Волшебное зеркало Гузи

Зура Итсмиолорд
В старые добрые времена в чеченском обществе существовала особая "школа" нравственного воспитания. В полночь с вершин Мехкарийн корта, Мовх араш корта, Беданчу Кхиерие начинали  "говорить мельницы". Группа из трех человек поднималась на одну из вершин и стрельбой будила народ. Люди выходили на плоские крыши своих саклей и внимательно слушали глашатаев. В глубокой тайне ото всех специально подготовленные молодые люди изучали все криминогенные случаи, происшедшие в течение месяца. Информаторы оставались инкогнито. О них никто не должен был знать.
Они открыто говорили обо всех преступлениях и поступках, подрывающих нравственные устои общества. Рассказывали о нарушениях общественного порядка- воровство, подлог, обман, легкое поведение девицы, предателях, изменниках. Кто, где и когда. В такой информации иногда содержались и сплетни, и клевета, и лесть, и обман. Но люди воспринимали это, как истину. Никому не хотелось попадать на такие "страницы устных газет".
В урочище горной реки одного из сел жила одинокая старуха, которую люди за глаза называли Жоьра-баба, что означает "ведьма". Никто не мог вспомнить, когда и за что  так прозвали. Но ее побаивались. Говорили, что охотники нашли ее в одной из придорожных гостиниц.
Уже в те далекие времена гостеприимство среди вайнахов достигло классического развития. Люди заботились не только о тех, кто придет к ним в саклю, но и о тех, кто совершал дальние переходы - о странниках, охотниках, пастухах. Для приюта и отдыха на дорогах у родников строились так называемые «дорожные гостиные». Они напоминали часовни с минимумом удобств, высотой в человеческий рост, длиной и шириной два к одному. И только два-три человека могли уместиться в ней. Обычно в «дорожной гостиной» строили очаг или камин. И каждый проходящий оставлял часть из своей пищи и вина, кресало, трутень, соль.
Пол дорожной «гостиной» был убран звериными шкурами. Их оставляли возвращающиеся охотники с добычей. Иногда оставляли оленьи или турьи рога - в дар, в жертву богам.
Татал и Уг возвращались с охоты, когда их настигла ночь. Братья поднялись в гостиную и увидели там старушку. Охотники поздоровались с женщиной, поинтересовались, как она перенесла дорогу и попытались уйти.
- Братья, я слепа и не увижу, как вы будете спать. Я буду сидеть. Оставайтесь здесь на ночлег. Если вы покинете помещение, то вас ждет беда. Подсказывает мне зеркало, что за вами идут шакалы.
Братья переглянулись, поблагодарили старуху и остались на ночлег. Младший - Уг развел огонь и сварил мясо. Поужинав, мужчины присели. Старуха сидела в полудреме.
Утром, покидая гостиницу, они предложили женщине свою помощь. Старуха достала из шерстяного мешочка волшебное зеркало и попросила старшего из братьев посмотреть, видит ли он отражение дома в зеркале. Это был небольшой бронзовый диск. Одна сторона его была тщательно отполирована, а на другой стороне было изображено солнце. Татал начал вертеть зеркало, не понимая, как в нем можно увидеть жилище.
- Поймай полированной поверхностью луч солнца и наведи его на стену, - подсказала старуха.
От луча солнца братья увидели очертание огромного зверя, стоящего на задних лапах. Казалось, что зверь рычит. Мужчины переглянулись, решив старухе ничего не говорить.
- Вы торопитесь. Беда у вас в семье, - произнесла она и протянула руку за зеркалом.
И действительно, прибыв в селение, братья узнали, что медведь растерзал их отца, когда старик пытался достать из дупла мед диких пчел.
Через два дня братья вспомнили о старухе и послали за ней гонца. Гузи, так звали женщину, пыталась лучами лунного света, которые она ловила бронзовым диском, зажечь огонь. Не согласилась она отправиться с ним в дорогу.
- И тебе не советую, - сказала она, разводя огонь.
Послушался мужчина старухи и остался ночевать. На рассвете она протянула ему зеркало и попросила сказать, что он в нем видит.
- Направь солнечный свет на полированную поверхность и увидишь отражение на стене, - подсказала старуха.
Юноша увидел очертания девушки, которая расплетала косу.
- Торопись, тебя ждет невеста. Она согласна выйти за тебя замуж, но ее могут отдать за  другого,  - произнесла женщина, когда Габ сказал ей, что показало зеркало.
Трижды посылали за старухой. И только на четвертый раз привезли ее в селение.
Никому не рассказывала, кто она,  куда  и откуда держит путь.
На тридцатый день, когда она уже переходила в саклю, которую всем миром ей построили на окраине селения, женщина рассказала, что ее предком был Байра, сын царя Суррокъата. После крушения в Х1V в. царства Симсим царь Суррокъат со своими приближенными и остатками войск отступил на запад. Большой караван, груженный казной,оружием, останавливаясь в пути, дошел до реки Чанты-Аргун. Здесь на самом высоком мысе левого берега заложили мощное башенное укрепление К1ирда, остатки которого сохранились до наших дней. Башни К1ирда или Итонан гIаланаш разделяли реку Ч1анти-Аргун и ее левый приток  Т1ерлой эрк (арык).
Царь назначил своими князьями вельмож Бийриг Биччу и Элди Талата, которые не долго думая начали междоусобную войну. Царь вынужден был со своим сыном и войском уйти частью в Китай, а частью в Японию. Единственным наследством от царской семьи осталось у Гузи волшебное зеркало, сделанное то ли монгольскими то ли китайскими мастерами. В те годы зеркало не было банальным предметом быта. Оно служило талисманом.
Загадочным зеркалом Гузи лечила, собирая росу, которую добавляла в лекарственные травы, снимала порчу, предсказывала судьбу, оправдывала оклеветанных.
С годами старуху стали не только почитать, но и страшиться. По поверью даже в зеркальное отражение воды смотрели недолго. Глядя на свое перевернутое отражение, где правая сторона становилась левой, люди считали, что это их душа смотрит на них. Зеркало для них было окном в мир мертвых. Младенцев не подносили не только к зеркалу, но и к водной глади. После захода солнце нельзя было ходить за водой, чтобы не увидеть свое отражение из-за боязни умереть.
По сей день сохранилось такое поверье у вайнахов: не смотреть в зеркало после захода солнца. Обычай завешивать зеркала, если в доме покойник, тоже пошел оттуда: чтобы душа покойника не испугалась, увидев свое отражение и не забрала с собой души близких.
И в волшебство зеркала Гузи верили все. Даже те, кто его никогда не видел.
Если обвиняемый был согласен посмотреть в зеркало старухи, то часть вины с него снималась.
Загадочным было то, что слепая старуха точно могла сказать, что ее зеркало показывает.
Стражники и воины приходили смотреть в зеркало, в надежде, что в походах оно убережет их от смерти. Женщины, не дождавшиеся возвращения мужей, находили их отражение в этом зеркале. Охотники видели свою добычу, а девушки- свою судьбу.
Все были уверены, что именно это зеркало давало здоровье старухе. Она смотрелась в него будто видела свое отражение. Зеркало дарило ей силы и сохраняло информацию о ее молодости. Иногда это волшебное зеркало выполняло акустическую функцию. Ворам зеркало обжигало руки, а лгуны становились заиками. Некоторые информаторы приходили к старухе, если сомневались в подлинности информации, которую они собрали.

И однажды к ведьме пришел горец. Он пользовался почетом и уважением. Был человеком состоятельным. Но девушка, на которую указал его единственный сын, отказалась выходить за него замуж. Красавица была сиротой. В назначенный день свадьбы она привязала себя косами к боярышнику. Никого к себе не подпускала и молча плакала.
Когда к ней пытались подойти, то она билась головой о ствол дерева. Никакие уговоры не действовали на нее.
Когда старик появился на пороге сакли, Гузи тяжело вздохнула и пригласила вошедшего присесть. Она долго возилась с мешочком, не желая доставать волшебное зеркало. Потом долго терла бронзовый диск о подол своего платья. И протянув зеркало старику тихо произнесла:
- Это последнее, что зеркало нам расскажет.
Мужчина взял в руки зеркало и тут же отбросил его в сторону. Не прощаясь, покинул саклю. Приподняв плечи, опираясь на посох, он медленно плелся к своему жилищу.
Подойдя к своей сакле,  крикнул жене, чтобы та позвала сына.
- Сын, привези своего друга Пшаву из Хевсуретии, расположенной у истоков Аргуна и его правого притока Андаки, между Главным и Боковым Кавказскими хребтами. И жени его на девушке, на которой ты собрался жениться.
Не успел старик произнести эти слова, как его сын замертво упал к ногам отца.
Стрела пронзила его крепкое молодое тело. Старик поднял глаза к небу, пытаясь сдержать слезы. Гарцуя на белом скакуне подъехал невесть откуда взявшийся Пшава.
Пшава был из хевсуров, лучников-пхей. Пхой, пхей - стрелки. Даже после появления огнестрельного оружия пховцы не расставались с луком, колчаном, стрелами и щитами. Определенная часть хевсуров-пховцев свое происхождение ведут от предков вайнахов.
Всадник сошел с коня. Он бросил к ногам старика свой кинжал и девичьи косы. Потом снял папаху, присел на одно колено и наклонил голову.
- Ва Делла (О, БОГ!)! Ты - один свидетель, что у меня не было выбора, - раздался женский голос.
Старик поднял голову. На вершине Мехкарийн корта стояла девушка с остриженной косой. Играя, ветер уносил ее шаль. Она опустила лук. Подошла к самому краю обрыва. Присела на одно колено. И когда увидела, что за ней наблюдают с крыш саклей, бросилась в обрыв.
- С вашего позволения, я похороню ее, - громко произнес всадник.
Горец кивнул ему. Поднял кинжал, потрогал лезвие и вонзил его в бездыханное тело сына.
Для всех осталась тайной смерть молодых людей. Кроме старика, хевсура и зеркала.
С тех пор Гузи никому не давала свое зеркало. Она спрятала его подальше от людских глаз. Старуха угасала на глазах. Отказывалась принимать пищу и пряталась от солнечного света.
Вскоре она умерла. Но зеркало никто не нашел.
Прошли годы. Обычай разглашать тайны поступков канул в лету. Люди не стали лучше. Как клеветали, так и клевещут. Как воровали и обманывали, так воруют и обманывают. И по сей день кто-то может изнасиловать невесту друга, вынуждая ее выйти за себя замуж.
Горные родники остались чистыми. Черный шелк неба вышит золотыми нитками, как и тысячи лет тому назад. Солнце просыпается с рассветом и на ночь тонет в океане, чтобы не рассказывать сколько безнравственности видит оно за день.
А где-то в ущелье, куда не может ступить человеческая нога, лежит бронзовый диск, тайна которого не разгадана по сей день.