Сашенька

Нарелинн
Я сидел и тупо смотрел в монитор. Мысли разбежались по углам или еще хуже, просто полностью игнорировали мою голову. Вся моя работа на данное утро стала заключаться в раскладке бумаг по папкам и ответам на звонки. Большего я из себя выдавить не мог, как бы не старался.  Жуткое состояние безразличия. И от чего? Казалось бы, ну какая разница, сон – всего лишь сон. Пусть даже и не очень приятный по цвету и чувству. Как он вообще может менять мое состояние с рабочего на полную тоску по чему-то неизвестному. Очередной звонок вывел меня из тупого созерцания и жалости к себе,  я потянулся к телефону.

- Привет. Ты чего с утра хмурый? – раздался в трубке голос Лехи.

Принесла его нелегкая по телефону. И как он понял, что мне хреново… Хотя, не такая уж это сверхзадача, чтоб понять, что одному из нас – никак. Утро –  без подколов.

- Опять сон был смурной? – спросил он, - чего молчишь?
- Я не молчу. Я думаю. – нехотя ответил я
- Я тебя думать не просил… Ладно. Дома хлеба нет.
- А ты – для мебели?
- А у меня – ночь. Ночью за хлебом не ездят.
- Ездят, если есть хочется…
- Во сне есть не умею. Да и хлеб нужен скорее тебе, чем мне. Или ты сегодня предпочтешь есть пельмени?
- А они есть? – я усмехнулся. Пельменей в холодильнике не наблюдалось. Точно это помню. Леха вздохнул.
- За хлебом все равно не поеду. Устал и хочу спать. По дороге купишь. – в трубке раздались гудки отбоя.

Интересно. Он специально позвонил на работу, чтоб провести подкол? Но как-то уж вяло. Опять чтоль у него проблемы? Мысли медленно стали проявляться в голове. Они еще не соответствовали работе, но уже начали будить мой интерес к миру. Начали строить разные картинки и чертить своими следами узоры.

За окном сияло солнце.

- Дим, хватит разглядывать небо в окне. – отвлек меня от размышлений голос Виталика. – Тебя – в отдел кадров...

В комнате повисло тягостное молчание. Все поняли, что сегодня кто-то из них попал под приказ об увольнении…

В понедельник, да в отдел кадров, да с утра… Противно. Хреновый я начальник, раз не смог отстоять своих людей. Предположение у меня было одно. Раз отдел состоит почти из молодых сотрудников, то уволят, скорее всего, по очень удачной причине, Александру Андреевну. Она у нас одна на пенсии. Работающая пенсионерка… Как я ей скажу? Как посмотрю в глаза? Да даже не это главное. Она отделу просто необходима. Работник она хороший. Умело и четко видела нужную информацию, отсеивала лишние бумаги, вкладывала заметки, что важнее, а что может подождать, тихо и незаметно вела наш отдел по рабочему распорядку. Противно. Настроение вновь упало.

***
День, который был для меня жуткой резиной серого цвета подошел к концу. На душе было гадко. Хотелось побиться головой о стену. Противно. Хорошо, что наши в отделе понимают, насколько это тяжело говорить человеку, что наше вышестоящее руководство решило его сократить по причине пенсионного возраста. Уволить на пенсию. Отказаться от ее услуг по причине напряженной работы и ее возраста… Лучше б себя сократили. Тоже ведь пенсионного возраста. Александра Андреевна, Сашенька, как звали ее в отделе, была нам необходима, как воздух. Она любила нас всех. Да, она не так быстро печатала на компьютере, она медленно разбиралась в делах, ей тяжело давались знания сети... Но всегда, любое ее дело было выполнено в точности, скрупулезно и со всеми «соломками». А уж о том, как она заботилась о наших желудках – я лучше помолчу. И теперь ее сократили на пенсию…

Мне стало совсем гадко. Я не мог завести машину. Сашенька была незаменима. Она не из тех пенсионерок, что начинают уже путать все на свете. Ее ум поражал своей ясностью. Да и какая она пенсионерка по внешнему виду? Как оставить ее? Что придумать? Должность все равно оставили. Кого-то из своих тянут в отдел к нам? Щелкнул зажигалкой. Мат последовал одновременно с загоревшейся сигаретой и моей затяжкой. Прикурена фильтром. Раздраженно выбросил сигарету. Телефонный звонок добавил свои иглы в мое раздражение.

- У нас гости. Ты еще долго? – тихим Лешкиным голосом сообщила трубка.
- Какие гости? Откуда? Зачем? – скороговоркой выпалил я, пытаясь достать новую сигарету из пачки.
- Спокойно, Дим. Все в порядке. Посиди чуток в машине, и давай, двигай потихоньку домой. Тяжелый день, понедельник.

Прикурить нормально все-таки удалось. Я отключил телефон. Гости… Только их мне сейчас и не хватает. Что делать? Интересно, кого же все-таки возьмут на освободившееся место. Наверняка, кого-нибудь после института. Придется учить. Вздох усталости вырвался из груди. Вспомнил осеннее страдание Алексея по поводу его двух новичков. «Клонов», как назвал их его знакомый, из-за одинаковости имен. Они  заменили одного единственного сотрудника из отдела. Неужели и мне придется пройти путь Лехи? Ничего не скажу плохого о ребятах, которые пришли тогда к Лешке. Они были умны, образованны и старательны. Молоды и энергичны. Но им не хватало скорости, внимательности, собранности. Из-за этого происходили ошибки. Они не умели разносить свое внимание на все задачи, которые им ставились. На одновременность работы в нескольких направлениях. Из-за постоянной нагрузки – возникала усталость, которая приводила к ошибкам. Ошибкам уже экономического характера. Отдел терял деньги на ошибках. Леха – психовал и орал на «клонов». Очень важный груз «клонами» был направлен вместо Мурманска во Владивосток -  что привело Леху на грань нервного срыва. Он попал в больницу… Одного из «клонов» пришлось уволить… Вкус сигареты не чувствовался. Она была никакой. Захотелось напиться. Значит, гости у нас кстати. Я завел машину и вырулил со стоянки.

Уже подъезжая к дому, вспомнил, что не купил хлеба.

- Леш, я не купил хлеба и уже у дома. – виновато проговорил я в трубку.
- Фигня, ребенок, глушись и поднимайся.

Моему удивлению не было предела. Гости в доме, а Леха даже не рычит и почему-то не считает нужным купить хлеб. Сам он вряд ли купил. Наверняка, дрых до гостей. Интересно. Что за гости, которые не едят хлеб?

Я открыл дверь квартиры. Домашний запах пирогов, свежего чая и малинового варенья окутал меня с ног до головы. Из комнаты мне навстречу вышла Сашенька. Я растерялся.

- Дим, чего ты стоишь? Проходи давай, ты ж у себя дома, будем чай пить. Я тут вам пирогов принесла, и хлеб вот по дороге купила. Слышала, как ты с Алексеем ругался по поводу отсутствия хлеба. Да и вот отметить хочу радость свою. Теперь я законная пенсионерка. Буду с внуками сидеть. Они у меня живут далеко.  В городке под смешным названием Борзя. – улыбаясь, тихо говорила она.

Александра Андреевна всегда говорила тихим голосом. Всегда улыбалась. От нее веяло теплом и домашним уютом. Ну вот, как наш отдел останется без нее? Кто сможет гасить бесконечные конфликты с клиентами, когда мы, падая от усталости, начинали срываться…

- Сашенька… Почему Вы здесь? – почему-то шепотом произнес я.
- Да вот, сказала же, в гости зашла, хлеб вам, ребятки, принесла, пирогов. Тебе же нравятся пироги с капустой и с грибами тоже есть. Так? А у меня как раз дома были заведены пироги. Да вот, Алешенька решил меня чаем напоить.

Я прошел в комнату. Лешка сидел на диване и улыбался.

- Слышь сюда, Дим, чего придумал. Вы ж все равно не сможете обучить новичка. Так?
- Так. – грустно ответил я.
- Леша, оставь эту безумную затею. – вмешалась Сашенька – я абсолютно не хочу возвращаться на работу. Мне жалко ребят оставлять, но внуков хочу повидать больше. Далеко они живут. Не всегда приезжают.
- Не надо, Сашенька. Успеете. Да и лишние деньги Вам не помешают, а ребятам все будет поспокойнее и посвободнее. Полдня работы Вас ведь не затруднит? – примирительно проговорил Лешка.
- Леш, ты… - я ни как не мог взять в  толк, что вообще происходит. – ты хочешь уговорить Сашеньку остаться?
- И это тоже. – ответил Леха, а его глаза просто брызгали смехом – Расслабься. Вам все равно не потянуть без Сашеньки. Я прав? – внимательно глядя на меня, продолжил Лешка. – Открой дверь, кажется еще один гость. – в ответ на раздавшийся звонок, кивнул в сторону двери.

Все еще в состоянии непонятного поворота событий, я поплелся к двери. Конечно, Леха прав. И еще как прав. Но как это сделать?

- Ну, господа офицеры, все в сборе? – громогласно проговорил появившийся Владимир Николаевич.

Я судорожно сглотнул. Кажется, сейчас буду присутствовать на «совете в Филях».

- Лехин, а ты откуда узнал об увольнении? – спросил я его.

Лехины глаза смеялись, но сам он выражал спокойствие. Владимир Николаевич разместился рядом с Лехой на диване и выжидающе глянул на Сашеньку.

- Нет, Володя. Работать я не соглашусь. И не уговаривай. – сказала она.
- Мы начнем «гореть». Пожалей ребят-то, Саша.
- Александра Андреевна, Владимир прав. Ребята не выдержат. Давайте пока на полставки. А?  - как-то очень тихо и очень серьезно сказал Леха.

Я посмотрел на троицу и решил, что «совет» обойдется и без меня. Пожалуй, пойду, покурю, сделаю им чай ли, кофе. Да и коньяк не помешает. Еще раз оглядел их задумчивые лица и вышел в кухню.

***
Поставил кофеварку, чайник и заглянул в холодильник. Быстренько порезал бутерброды и достал фрукты. Еще пироги Сашеньки... Хорошо бы она согласилась хоть на полставки. То, что ее не сократят, я уже понял, как только увидел Лешкину заинтересованность в проблеме. Откуда только он узнал?.. Этот вопрос постоянно маячил передо мной. Щелкнул зажигалкой и уставился в окно. Напротив, в соседнем доме, в окне, появилась соседка. Девушка у себя в кухне что-то собирала на подоконнике. 

- За кем так пристально наблюдаешь? – спросил вошедший Владимир Николаевич. Он взял сигарету и прикурил. Теперь, наблюдающих за девушкой, стало двое. Нравится мне мой непосредственный начальник. Нормальный и стоящий мужик. Разбирается не только в своей работе, но и в отношениях между людьми. А это, пожалуй, одно из незаменимых качеств начальника.
- Откуда Леха узнал об увольнении? – спросил я его.
- Ты же не дурак, Дим, понимаешь, что убери Александру из отдела и замени ее сейчас новым человеком – вы не выдержите. Тебе против генерального не пройти. Молод еще, хоть и командуешь своими орлами. – он усмехнулся –  Вот я и звякнул Лехе. Его способность пробивать «стены» уникальна.

Я лишь вздохнул в ответ с облегчением.

- Сейчас твой братец очарует и уболтает Сашеньку и мы все будем спокойны. А генерального – мы с ним вдвоем обработаем. Отдел кадров – мелочи. – продолжил он. – Главное – Сашенька чтоб согласилась. Не дело это кидать сейчас к вам в отдел новенького. – он сделал затяжку, потом глянул на меня и сказал – плесни-ка коньячку на двоих…

Мы выпили. Жидкость моментально превратилась в огонь. Мне стало жарко.

- Ты бы поберег себя. Не принимал так все близко к сердцу. – взяв с блюдца ломтик лимона, сказал Владимир Николаевич. – Из любой, самой хреновой ситуации, можно найти выход. Но лишь тогда, когда ты спокоен и тверд в своих намерениях. Учись быть отстраненным от ситуации. Учись видеть все пути ее решения. Ведь в работе ты умеешь это применять. Что мешает также действовать с людьми?.. Отстранись от людей и их проблем. Для тебя – дело в данной ситуации важнее, чем внутреннее состояние человека, которому ты хочешь помочь.

Он закурил новую сигарету и усмехнулся.

- Я тоже был такой же… Все образуется – он потрепал меня по плечу.

***
- Эй, официанты! – мы услышали веселый голос Лехи – Вы там не спелись? Или спились всеж? Где наш праздничный ужин?

Мы переглянулись с начальником и улыбнувшись прошли в комнату. Еду и коньяк забыть на кухне, нам не удалось…

***
Через день все в отделе вздохнули с облегчением. Сашенька осталась работать на полставки…