Можно ли построить дом без архитектурного проекта? Можно. Вопрос только в том, какой это будет дом. Думаю, никто не будет спорить, что в нашем деле аналогом такого проекта является сценарий. Задавшись вопросом, кто придумывает такие проекты для «домов» (фильмов) на Учебной студии ВГИК, мы провели свое исследование.
Проблема.
Не раз приходилось слышать о низком уровне сценариев в учебных фильмах студентов ВГИК. «На всех студенческих фестивалях мы видим очень слабые по драматургии фильмы молодых режиссеров», - говорит профессор кафедры Леонид Нехорошев и с ним сложно не согласится. Часто приходится признавать, что учебный фильм является ничем бОльшим, чем стремления режиссера освободиться от своих навязчивых комплексов посредством труда других, средств, предоставленных ВГИКом и, в конечном итоге, нас, зрителей.
Мнение студента и сотрудника Учебной студии ВГИК.
«Сценариями на учебной студии занимается зам. директора Учебной студии Нина Михайловна Сучкова», – рассказывает директор на учебном проекте, студентка ВГИК Александра Дидыченко. На вопрос каким образом происходит утверждение сценария, ответ прост – с помощью «магической» подписи. «Для многих картин – это длительный процесс, в зависимости от того, как сложность у проекта. Читается как литературный, так и режиссерский сценарии. Если это игровая картина, сценарий часто отправляется на доработку. Как правило, это связано с тем, что возможностей киностудии может не хватить для реализации этого проекта», - рассказывает Саша.
Для прояснения этого механизма мы обратились с вопросами к самой Нине Михайловне Сучковой. «Учебная студия не утверждает сценарии. К нам обращаются студенты для совместной работы с уже готовыми и утвержденными у мастеров сценариями. Мы проводим лишь техническую экспертизу соответствия сценария производственным возможностям студии». То, что в процессе создания сценариев, как правило, не принимают участия собственно сценаристы, по мнению Нины Михайловны, - проблема коммуникации между факультетами. «Как возможно решить проблему коммуникации, я не знаю, но необходимость в этом, безусловно, есть», - резюмирует зам. директора Учебной студии.
В завершении беседы, Нина Михайловна познакомила меня с уникальным документом: «Программа учебных киносъемочных работ на 1972-1973 годы». В этой программе можно увидеть целый ряд интересных, в связи с нашим разговором, мероприятий: совместные занятия режиссеров, операторов и сценаристов по обсуждению дипломных работ. Неужели такая форма существовала некогда ранее, но была забыта? А если отменена, то по какой причине?
Мнение преподавателя.
С этим вопросом мы обратились к профессору ВГИК, сотруднику кафедра кинодраматурги с 1955 года Леониду Нехорошеву. «Сколько я работаю, столько пытаются решить это вопрос. Что-то происходит, но ощутимых изменений нет. Мы, сотрудники кафедры, в своей педагогической практике не раз объединяли студентов режиссерского и сценарного отделения для совместных занятий, чтобы они находили личную связь. Сегодня на кафедре драматургии есть специальная подборка короткометражных сценариев и периодически я замечаю здесь молодых режиссеров, которые их читают, но это не решает проблему в целом».
На вопрос как мотивировать студентов разных специальностей взаимодействовать при создании учебного фильма, Леонид Николаевич поясняет: «Должно быть взаимное стремление друг к другу. Хорошо, если уже во ВГИКе режиссеры и сценаристы найдут «родственную душу» с общим пониманием стиля и общим мировоззрением».
К сожалению, - признает Леонид Николаевич, - существующие сегодня формы не всегда достигают результата. В частности проведения в рамках фестиваля биржи сценариев на сегодня неэффективно: кто там был, тот знает, что режиссеры на биржу не приходят. И каким образом их туда «заманить» - большой вопрос.
И мнение автора статьи.
Знаю о том, что многие обожают заниматься не своим делом. Но, все же, ответьте мне на один вопрос: почему на Учебной студии режиссеры «режиссируют», операторы снимают, актеры играют, а сценарии пишут кто угодно, но только не сценаристы?
У меня нет никакого основания ставить под сомнение авторитет руководителей творческих мастерских, но когда я слышу обсуждение драматургии операторами, то прошу разрешения выйти в другую комнату. Так же, как и они, очевидно, будут громко смеяться, слушая мои рассуждения о фокусном расстоянии. Здесь речь идет совсем не об авторитете, а о сфере компетенции.
Если исходить из того, что драматурги во ВГИКе действительно плохи, тогда одно из двух: либо мы неправильно их обучаем (и тогда надо менять их систему обучения), либо сценарист как профессия с производственной точки зрения не нужна и факультет нужно закрывать. Конечно, это всего лишь «черный юмор».
Проблема не в драматургах, как, впрочем, не в режиссерах. Проблема только в форме их взаимодействия. И на этот счет у каждого, с кем мне удалось говорить на эту тему, рождался целый ряд предложений: организация совместных брифингов режиссеров и сценаристов при обсуждении учебных работ, как в рамках мастерских, так и на Учебной студии, проведение кафедрой кинодраматургии открытого конкурса на лучший сценарий короткометражного фильма, победитель которого получает возможность запуска на учебной студии (не только режиссер может искать сценарий, но и наоборот, сценарий может искать режиссера!), готовность руководителей режиссерских мастерских к продуктивному общению с драматургами.
Вы будете строить дом без архитектурного проекта? Или, может быть, вам такой проект сделает начальник участка или прораб? Попробуйте им это предложить.
© Сергей Пречистин, 7.09.2009.
"Студенческая газета ВГИК"