Одиночество к нам спиной!

Светлана Гойхман
На днях мне на глаза попались картины таинственного художника. Мой громкий восторг вызвал непонимание со стороны сотрудников компании. За спиной я услышала реплику: «Что в ней хорошего? Она грустная, одинокая. Сразу видно, что картина печальная». На что я с уверенностью ответила: «Эта картина вовсе не печальная. Напротив, женщина уходит прочь от проблем, печали, одиночества». Наши взгляды разбились на два лагеря: первые видят одиночество; вторые – в единственном лице, т.е. я, видела уход от одиночества. Но вернувшись домой привычно открыла свою страницу и увидела подтверждение словам «первых». Моя публикация: «Побочный эффект Свободы – Одиночество» – едва не самая популярная среди прочих и от этого мне стало грустно. Постоянное требование читателей продолжить развитие мысли об одиночестве заставили вернуться к этой теме, чтобы на этот раз закрыть ее навсегда.
Одиночество – пожалуй, самое чудовищное состояние души, тела, разума, человека в целом. Одиночества надо избегать, это не оно должно стоять к нам спиной, это мы должны от него отвернуться. Но почему так многих тревожит состояние одиночества, отчего мы так небезразличны к тому, что равнодушно к нам. Зачем, почему тянемся к тому, что нам противопоказано. К тому, что больно, жестко, беспощадно? И как это что-то темное, пагубное, худшее из всех качеств, имеет могущественную власть над человеческим разумом. Как удается этому, чему-то хмурому, грязному, размывчатому вроде пятна одиночеству поработить многочисленные толпы, массы из крови и плоти Homo sapiens. И только ли потому, что эти «человеки разумные» - вид приматов  семейства гоминид, способные к речи, абстрактному мышлению, хождению по прямой, изготовлению и использованию орудий труда и культуре.    
Поэты, писатели говорят об Одиночестве в своих произведениях, называя Одиночество – мужчиной, тогда как художники наглядным примером представляют образ Одиночества в женском силуэте. Но главное, обратите внимание, художники пишут Одиночество спиной к зрителю. Люди творчества, словно лекари Высокого Искусства, оберегают почитателей от вязкого, прилипчивого состояния души, такого как Одиночество. Они не желают подвергать своих поклонников опасной эпидемии длиною зачастую в жизнь, панацеи от которой не существует по нынешний день.  Даже великая древнегреческая богиня Панакия – всеисцеляющая, не смогла помочь алхимикам изобрести универсальное исцеляющее средство от Одиночества. 
Одиночество в Искусстве обречено на вечность. Для творческих людей, подобное состояние  перманентное, даже более того, оно для них – потребность. С превеликим удовольствием они погружаются в него, чтобы там, в одиночестве, в темноте, тишине, пустоте - найти ответы на свои вопросы, обрести истину своего искусства, отыскать крупицу - создавая будущий шедевр. Они видели, испытали, пережили обе стороны одной медали и знают об одиночестве не понаслышке. Именно по этой причине они торопятся уберечь нас от ужаса, что пережили сами, являя к нам спиной, то в женском обличье, то именуя в мужском роде…Искусство Одиночества.
Человек живет по принципу: «Я работаю - чтобы есть» или «Ем - чтобы работать», но никогда, слышите никогда, человек не живет во благо того чтобы стать одиноким. Однако людская любознательность толкает заглянуть по ту сторону мира, опередить будущее, подсмотреть, что ожидает в необозримом дальнейшем и что происходит там, где нас нет, но рано или поздно все мы там окажемся. Кому-то удается, иным достаточно богатой фантазии, своей ли или оплаченной людям в загадочных мантиях. В такие мгновения одиночество для нас подобно иллюзии, мы хорохоримся, убеждаем себя, что не боимся смотреть таинственным мистическим грезам в глаза, но стоит оставить нас один на один, лицом к лицу с одиночеством, тем самым одиночеством, что является из-за горизонта, как на смену любопытству приходит трусость с «братом-сестрой» - суеверием. Невольно мы начинаем верить в пророчество, навеянное иллюзией, собственным или чужим воображением. И вот в результате, в одном Храме, у одной иконы два человека, один молится, вознося Хвалу и Благодарность, второй шепчет слова молитвы, прося Прощения и искупая Грех. Два человека, одна молитва, одна икона, один  Святой. Кого Он выберет? Кого услышит первым…Религиозное Одиночество.   
Австралия! Чудесная страна. Еще в XVIII веке милые «австралийцы», колонизаторы подходили к вопросу мук и одиночества с философской мудростью. Как только в семье появлялся новорожденный, ему преподносили первый подарок - щенка. Вроде бы мило, но именно любимец, питомец должен подготовить маленького детеныша к суровой реальности одиночества. Умирающий щенок показывал ребенку, как жестока действительность, рано или поздно все покидают землю, чтобы отправиться в далекое, вечное путешествие. При этом оставляя любимых здесь на земле в одиночестве, один на один с горем. Вполне возможно Австралия далеко не первая страна, кто подходил к вопросу одиночества еще с рождения малыша, но согласитесь, как мудро приучать к тому, что…Одиночество Философское.
«Кожаные» дети, поколение идолопоклонников. Непонятно кому поклоняются великовозрастные дети, упакованные в черную кожу. То ли жизнерадостным байкерам, что каждый раз оседлав стального коня с бешеной скоростью мчатся навстречу, возможно, одиночеству. Но куда бы они не летели, их пути-дороги расходятся с мыслями об одиночестве. У них есть цель, а значит и желание жить, жить весело и счастливо и уж точно – не одиноко. А может эти детки в реверансе перед рок идолами музыки 70-80х? Так вроде и у этих ребяток одиночество в лучшем случае встречается только в скрежете металла, жестких песенных слов, барабанной дроби – ударной силе по одиночеству. Группы распадались, создавались новые, увы, навсегда покидали земную обитель великие рок-голоса, но если оглянуться на их прошлую жизнь – жили громко, шумно, пьяно, весело, так же весело, как звучали их композиции. Жили, пели на полную мощность, на всю катушку. Так почему «кожаные» дети так схожи с бледным подобием из мрака, они - шекспировская тень, но не отца, не Гамлета. В глазах ни страсти жить, ни жажды к жизни. Сплошная муть, тоска. Ужели таково…Модное Одиночество.
 Друзья, как и должно, в жизни большинства - близоруки и эгоистичны, подстатьи нам, потому что друзей мы выбираем по образу и подобию себя любимых, себя единственных. Всегда считала, что одиночество наступает тогда, когда уходит последний друг. Но, что касается друзей.…О, это отдельная каста. В дружбе присутствует торговая терминология: «приход-расход», рано или поздно наступает момент, когда друзья вовсе не друзья, а приятели, всего лишь знакомые, одним словом люди на расстоянии вытянутой руки. Однако рядом с человеком всегда должен находиться кто-то, и как только такое чудо случается, ты приступаешь к подмене понятия - друг. Созданный культ дружбы: «в горе и радости, бедности и богатстве….» не единожды пытались воплотить в жизнь. На деле зачастую оказывается, что дружба подобна пучку волос, спутанных, свалявшихся волос выдранных с корнями, не подлежащих гладкому причесыванию дружеских отношений. «Устаревший» культ дружбы несет воинственно-требовательный характер, нетерпимый к сделкам с совестью. «Эксплуатация человека человеком» – вот что означает современная дружба. Торопливо. Суетливо. Отношения на бегу. Главный корень дружбы – односторонние чувства, подобные неразделенной любви, любви без обязательств. С возрастом, да и годами дружбы крепкие отношения приобретают не только иной смысл, но и иную ценность. А потому становится дорогим удовольствием, попросту – непозволительной роскошью. Друзья должны: думать и помнить о тебе двадцать четыре часа в сутки. Скучать по тебе, задыхаться без тебя, нуждаться в тебе. Вот тогда ты полноценный друг, с односторонним обязательством… Дружеского Одиночества.
Любовные чувства прекрасны до той поры пока они либо взаимны, либо пока у одного из возлюблено-влюбленного не падет пелена с глаз. А может, пока мимо не пройдут длинные стройные ноги, лицо без морщин, волосы без седины, сон без храпа, зубы натуральные, ноздри без волос, пока мимо не проплывет галстук, но не на пивном одутловатом брюшке, а «впалой» подтянутой груди. Словом, любовь прекрасна, пока не грянет гром. В любовь можно верить, а можно высмеивать светлое чувство веры в сказочного Деда Мороза, но рано или поздно хоть раз, а каждый попадает в ее хитрые коварные сети. Влюбляется, покоряется ей и в этот момент, когда вы так ранимы и уязвимы, обязательно появляется оно…Любовное Одиночество.   
И если философы нашли рецепт многовековой мудрости, а любовь, одаривая щедростью, представляет второй шанс на светлые чувства, тогда как Искусство и Религия обречены на вечность, дружба и мода подобны сердцу красавицы: «… склонно к измене и перемене, как ветер мая», то некоторые люди не готовы к главному, великому искушению одиночеством. Я говорю о президентах, в частности о нашем президенте России - Дмитрии Медведеве. Он хоть и Президент, а все ж – мужчина, стало быть, надо не забывать о главном в жизни – внимании и комплименте. И если первым вы готовы поделиться, создали ЖЖ чтоб за жизнь поговорить, пообщаться с народом, так сказать на «равных», то со вторым обязательством дела обстоят значительно хуже. 
Наверняка каждый сталкивался с такой ситуацией, особенно популярным это было в 90-е года: молодые, красивые мужчины жители больших городов (особенно москвичи), отправлялись в маленькие городишки, кто в командировку, кто «кассу» снять и в «общак» внести, а кто и на гастроли отбывал по деревням и весям. И вот, стало быть, прибывают этакие лощеные мужчины в небольшую губернию N-ского уезда, и давай одаривать молодых красавиц комплиментами. Главный комплимент звучал так: «Я много поездил, много что видел, но таких красавиц как в вашем городе нигде не встречал». Был ли это город Курск – они на ушко щебетали «курляндкам» об их неземной красоте. Или может поутру они просыпались в Воронеже – шептали «воронежицам». «Тамбовчанкам, орелчанкам, тулчанкам, уфинкам, самарским, рязанским дивчинам, «киевлянкам», «краснодарским» красоткам, «новгородским» кокеткам, «казанским» дивам – всем живописали их божественную красоту. Уже не столь важно, что через час на смену городам приходила и новая партия девушек, забывались имена, диктовались несуществующие адреса и телефоны. Обещались звезды с небес, любовь до гроба, рай в бриллиантовом «шалаше», шептались слова любви с первого взгляда да на всю жизнь.
Вот теперь переходим к главному Дмитрий Анатольевич. Наша страна живет прожектами. И пусть мы заведомо знаем, что 90% из сказанного так и останется нереализованной мечтой Президента, однако каждый раз надеемся и верим, что возможно в этот раз удастся перешагнуть десяти процентную черту и осуществить  задуманное. И коль скоро нас лишили права выбора, лишили многопартийных систем, страна изменила курс и не идет уже к заветным целям Ильича. Не стремиться достичь коммунизма, а к капитализму мы и вовсе повернулись спиной, стало ли хуже в нашей стране или лучше мы узнаем со временем. Тем не менее, сегодня мы вроде барышни стоим на распутье, а народу очень недостает позитивного мотива, чтобы запеть: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, / Преодолеть пространство и простор….». Нам, россиянам, крайне не хватает состояния уверенности в завтрашнем дне, у нас отняли стимул стремиться к лучшему. Нас «веселят» с голубых экранов, но это разве смех? На днях по Первому с гордостью зачитали строки из письма телезрительницы: «Я включаю телевизор, смотрю ваш сериал и словно это ко мне родственники приехали. Словно это моя жизнь». Ответьте, чем здесь можно гордиться, если человек живет «чужой» жизнью. Молодое поколение гордиться вашим ЖЖ сопоставляя и приводя в пример Бара;к Оба;ма, типа - он продвинут, но до нашего блоггера тому далеко. Очень бы хотелось, чтобы юношеская гордость не оказалась напрасной.
Ну, так что Дмитрий Анатольевич, слабо вам «прошептать» в микрофоны: «Я много поездил, много что видел, но таких людей, как в России, нигде не встречал». Поведать нам о своей любви с первого взгляда к россиянам. Разрядить обстановку «ромашкового» кризиса: любит, не любит, прибудет %, не прибудет. В неформальной обстановке, отбросив костюмчик и галстук, выйти к народу с широко открытыми глазами и….
Чудеса, конечно, случаются, но свобода Президента ограничена рамками условностей и обязательств. Вместе с привилегией власти наступает и… Власть Одиночества.
Зигмунд Фрейд прав: «Мы рождаемся в одиночестве и умираем одинокими». Одиночество существует, и каковым бы ни был этот образ, оно всемогуще. В сущности, у Одиночества твое лицо - ты одинок, оно смотри на мир твоими глазами, слышит, так как слышишь ты, говорит твоими устами, вдыхает аромат твоего одиночества. Пробует на вкус, и даже тактильное общение одиночество испытывает, по-твоему. 
Не так давно я призналась дочери: «я заранее, уже наперед, люблю тех людей, что заставляют тебя смеяться». Смех настоящий, искренний, жизнерадостный – единственное удовольствие кое одиночество не в состоянии постичь, испытать, коим оно никогда не насладиться. Оно не умеет смеяться, не умеет быть счастливым, не может играть в песочнице и строить куличики. Идти по стрелкам «Казаков-Разбойников», не играет в салочки и не водит в «жмурках». Одиночество не друг нищим и бедным, одиночество враг богатым, не щедрым. Одиночество обречено на вечное Одиночество.

Научите меня улыбаться, смеяться….Светлана Гойхман.