Побочный эффект Свободы Одиночество

Светлана Гойхман
Именно к такому выводу я пришла, встретившись с Одиночеством, и знаете Господа, ничего прекрасного в Одиночестве я не обнаружила. Хотя великие умы веками утверждали и продолжают уверять о противоположном выводе. Вроде как: «познай одиночество и станешь мудрей», «обретешь себя» и прочая ахинея. Одиночество, не что иное, как омут, в который мы добровольно опускаемся с головой, щекоча нервную систему и проверяя собственную психику будоража кровь адреналиновым допингом. Постепенно, медленно, шаг за шагом опускаемся, погружаемся с единственной мыслью: «Ан нет как выплыву».
Наша жизнь кажется увлекательной каруселью или разноцветным серпантином, мы мчимся, оседлав своих деревянных лошадок пребывая в твердой уверенности: Я - индивидуален! Я – гениален! И как же больно слышать фразы: «Со мною тоже такое было» или слова друзей, близких, а то и попросту – знакомых: «Да, знакомо. Мне было …цать лет, когда я впервые….» и далее следует пример Вашей же собственной истории. Только герои в ней другие, да и действие происходит в другом месте, и хорошо, если концовка не такая, как в вашей жизни. На самом деле жизнь – спираль, в которой нас выстроили по цепочке и научили медленно передвигаться в одном направлении. Нам кажется вверх, но стоит приглядеться и замечаешь, что это не мы движемся, это нас выталкивают те, кто оступился, упал, скалился сверху, чтобы заново начать свое восхождение, а мы продолжаем стоять на месте, переступая с ноги на ногу. И наше восхождение – это всего лишь чье-то падение.
Скажете: цинично – да, жестоко - не отрицаю, однако это реальность, на которую вряд ли стоит закрывать глаза. В любых словах можно найти и положительную сторону: для пессимистов спираль вьется вниз, для оптимистов – вверх. Лично для меня спираль завернулась крутыми поворотами под большим уклоном строго вверх. Когда я устаю, останавливаюсь и вот тогда «падшие» ангелы выталкивают меня вверх до тех пор, пока я не наберусь сил чтобы продолжить витиеватый жизненный путь. В одну из очередных минут отдыха, мне захотелось гораздо большего, чем просто отдых, я вдруг почувствовала потребность в Одиночестве. Присела, чтобы познакомиться с ним поближе, узнать Его в лицо. Забравшись на просторы вездесущего Интернета, сделала для себя новое открытие, Одиночество-то оказывается многолико, а сколькими поклонниками Оно обладает. У-у-у, страшно представить. Но как не прискорбно, корень у Него один и тот же – Боль. Боль души, тела, чаще всего боль, связанная с утратой, потерей, расставанием. Пожалуй, только Зигмунд Фрейд цинично заявил об Одиночестве: «Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его». «Фрейд хоть и гений, но сексуально помешанный, да и вряд ли гений», - подумает большинство людей, однако столь же правдиво или если угодно – цинично, об Одиночестве говорят и другие Великие мужи.
«В нашем мире все живое тяготеет к себе подобному, даже цветы, клонясь под ветром, смешиваются с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди – и только люди замыкаются в одиночестве» - Антуан де Сент-Экзюпери. Среди прочих цитат и высказываний нашлись и более жесткие, открывающие глаза не на проблему одиночества, а его происхождение, явление. Вообще, как мне кажется, одиночество – потребность в долгой остановке перед новым рывком вперед. То самое состояние, когда ты позволяешь себя жалеть, жалеешь сам, копишь обиды, вспоминаешь старые и откладываешь их в ту же «свинью-копилку». В такие минуты обостряются все чувства, оголяется каждый нерв с симптомами болезненной реакции не только на человечество, но и на весь мир в целом. Да-да, именно в такой период появляется чувство, что «из чужого окна и вид лучше, и трава зеленее, деревья выше, да и солнце светит ярче». «И когда выйдет кораблик в открытое море и окажется человек в такой заброшенности, вот тут и поднимутся в нем все его обиды и искушения, все его грезы и убожество его…» - Иоганн Таулер.
Оставим в стороне Одиночество появившееся вследствие утраты, горя и посмотрим на Одиночество, рожденное Ленью. Именно лень, первоисточник подобного состояния: ты не знаешь чем себя занять, не знаешь, чем таким новым увлечь и от ничего не делания появляется чувство брошенности, потерянности в бездонных просторах земного шара.  И хотя мы все имеем право на остановку, имеем возможность баловать себя хандрой, нежится в ласках депрессии, однако не стоит забывать о том, что никто не постучит в твою дверь и не развеет твою беспричинную тоску. Человек сам по себе натура эгоистичная и как ни приятно это осознавать, а одинокие люди для общества – якорь и в первую очередь более эгоистичны. Вслух об этом конечно говорить не принято, но мысленно каждый желает идти на дно омута не в одиночку. «Когда вокруг столько одиноких людей, было бы крайне эгоистично быть одному» - Теннеси Уильямс.
До сегодняшнего дня мне казалось, что одиночество – стыдливое чувство, его принято скрывать, как наготу, прикрывать фиговым листочком мнимой веселости. Затем, остановившись, я поняла, что все эти одежи - «в угоду королю», то бишь моральные правила, социальные условия которые далеко не всегда приятно исполнять. Да-да, мы исполняем их, а не придерживаемся. Придерживаются тогда, когда это не обременительно, когда не испытываешь стыд за свои поступки, действия, а вот когда тупо исполняешь партию на заданной кем-то ноте – это уже исполнение. Но чтобы Одиночество выпячивали вперед и гордо несли перед собой, как стяг, выпятив грудь – это уже оскорбление самому Одиночеству, тому самому, которому великие классики поют сонеты. «Истинное счастье невозможно без одиночества. Падший ангел изменил богу, вероятно, потому, что захотел одиночества, которого не знают ангелы» - А.П.Чехов.
 А как не прискорбно, но именно с гордостью чаще всего заявляют о своем одиночестве. Только вот проблема в том, что подменили понятия, уверовав в то, что в подобном ракурсе мы выглядим презентабельно, кажемся умненькими. Однако умные люди – молчаливо Одиноки и чем выше твой интеллект, тем тише твое Одиночество; чем выше IQ, тем могущественнее Одиночество. В подобном ракурсе Оно действительно презентабельно, да вот беда об этой дороговизне узнают только потомки. «Одиночество – это независимость, его я хотел и добился за долгие годы. Оно было холодным, как то холодное тихое пространство, где вращаются звезды» - Герман Гессе.
Накануне выходных я встретилась с приятельницей, и давай ее грузить: как одиночество выглядит юродивым зверем, что нельзя об этом молчать, чувствуя личную потребность трубить об этом открытии всему свету, пребывая в уверенности, что большая часть человечества стыдливо умалчивает о состоянии души. Оглядываясь на супружеские пары друзей, пристально вглядывалась и понимала, что и они не менее одиноки не смотря на супружеский статус. Одиноки взаимно: когда вроде бы и в браке с печатями на лбу, а все же каждый «гуляет» сам по себе поддерживая имидж крепкой семьи. Безответные одиночки, когда только одна половина отправляется на сторону, а вторая делает вид, что этого не замечает. Но есть и Одиночество без измен, верны, семья не первый год, благополучие, достаток в доме и все же что-то не так, супруги – любят и супруги -  Одиноки. Пожалуй, этот образ самый страшный, самый юродивый из всех возможных. «Одиночество мое начинается в двух шагах от тебя, - говорит одна из героинь Жироду своему возлюбленному. А можно сказать и так: одиночество мое начинается в твоих объятиях» - Нина Берберова.
На мои стенания приятельница ответила своими рассказами: «Когда-то, давным-давно….», а дальше следовал знакомый сюжет, с незнакомыми героями, чужой город, далекая страна, а суть одна - Одиночество. Я по своей наивности думала, что стоит только заявить об этом во всеуслышание и люди откликнутся, потянутся, чтобы рассказать, как исцелиться, укажут путь, которым следует идти к оздоровлению. Одним словом – панацею от одиночества я искала в обществе, а общество и оказалось эпицентром одиночества, если верить просторам Интернета. Молодые, перспективные, преуспевающие юноши и девушки просто вопят о своем одиночестве. Их вопли переплюнули все высокие патетические высказывания классиков. Они рисуют образы одиночеству, слагают ему стихи, поют о нем песни, пишут картины и даже стиль в одежде придумали свой - одинокий. Этот омут затягивает все больше и больше людских душ, словно поток горной реки уносит в пропасть одиночества  толпы людей падающих в эту реку кто по собственной воле, а кого зацепило ненароком, чтобы затем уплыть речными перекатами на огромной скорости в самое дно жизненной спирали, выталкивая своим падением кого-то вперед. Я хотела найти исцеление, а нашла хищный оскал жадного зверя, вот тогда-то я и сказала себе: «Стоять!» Если мысли и правду материальны, значит Одиночество во мне только моя вина, творение моих рук а, как известно подобное тянется к подобному. Следовательно, в ближайшее время мои друзья, мои знакомые станут все по одному образу и подобию, несчастные, одинокие люди похожие на меня сегодняшнюю? «Одиночество отталкивает. Оно овеяно грустью и не может вызывать в людях ни интереса, ни симпатии. Человек стыдится своего одиночества. Но в той или иной степени одиночество – удел каждого» - Чарли Чаплин. 
А разве этого я хотела, разве к этому я стремилась долгие годы? Отнюдь… и сегодня я хочу признаться, что стыжусь собственного одиночества. И меня очень радует осознание того, что одиночество – временное положение, как беременность женщин. Спросите, захочет ли женщина пребывать в пикантном положении, пусть даже радостном, всю жизнь. Едва ли, всегда хочется продолжения счастья, вот и мой срок настал, пришло время…перерождения. И знаете Господа, правильно сказали Стендаль: «В одиночестве можно приобрести все, кроме характера» и Оноре де Бальзак: «Одиночество – прекрасная вещь; но ведь необходимо, чтобы Кто-то вам сказал, что одиночество - прекрасная вещь».
И как бы ни была печальна статистика, какие бы показатели по зодиакальным созвездиям, по годам рождения, странам и городам не утверждали, что самые Одинокие люди, рождены под знаком Тельца. А процент одиноких - среди мужчин выше, чем среди женщин, и самая одинокая страна – Россия. А вот Америка разделилась на два одиноких лагеря: «левых» (глядя на карту) - мужчин и «правых» не менее одиноких женщин. Я просто уверена, на то она и статистика, чтобы ошибаться, а в каждом правиле – есть исключение. И пусть с сегодняшнего дня я стану тем самым Исключением из правил Одиночества. Как говорится: «погостили, и хватит, пора и честь знать». Вот и я погостила в Одиночестве, пора и мне вернуться к своей жизни, лучшей жизни. «Большая душа никогда не бывает одинокой. Как бы судьба ни отнимала от нее друзей, Она, в конце концов, всегда их себе создает» - Ромен Роллан. Что - правда то - правда, надо всего лишь перестать лениться, жалеть себя несчастную, ныть в свою и чужие жилетки и меньше всего думать о том, как жизнь к тебе несправедлива. И как бы сильно мне ни хотелось кому-нибудь поныть: «о том какая я несчастная, вся жизнь дерьмо, в чужом окне деревья выше»; как бы сильно мне ни мечталось, что вот сейчас, прямо сию секунду кто-то постучит в мою дверь, войдет, погладит по головке, избавит от всех бед, от одиночества, напастей, надо быть реалистом, а лучше - эгоистом, подумать о себе, и лучше – о себе в Прекрасном. Мне хочется поделиться с вами строчкой из моей книги:

«Прошлое - это когда оглядываешься назад и видишь…чье-то будущее»
Светлана Гойхман.