись глаза и я увидел ситуацию в другом свете. Прежде всего, меня ужаснула лживая и тенденциозная реакция Шведской прессы на происходившее в Израиле. Собственно, это и вынудило меня активизироваться. Я начал отслеживать публикации местных медиа. То, что выходило под видом новостей в главном шведском информационном агентстве TT, было сплошным кошмаром. В те времена в агентстве работал старый коммунист Стефан Йертен, который писал много антиизраильской отсебятины и совершенно произвольно переводил на шведский язык телеграфные сообщения крупнейших международных агентств новостей (Reuters, AP, AFP). Например, если в оригинале стояла формулировка ”крепость боевиков” (”militant stronhold”), он подавал это примерно как «лагерь, с мощным сопротивлением израильской оккупации». Или, упоминая текст резолюции ООН, осуждающей терроризм, он добавлял, что слово ”терроризм” является ”израильским кодовым словом для обозначения сопротивления оккупации”. После того, как старый коммунист вышел на пенсию, новости главного информационного агентства Швеции приобрели несколько более приличный вид.

На сегодняшний день, что касается прессы, большее беспокойство вызывает экстремально антиизраильская редакционная политика отдельных газет, а не новостные телеграммы.Чтобы дать достойный ответ этой антиизраильской вакханалии мне в свое время пришлось в ускоренном порядке освоить язык и открыть в Интернете два блога на шведском языке, где я по косточкам разбирал так называемые новости главного информационного агентства Швеции.

- Почему для этого понадобилось целых два блога?

- Они появились не одновременно. Вначале я, подобно многим новичкам, не умел отделять строгие факты от собственных суждений по их поводу, когда же научился, то решил сделать два блога: в одном помещал чисто фактологическую критику телеграм навостного агенства TT со ссылкой на другие надежные источники, тщательно избегая собственных оценок и рассуждений, а во втором уже высказывал свое мнение по поводу любых вопросов, не опасаясь быть субьективным.

- У вас не было неприятностей по поводу ваших блогов?

- Нет. В Швеции неукоснительно соблюдается свобода слова.

- Я имела в виду пропалестински настроенных «хакеров», ведущих в Сети виртуальные войны.

- Кроме того, что такие люди пишут мне гадости в «комментариях», дело дальше не идет. Что же касается реальной стычки, то такая опасность была всего один раз, во время предвыборной компании 2002-го года, когда политические деятели выходили на площади общаться с народом. На одной из таких встреч я задал несколько острых вопросов об односторонне про-палестинском характере шведской политики тогдашнему министру иностранных дел Анне Линд, ныне убитой, что не понравилось эмигрантам из арабских стран, присутствовавшим на встрече. После ее окончания они последовали за мной, выкрикивая оскорбления и угрожая расправой. Тогда могла возникнуть реальная потасовка, но дальше угроз дело не пошло.

- Чем объяснить подобную тенденциозность в освещении событий, связанных с Израилем? Где следует искать истоки шведского антисемитизма?

- На самом деле есть существенная разница между тем, как относится к Израилю простой народ и политический истэблишмент. Но прежде я хотел бы поговорить немного о другом. Когда речь заходит об антисемитизме, часто употребляется такой термин: иррациональная ненависть. Но если обратиться к истории, то идеологов антисемтизма трудно назвать людьми, обладающими исключительно иррациональным мышлением. Геббельс, например, был доктором философии. В Германии того времени подобные идеи поддерживались многими представителями интеллектуальной элиты – писателями, журналистами. То есть интеллектуалы были убеждены, что их ненависть к евреям чем-то обоснована.

Попытки рационализировать антисемитизм предпринимаются и сегодня, к примеру, приводится такой довод: «Я ненавижу Израиль за то, что ”они” ущемляют права палестинцев». Дальше следуют описания демонических свойств ”оккупантов”, созданные прессой. Внешне это вполне рациональные аргументы, которые могут быть восприняты образованными и интеллигентными людьми. Поскольку пропаганда нацизма запрещена, и тексты, публиковавшиеся в 1930-х людям в основном не доступны, многие просто не знают механизма формирования антисемитских убеждений, ориентированных не только на необразованное жлобье, а на людей интеллигентных. Если хорошенько проанализировать процессы, имевшие место в Германии 1930-х, не исключено, это помогло бы нам лучше понять происходящее в современной Европе и людей, восприимчивых к пропаганде ненависти на - как им самим кажется - рациональном уровне.

- Вы описываете в своем русскоязычном блоге такой случай: увидев в витрине книжного магазина, расположенного рядом с вашим домом, книги «Майн камф», вы испытали одно желание - бросить их на пол и растоптать ногами. Чем закончилась эта история в реальности?

- В процессе разговора владелец магазина признал, что ему не стоило выставлять эту книгу в витрину, напоказ. Что же касается меня, то мое мнение с тех пор изменилось и я не считаю продажу этой книги «табу». Антисемитские аргументы прошлого должны быть доступны, чтобы люди понимали механизм этого явления, его корни. Но существует и обратная сторона медали: попытки реабилитировать нацистский антисемитизм продолжаются в определенной среде и по сей день. Поэтому окончательного мнения по поводу того, следует ли открывать широкий доступ к подобной литературе, у меня пока нет. В одном я убежден: мы должны говорить об антисемитизме не только как о иррациональном явлении, но и как об интеллектуальном.

- На витке последнего скандала вы подобрались достаточно близко к властьпредержащим. Возможно, они испытывают даже определенный дискомфорт от подобных разоблачений. Это для вас не чревато?

- Нет. Швеция, несмотря на многие недостатки, очень открытая страна, и политики здесь гораздо более доступны для общения, чем в других странах. Я знаком со многими политиками, не раз говорил с министрами: не на приеме, а на площадях, где проходят их публичные выступления и встречи с гражданами страны. Политика не считается здесь чем-то опасным.

- Вы – единственный, кто отслеживает в Швеции публикации антиизраильской направленности, или у вас есть единомышленники?

- Нет, я не одинственный. Есть и другие люди, у которых болит душа за Израиль. Мы обмениваемся информацией в Интернете, пытаемся противостоять распространению клеветы. Возможно, кое-кому из местных политиков и хотелось бы видеть за нашим неформальным общением сильную и хорошо профинансированную извне еврейскую организацию, но на самом деле ничего такого здесь нет. В Израиле, кстати, я всегда могу положиться ня читателей мого русскоязычного блога, зачастую находящих нужную мне информацию за минуты после того, как я помещаю запись с просьбой о помощи – поклон им за это!

- Кстати, по поводу «еврейского заговора»…Создается впечатление, что палестинские эмигранты гораздо более организованы и мобильны в существующем противостоянии, чем еврейские.

- Если наберетесь терпения, могу вам приоткрыть завесу над явлениями, суть которых многим в Израиле, очевидно, непонятна. Иными словами, попытаюсь ответить на вопрос: почему политическая и интеллектуальная элита Швеции более пропалестинская, нежели простой шведский народ. Ответ простой. Потому что именно здесь «лежат» деньги и голоса. В Швеции достаточно много эмигрантов-мусульман, правда, они не столь гомогенны и дисциплинированы, как того хотелось бы местным политикам. Но суть не в этом. Потенциально речь идет о сотнях тысяч голосов: политики, сделавшие ставку на антиизраильскую риторику, предполагают, что многие выходцы из арабских и мусульманских стран голосуют за тех, или иных кандидатов в зависимости от того, как они относится к Израилю. Но главное здесь все же не голоса, а деньги.

Поясню, в чем тут дело. Вся система гуманитарной помощи в Швеции определяется тем, что, согласно местному законодательству, один процент всего национального валового продукта должен идти на оказание помощи. Хочу обратить ваше внимание: один процент не от государственного бюджета, а от национального валового продукта! Это гигантские деньги. Если все прочие ведомства строят свой бюджет в зависимости от того, сколько им потребуется денег на конкретные цели, то у министра по делам гуманитарной помощи (ведомство находится под эгидой МИДа) задача совсем другого свойства: КУДА потратить такую огромную сумму. По закону эти деньги должны идти на помощь странам третьего мира. Палестинцы, в отличие от Израиля, входят в число нуждающихся. Но если вы думаете, что средства, выделяемые им, идут на чисто экономические нужды, то вы сильно ошибаетесь. Потому что гуманитарная помощь включает в себя и так называемую «информационную поддержку».

Изначально это задумывалось так: неправительственные организации, занимающиеся распределением средств, должны информировать Швецию о своей деятельности. Имелись в виду публикации, семинары, реклама ради сбора дополнительных средств. Но относительно палестинцев ”информационная поддержка” фактически превратилась в лоббирование политических интересов палестинской автономии, а временами и Хамаса, в зависимости от того, с какими властями сотрудничают люди, оказавшиеся у ”гуманитарной” кормушки.

Есть, например, такая христианская организация Диакония, которая каждый год возит по одному депутату от каждой партии в пропагандистскую поездку на западный берег реки Иордан. Это очень тенденциозное, пропалестинское мероприятие, ставящее целью сформировать у гостей определенное мнение и скоординировать в соответствии с ним их дальнейшую законотворческую деятельность. Потому что поездками все не ограничивается: после возращения организаторы мероприятия названивают депутатам, засыпают их письмами, пытаясь оказать на них определенное давление.

Вынужден повториться: здесь замешаны огромные деньги. И поскольку Израиль не является получателем экономической помощи для стран третьего мира (и, надеюсь, никогда не будет им являться), ему никакой «информационной поддержки» не положено. А палестинцам – положено, поскольку они являются получателями экономической помощи, немалая часть которой – подчеркиваю! - идет на политическое и медиальное лоббирование их интересов. Политической элите и представителям СМИ попросту выгодно быть пропалестинскими, ведь там крутятся большие деньги.

Кроме того, так называемая информационная поддержка очень сомнительна и с точки зрения демократии. Ведь фактически получается, что правительство тратит деньги налогоплательщиков на лоббирование членов парламента. Или, иными словами, исполнительная власть лоббирует законодательную, что совершенно не согласуется с принципом разделения властей.

- Вы не пытались передать сведения, добытые вами в отношении автора недавнего газетного пасквиля в израильский МИД?

- В Швеции есть израильское посольство, думаю, что там работают профессионалы, которые так же внимательно отслеживают происходящее. Но обычно, когда мне удается обнаружить что-то интересное, я сообщаю об этом знакомым, работающим в посольстве, с которыми у меня хорошие отношения. Думаю, этого достаточно.

- Вы по натуре борец?

- Очевидно, да. Но в первую очередь, я аналитик. Пытаюсь сопоставить разные вещи, чтобы получить общую картину, после чего во мне пробуждается инстинкт борца. Наверное, так…

- Вы не собираетесь репатриироваться в Израиль?

- На сегодняшний день для меня это означало бы оставить родителей, бабушку с дедушкой, оторвать от них моих двух маленьких дочерей и поместить их в совершенно новую языковую среду. И мне, и жене пришлось бы оставить карьеру на подъеме и начинать все сначала. То есть это требует жертв, мотивации и мужества, а их у меня пока что не хватает.

Я знаю, что ”сионизм диаспоры” является для многих израильтян предметом сарказма: ”они нас любят, но на расстоянии”. Мне понятен этот сарказм, но важно, чтобы он не становился барьером, разделющем евреев, искренне готовых поддерживать Израиль и помогать ему, не испытывая при этом угрызений совести за то, что они не сидят на чемоданах. Но в принципе я не отрицаю возможность репатриации в будущем…А пока я пытаюсь помочь стране, которая всегда примет меня в трудную минуту. Так что, можно сказать, я помогаю Израилю, в том числе, и из эгоистических соображений…

- То есть, для вас это своего рода убежище, как для многих евреев, живущих в галуте?

- Не стоит уменьшать Израиль до размеров убежища. В моем представлении убежище – это холодный подвал, а Израиль – теплая, живая страна, которая, как мне кажется, нуждается в Швеции в очень серьезной поддержке. Впрочем, вы правы: если что-то случится, Израиль примет меня и мне подобных. Только многие, в отличие от меня, думают: а что может случиться? Но мы ведь уже знаем из истории, что если ЭТО с евреями случается, то случается очень быстро.

- Как ваши близкие относятся к тому, что вы ведете такую активную общественную деятельность и уже по меньшей мере однажды – в 2004-м году – угодили в эпицентр крупнейшего международного скандала, устроив своего рода «антискандал»?

- Близкие всегда меня поддерживали и продолжают поддерживать. Правда, когда была история с «корабликом» и меня интервьюировали журналисты из разных стран, некоторые из моих родных, пережившие тяжелые советские времена, за меня реально испугались. Но, как оказалось, напрасно.

- Я обратила внимание, что со времен окончания второй ливанской войны вы не вели свой русскоязычный блог и вышли в него только в связи с недавним скандалом. Что было причиной трехлетнего перерыва?

- Прежде всего, личные обстоятельства. Родилась вторая дочка… занимался профессиональной карьерой. Да и повода серьезного не было. После публикации в «Aftonbladet» я вынужден был снова активизироваться. Впрочем, на самом деле никакого перерыва не было: я продолжал отслеживать антиизраильские публикации в шведской прессе и откладывать эту информацию у себя в «закромах».

- Вы отслеживаете обидчиков Израиля. А что касается вашего отношения к нашей стране? Это безусловная, безо всякой критики, любовь?

- Ну, почему... И в Израиле происходит достаточно много такого, что я готов подвергнуть критике. Например, во время недавнего кризиса отношений со Швецией израильское правительство могло вести себя более тонко и аккуратно, тщательнее подбирать аргументацию. Извинений от правительства следовало требовать не за публикацию в желтой прессе, а за то, что МИД Швеции участвовал в финансировании издания антисемитской и антиизраильской книжки того же автора. Получилось, что жесткая, но плохо аргументированная реакция Израиля нанесла больше вреда, чем пользы отношениям двух стран. Израильские политики повели себя подобно слону в посудной лавке. Так что, как видите, я могу критиковать действия израильского правительства, но, в отличие от других, никогда не подвергну критике еврейское государство как факт.

- У вас нет ощущения, что Швеция в сравнении с другими европейскими странами лидирует по антиизраильскому посылу?

- Не могу судить о других странах - я живу в Швеции. Но у меня есть такое ощущение, что в Швеции и Норвегии более серьезная ситуация – не на уровне народа, а на уровне политической элиты, которая реально погрязла в антиизраильских и пропалестинских настроениях. Впрочем, я уже объяснил истоки проблемы: этническо-религиозная ”охота за голосами” и абсурдные правила оказания гуманитарной помощи, создающие ситуацию, когда под видом помощи средства идут на лоббирование и пропаганду. Что же касается участников этой драмы, то я условно разделяю их на три вида: циники, чующие запах денежной кормушки; идеалисты, которые верят в то, что Израиль злонамеренно попирает права палестинцев; и народная масса, относящаяся к еврейскому государству вполне нормально и отчасти даже с большой симпатией.

***

Выдержки из русскоязычного блога Дмитрия Вассермана:


11 ноября 2004

Саеб Эрекат, тот самый, что сейчас сидит на телефоне и клянчит у мировых лидеров, чтобы они приехали на похороны "символа палестинского народа", приезжал пару лет назад в Швецию клянчить денги.
Шведским министром по оказанию помощи был в то время Ян У Карлссон, дяденька, известный своими грубоватыми недипломатичными манерами. Наверное, единственный шведский политик, рубивший сплеча вместо традиционных обтекаемых формулировок. За что в последствии и поплатиля министерским постом. Но история не об этом.
Тот единственный раз, когда мне довелось разговаривать с Карлссоном, был накануне выборов осенью 2002 когда он, как и все остальные политики, пошел в народ. Было это через пару месяцев после визита Эреката. Тогда у нас состоялся такой диалод.
- К тебе [в шведском не обрщютса к одному человеку на "вы"] пару месяцев назад приезжал Эрекат, просить денег.
- Ну приезжал...
- А ты в курсе многочисленных отчетов о том, что Эрекат вовлечен в коррупцию?
- В курсе.
- И что ты ему сказал?
- Я сказал, что пока он не почистит свою обанкротившуюся шарашку (j;vla konkursbo) он от меня ни гроша не получит.
Я остолбенел, у меня отвисла челюсть. Я мог ожидать всего, но не этого. Я даже не сразу заметил, что Карлссон уже стоял, протянув мне свою огромную лапищу, и собирался идти дальше.
После убийства Анны Линд в сентябре 2003-го Ян У Карлссон стал на короткое время исполняющим обязанности Министра Иностранных Дел, после чего покинул правительство.


30 мая 2005
(перевод моей заметки, опубликованной в газете Svenska Dagbladet)

Йемтин умело переключила внимание

20 мая газета Dagens Nyheter рассказала, что шведская гуманитарная помощь может оказаться в руках Хамаса, террористической группы с тысячами невинных израильтян на своей совести и декларируемой целью уничтожить всех евреев. На следующий день шведское радио также стало задавать вопросы о поддержке Хамаса и для министра по вопросам гуманитарной помощи Карин Йемтин чувствовалось все более дискомфортно объяснять как правительство может давать деньги организации, которая только за последние два месяца послала 14 палестинских подростков на самоубийственные атаки.
Чтобы переключить внимание с критики Йемтин должна была сказать что-нибудь, что должно было вызвать сильные чувства. Тогда-то она и высказалась насчет израильского забора безопасности, уже спасшего сотни жизней. Забор, согласно Йемтин, является "непостижимой" и "совершенно дьявольской" конструкцией. Последовавшие за этим "дебаты о стене" были куда легче для Йемтин: ее позиция, несмотря на ее абсурдность, не является слишком необычной [в условиях Швеции].
Вопрос о деньгах для Хамаса, однако, гораздо более щекотлив и противоречит как декларируемым правительством прицепам борьбы с международным терроризмом, так и международным обязательствам Швеции.
Поэтому важно продолжать обсуждать скандал с деньгами для Хамаса и не провоцироваться скандальными, но по своему содержанию пустыми декларациями Йемтин.

24 июля 2005

Обычно я не перегружаю русскоязычных читателей моего журнала критикой шведского новостного бюро TT. Для этого у меня есть шведскоязычный блог. Но сегодня манипулятивный идиотизм TT просто зашкалил: телеграмма о событиях минувшей ночи называется "Двое палестинцев убиты"

Для несведущих поясню: минувшей ночью палестинские террористы расстреляли израильскую пару и были сами убиты службами безопасности.

15 июля 2006

Ливанский кризис с точки зрения шкурных европейских интересов
Основной принцип внешней политики Европы - это оппортунизм. То есть, сначала Европа смотрит, где на данный момент она может чем-нибудь поживиться (типа контрактов в странах третьего мира, инвестиции нефтедолларов и т.п.) и с кем лучше не связываться (террористы, агрессивные режимы), на основании этого строит свою политику, а потом уже придумывает идеологию, которую можно под эту политику подогнать.
Провалы Израиля в Европе на агитационном фронте можно объяснить достаточно легко: Израиль защищал себя, опираясь на идеологию, не совсем отдавая себе отчета в том, что идеология была всего лишь фиговым листком ”прагматичной” политики, отговоркой для того, чтобы навешать лапшу на уши идеалистичным молодежным политикам.
Сегодня ситуация иная. У Израиля есть реальный шанс объяснить свою позицию с точки зрения шкурных европейских интересов. Очевидно, что Европа не заинтересована в усилении Ирана. Если нынешний конфликт не закончится разгромом Хизбаллы, то это автоматически приведет к усилению позиций Ирана на всем Ближнем Востоке и Европа получит у себя под носом исламистскую супердержаву с ядерным оружием, с которой придется очень сильно считаться. А Европе это надо как пуля в лоб.
Именно этим и объясняется относительно мягкая позиция Европы (да и арабских стран тоже) в нынешнем конфликте.

21 августа 2009 года

Возвращаюсь из небытия, чтобы обратить ваше внимание на один интересный факт, связанный с нашумевшим антисемитским кровавым наветом в шведской газете Афтонбладет. Но сначала, позвольте высказать мнение по поводу происходящего:

На шведском правительстве лежит огромная ответственность за создание в стране истерических анти-израильских настроений. В первую очередь, за счет более, чем щедрого финансирования фанатических антиизраильских организаций, как в Швеции, так и на Ближнем Востоке. За это с правительства должен быть спрос.

Но: шведское правительство действительно не должно комментировать расистскую бредятину в частных изданиях, будь то мелкие коммунистические газетенки или крупные красно-коричневые издания. Это попросту не входит в функции государства. Требования Либермана, чтобы шведское правительство отмежевалось от публикации не находит понимания даже у самых резких критиков афтонбладеновского антисемитизма. Кроме того, это переводит стрелки с вопроса об антисемитизме на вопрос (не)вмешательства государства в деятельность прессы.

А теперь о том, где вина шведского государства действительно явно присутствует. Дональд Бустрём, автор кровавого навета в Афтонбладет, публикует свои обвинения не впервые. Еще в 2001-м практически то же самое было опубликовано в его книжке Иншалла (Inshallah).
Там же - благодарность Бустрёма министерству иностранных дел Швеции за оказанную экономическую поддержку.

Как я уже сказал, государство не должно отмежёвываться от антисемитизма к частных изданиях, но более чем обязано отмежеваться от антисемитской книги, проспонсированной не просто каким-то ведомством, а министерством иностранных дел.

Израильские друзья, не могли бы вы посодействовать в доведении нифорамции о МИДовском финансировании кровавого навета до сведения израильской прессы и ведомства господина Либермана?

На меня можно ссылаться и цитировать.

25 августа 2009 года

Меня спросили, как следовало бы поступать МИДу Израиля в связи с кризисом по поводу шведского кровавого навета.
Я ответил:

Спрашивать с правительства за действия правительства, а с прессы за действия прессы:

- Правительсву Израиля- выразить возмущение по поводу публикации, не ставя никаких требований правительству Швеции и оставив все остальное израильской прессе, общественному мнению и дружественным политикам и организациям в Швеции.

- Правительству Израиля потребовать от правительства Швеции объяснений о том, почему в 2001 году МИД Швеции выделил 50000 крон на публикацию книги Иншалла, содержавшей крововый навет о краже органов. При отсутствии удовлетворительного ответа, выслать ноту протеста (нота - это очень серьезный дипломатческий жест).

- При отсутствии примирительных жестов со стороны Швеции, МИДу Израиля профинансировать издание серьезной(!!!), обьективной(!!!) англоязычной книги о роли Швеции в преследовании евреев в конце 30-х - начале 40-х годов.