Как простой уголовник советский суд охаживал

Игорь Исетский
   Это произошло в начале моей адвокатской карьеры.
   Однажды ко мне обратилась коллега из нашей консультации Татьяна Власова с просьбой продолжить защиту её клиента. Числился он за судом одного из районов нашей области, где и произошло «мокрое дело».
   - Устюгов Сергей обвиняется в убийстве. Я его на следствии защищала, а сейчас сажусь в большой процесс. С ним я переговорила, тот вину не признаёт, рвётся в бой и согласен на замену адвоката, - прощебетала Таня.
   - Раз согласен, съезжу к нему в СИЗО, уточню всё, а потом в район изучать дело.
   
   Сергей Устюгов оказался довольно энергичным человеком, к тому же, имеющим солидный запас отсидок по различным статьям.
   Когда его ввели ко мне в кабинет следственного изолятора, сразу обратил внимание на множественные наколки на руках и шее. Ещё удивили глаза, прямо-таки горящие и сильно выделяющиеся на исхудалом лице. Да и сам он был каким-то сухоньким (вроде, в чём душа держалась?) но, в то же время, - жилистым.
   - Здравствуйте, гражданин адвокат! Я по курсу насчёт замены. Таню ждать теперь пару недель, а суд уже назначен.
   Дело-то плёвое: меня обвинили в убийстве лишь по той причине, что я рано утром заходил в дом, где затем нашли убиенного. Только никто не видел, что мочил его именно я. А сколько человек там могло побывать ночью?! Это же настоящая бичарня. Там и день и ночь гульбёжь сплошной.
   
   - Успокойтесь, Сергей. Я изучу дело, и в назначенный день мы встретимся в суде.
   - Да мы его расколошматим по всем пунктам, - в полной уверенности заявил Устюгов, когда мы попрощались.
   Настал день суда. До начала процесса я подошёл к подзащитному, он находился в предвкушении судебной схватки.
   Суд состоял из женщины – председательствующей и двух женщин же народных заседателей.
   Не буду подробно описывать процесс. Всё шло по отработанной схеме. По поведению судьи, по её покрикиваниям на свидетелей я понял, что она уже приговорила Устюгова.
   Тот, когда ему предоставляли слово, начинал гневно обвинять следствие в необъективности.
   Отзвучали речи прокурора и адвоката, и суд удалился на совещание.
   
   Когда уводили Устюгова из зала, он торжествующе улыбался, будучи стопроцентно уверенным в оправдательном приговоре.
   
   И вот начали провозглашать приговор.
   Я смотрел в стол, понимая, что судебный вердикт станет большим и неожиданным ударом по подзащитному.
  Судья произнесла: «Устюгова Сергея Владимировича признать виновным в совершении преступления… и назначить ему наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима…»
   
   Судья хотела разъяснить порядок обжалования приговора, но её прервал вопль осуждённого:
   - Пи-*а-ра-сы!!!
   Я видел, как все судьи одновременно вздрогнули, а Устюгов продолжал сыпать матом, воспроизводить который я не буду.
   Весь состав суда буквально убежал из зала, благо дверь в совещательную комнату находилась совсем рядом.
   
   После побега судей осуждённый обратился к прокурору, нервно теребящему листочки своего выступления.
   - А ты что молчишь?! Тебя спрашиваю, чё молчишь, синий мундир?!
   Прокурор подёрнул плечом:
   - Потому и молчу, что не имею права ничего говорить.
   Ага, кажется, наступает моя очередь получения матюгов, решил я, перехватив взгляд Устюгова.
   Но, как оказалось, к моей защите претензий не было. Поэтому мой подзащитный спокойно сказал:
   - Николаич, тогда завтра, что ли, подкатывай в СИЗО и мы касаточку, жалобу эту кассационную, в смысле, накатаем. Если что, то и до Верховного Суда дойдём. Я их порву конкретно по инстанциям.
   
   Когда Устюгова вывели, в зал вошли судьи.
   Председатель, прижимая руку к груди, обратилась к начальнику конвоя.
   - Почему подсудимый был без наручников? Ведь он мог хоть что тут утворить вплоть до насилия.
   - У нас по инструкции положено наручники снимать в зале суда, - невозмутимо отвечал конвойный начальник. - И потом, Устюгов находился за перегородкой, а по бокам двое моих людей.
   Судья всё ещё не могла отойти от пережитого. Кажется, её немного потряхивало.
   «А вот сама поменьше ори на людей», - подумал я.
   Женщина эта постоянно кричала на всех участников процесса, если ей что-то не нравилось. В общем, вела себя не достойно своего звания.

   Ещё раз я встретился со своим подзащитным в СИЗО. Он внимательно прочитал мою жалобу, согласился со всем, что написано.
   
   Областной суд оставил приговор без изменения. Думаю, и Верховный Суд РСФСР – тоже (Устюгова вскоре угнали с этапом, и кто дальше помогал ему в написании жалоб - не знаю, равно, как и их результат).