Читая свежий литературный альманах из Костромы

Владимир Борисович Савинов
     По мере чтения нового издания литературного альманаха "Кострома" [1], который мне прислал мой друг,  костромской писатель Румянцев Павел Робертович, я решил записать свои впечатления.  Возможно, это окажется интересным позднее для разговора с Павлом во время личной встречи.  Отмечу, что, благодаря Павлу,  в этом альманахе  опубликованы мои стихи.

Юрий Лебедев
"Государственность и литература (Карамзин, Пушкин, Тютчев)

    Статья интересно и доказательно написана, мне она показалась очень полезной для понимания взглядов, в частности, А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева на исторические события в переломные для России моменты, на действия власти, народа и известных в истории личностей.  Взгляд автора мне близок, и после прочтения я даже на некоторые события и факты (в том числе нашего времени) взглянул несколько иначе.  Противоречия между вечным Законом и законами государства, а тем более, исполнением их властями и людьми всегда меня волновали и волнуют.

Михаил Базанков
"Государево повеление. Памяти адмирала Г.И. Невельского посвящается"

    Интересная и поучительная статья об адмирале Геннадии Ивановиче Невельском, а также, конечно, об исследователе его жизни и подвига, писателе  Николае Павловиче Задорнове.  Хорошо, логично и последовательно изложен материал. Понравилось, как правильно, на мой взгляд, и убедительно написано заключение статьи.
Фамилия Г.И.Невельского заставляет, кстати, вспомнить, что на юге Псковской области есть старинный город Невель, ныне районный центр. 
Ведь Невельской следует понимать, как произошедший из Невеля.  Возможно, что предки адмирала как-то связаны с псковским Невелем.
(для справки даю ссылку: http://www.nevel.info/)

Юрий Тимонин
"Сказание о Фёдоре Чижове"

     Изложение "сказания" в стихотворной форме мне не понравилось.  Лучше бы прочитать интересную статью об этом замечательном человеке, выдающемся предпринимателе, многогранном учёном, инженере и т.д. Стихи слабые, прежде всего по мысли, логике, и языку, например:
"В России тяжко расстояний бремя.
И наш Чижов задумался опять,
Как максимально сокращая время,
В стране огромной грузы доставлять".

Что-то вроде знаменитого: "Гаврила был хорошим сыном, Гаврила маму уважал..."
Странно, что это "сказание" в таком виде прошло в альманах. Может, есть на это свои причины?

Константин Воротной
"Забытое имя.  Писатель. Философ. Публицист" (статья о русском писателе, журналисте, общественном деятеле Всеволоде Никаноровиче Иванове)
    Очень хорошо, что эта статья раскрывает биографию замечательного, образованнейшего и плодотворного человека, как знаменитый (как оказалось, не в России)  костромич В.Н. Иванов.  Я с интересом прочитал и познакомился.  В связи с этим знакомством  мне пришла на память книга писателя В. Кривцова "Отец Иакинф",  в которой рассказана судьба известного русского китаеведа.
Правда, в написании самой статьи я усматриваю массу недостатков. Она явно недоработана.  Есть нарушения логики изложения, перескакивания во времени, кое-где проблемы с построением предложений и использованием некоторых фраз и словосочетаний.  Бросаются в глаза многократные повторения в начале  предложений словечек типа "А ведь..."  Заключение статьи невыразительное, просто констатация грустных фактов.

Алексей Базанков
"Неразрывные нити (Художественная интеллигенция и культура в провинции)"

    Статья более всего походит на лекцию или реферат на тему состояния  культуры в провинции и "бедах" местной художественной интеллигенции. Что "делает" эта статья в альманахе, мне не понятно.

    То же самое могу сказать о статье Виктора Веселова: не интересно. Странно её появление в литературном сборнике.


Далее идут сочинения ребят из разных уголков Костромской области в рамках проекта "Родительский дом".

    В двух словах можно сказать, что мне понравилась сама идея опубликовать, наверное, первые произведения подростков, в основном девушек.  В них я прочитал не только интересные факты, но и увидел в части из них настоящие чувства, эмоции, порадовался,  что есть в костромской глубинке юное поколение, которое в будущем могут составить активную часть новой интеллигенции, не равнодушно относящейся к своему дому, окружающей их природе и, главное, к людям.
Конечно, в части сочинений видна редакторская правка взрослых, но это не так уж важно.

   Интересно, что в сочинении "Талантливые земляки" Екатерины Рыжовой из поселка Вохма рассказано об известном российском поэте Владимире Андреевиче Кострове, уроженце Вохомского края.  В.А. Костров, который давно живёт в Москве, очень хорошо известен в Пскове в связи с его постоянным участием в праздновании Пушкинских Дней на Псковщине.  Я его не раз видел в качестве ведущего торжественных вечеров в Пушкинском театре, посвященного открытию Всероссийских пушкинских праздников.  Дело в том, что он до настоящего времени  настоящее время - Председатель Международного Пушкинского  комитета и Вице-президент международного Пушкинского фонда "Классика".

Справка из Википедии:
Костров, Владимир Андреевич (род. 21 сентября 1935 года) - русский поэт, Лауреат Государственной Премии РСФСР (1987), Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2006 год).
Родился и вырос в деревне Власиха Боговарского района Костромской области.
http://ru.wikipedia.org/wiki/

    Вот и в этом году я и видел, и слышал Владимира Кострова на праздновании 210-летия А.С.Пушкина (на музыкально-поэтическом вечере в Большом зале Псковской областной филармонии).  Правда, не "сподобился" пообщаться лично, т.к. не принимал участия в компании псковских поэтов, читавших свои стихи со сцены.
    Очень хороший, на мой взгляд, «дядька», достаточно простой в общении с людьми, с изрядным чувством юмора как в разговоре, так и в своих стихах.  А стихи его, по-моему, весьма умны и очень содержательны.  Жаль только, что уже сказывается возраст, и ему теперь стоит больших усилий проводить все эти мероприятия.  Тем не менее, имеет замечательную память, читает стихи наизусть, и читает очень хорошо.

(далее я пропускаю целый ряд публикаций в альманахе, т.к. они не особо интересны.)

Из всех опубликованных подборок стихотворений более-менее могу отметить только стихи Виталия Смирнова, вернее, стихотворение "Весеннее".  За остальные стихи мой глаз и душа не зацепились. 

    В самом конце альманаха с интересом начал читать "Сказание о селе Сунгурове" Лилии Кузнецовой.  И как-то даже понравилась манера, слог и рифмы.  Но чем ближе к завершению, тем было все слабее и слабее, а затем повествование перешло в какие-то частушки.  Как можно в стихотворном произведении так вольно обращаться с формой, ритмом и, главное, первоначальной идеей, я вообще не понимаю.  Такое впечатление, что автор полностью выдохлась, дойдя до середины "Сказания..."

   Хотелось бы, чтобы в последующем «Кострома» был хорошим литературным альманахом, в котором печатаются качественные произведения, имеющие прямое отношение к литературе.

6-24 мая- 6 сентября 2009 года

[1] "Кострома. Новые авторы", из серии "Библиотека костромской литературы", издание Костромской областной писательской организации, г. Кострома,  2008