визит-эффект

Александр Нотик
Я раньше называл его показ-эффектом, а потом узнал, что его называют визит-эффектом. На одном из заводов Харькова мне хотели показать в работе ГКМ с горизонтальным разъемом, но как только мы заходили в цех машина аварийно останавливалась. В Минске мне предложили посмотреть линию с автоматическим удалением облоя. Я предложил посмотреть издали, но меня заверили, что линия работает без остановки целые смены. Но стоило нам подойти ближе, как облой перекосился и линия встала. Это только два эпизода, а в Тольятти готовились к встрече делегации во главе с Н.А. Косыгиным. Нам объяснили, что первым в маршруте будет посещение кузницы, и мы должны быть готовы к встрече. Приходит сообщение, что самолет уже приземлился в Курумоче
Мы с Н.Я Чередниковым (мой коллега – электрик) сидим в одном кабинете. Н.Я снимает телефонную трубку, чтобы кому-то позвонить, прикладывает её к уху, меняется в лице и кричит мне, что произошла авария на линии подачи технической воды в кузницу, и переключили питание кузницы со временной схемы на постоянную. Это значит, что вода сначала заполнит бассейны под градирней и, собрав всю накопившуюся там грязь, пойдет к нам в корпус. А этой водой охлаждаются медные трубы индукторов нагревателей. Если грязь попадет в индуктора, то вода в них закипит, и они начнут рваться.
Мы выскочили в цех и командуем мастерам и рабочим, чтобы немедленно останавливали нагреватели, а я захватив с собой слесаря спускаюсь в подземную галерею, чтобы открыть непроектную, врезанную по моей просьбе задвижку Д100 для сброса воды из магистральной трубы. Как только открыл задвижку, из нее хлынула грязь с черной водой. Я оставил там слесаря, чтобы он следил за уровнем воды в галерее. Возможен подъем уровня до 1600 мм, а выше лежат кабели.
Поступает сообщение, что делегация проехала Зеленовку.
Решаем что делать. Все пресса в кузнице должны молотить в холостую, создавая общий фон работающего цеха. А по маршруту движения делегации с опережением запускать нагреватели и отключать те, мимо которых уже прошли.
В.М. Шнейберг (зам директора производства) пошел к воротам встречать делегацию. Я стою около ковочных автоматов вижу, как группа приближается и даю команду включить нагреватели. А.Н.Косыгин, В.Н.Поляков и все сопровождавшие их лица наблюдают за работой, а В.Н. Шнейберг дает пояснение. Я стою так, чтобы меня видел Чередников, который стоит у 9-ти клетьевых вальцев и ждет моей команды. И вот вся группа направляется к вальцам и я даю Чередникову отмашку. Дальше по маршруту у ГКМ 6” стоит мой мастер А.К. Спицан, а я направляюсь к прессам Innocenti. И так по всему маршруту делегации. Когда В.М. Шнейберг проводил делегацию, мы собрались около него.
В.М.: «Косыгин со мной на ты. Спросил, где я работал до ВАЗа. А Поляков, заметил неладное и просил потом объяснить, что произошло».