Н. Ларский. Живопись. Ретроспектива 1956-2006

Наталья Ларская
к 50-летию творческой деятельности

«Живопись. Ретроспектива 1956 - 2006»
 
выставочные залы Творческого Союза художников России,    
Гоголевский бульвар, 10, с 6 по 15 апреля 2006 г.

Николай Ларский - удивительно многогранный художник, в его творчестве - поиски и перемены, различные периоды.  К 50-летию творческой деятельности и 70-летию со дня рождения художник осуществляет проект из пяти персональных выставок живописи. Две из них уже состоялись: «Живопись. Авангард 60-е годы, авангард 80-е годы» и «Акварельные импровизации». С 6 по 15 апреля 2006 года в выставочных залах Творческого Союза художников России на Гоголевском бульваре, 10, состоится третья выставка Н. Ларского из этого юбилейного проекта: «Живопись. Ретроспектива 1956 - 2006». Осенью - четвертая выставка: «Портрет. Ретроспектива 1956 - 2006» из цикла «Пять тысяч портретов моих современников».
   
Одарённый разносторонним талантом, художник показал себя мастером в различных жанрах изобразительного искусства.

В ранний период творчества молодой художник стихийно, самозабвенно работает в реалистической манере. В серии линогравюр 1959 - 1960 г.г. передан восторг от мироздания, потоки света, облака, небо, течение вод, сияние звезд.
Но художник уже чувствует новое время, время перемен, он не может работать так, как принято, ему претят установленные догмы соцреализма, он взбунтовался против них, отвергает их, пробует разные формы, ищет свой образный строй, создает работы авангардного направления. В 1962 г. Н. Ларский устраивает в Москве две персональные выставки «неофициального искусства», запрещенного в те годы. Это были одни из первых публичных выставок «неофициального искусства» в СССР в период «хрущевской оттепели».
   
После окончания художественного института художник работает в издательствах над сериями цирковых, эстрадных, театральных плакатов - ярких, праздничных, новаторских и награждается дипломами и премиями.

 В 1970 - 1985 г.г. - Н. Ларский путешествует по стране, пишет пейзажи, сверкающие цветом, наполненные восхищением красотой мира - циклы картин на тему «Природа»: «Горы» (Памир, Кавказ, Крым, Карпаты, Армянское нагорье), «Море» (Черное, Балтийское), «Город» (Москва, Париж), «Деревня».

Но всё меняется. Художник рассказывает: «... Была весна. Поезд шел на восток. Проехали пять тысяч километров. Сошли на полустанке, обогнули фасад вокзала и, говоря словами  Радищева, «... я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Изнанка социализма открылась перед нами на тысячи километров вокруг». Из этих впечатлений от поездок по стране родился в 1985 - 1990 г.г. неповторимый в российском и мировом искусстве цикл живописных работ «Коррозии», в котором художник выражает отношение к нашему времени, его драматическим коллизиям. В символической и фантастической форме отражена физическая реальность мира - коррозия, распад материи. Мощная фактурная живопись передаёт мир природы и человека, цвет неразрывно связан с содержанием. Сочетания жёлтого, коричневого и голубого создают на полотнах атмосферу неустойчивости и распада. На картинах нет голубого неба, золотого солнца, первозданного пейзажа. Есть пейзаж, в котором человек - «творец» экологической катастрофы, грядущей свалки по всей Земле. Чтобы в этом пейзаже «Б.У.» (бывшем в употреблении) вновь появились красота и гармония, нужна не одна сотня лет. Распят Человек, распята Природа. Они взошли на свою Голгофу. Об этом картины. «Фигуративный авангард» - так определяет стиль своего живописного цикла художник.

Выйдя из почти тридцатилетнего подполья, живописного андеграунда, художник выставляет цикл «Коррозии» на всеобщее обозрение. Выставки цикла «Коррозии» состоялись в Москве в 1988, 1989, 1990 годах. На выставках побывало множество народа. Шок, растерянность, недоумение, узнавание - такова была реакция советских людей. На картинах до боли знакомый нам мир, поражённый коррозией, распадом - всё вместе это наш Апокалипсис настоящий и грядущий. Экспозиция была несколько раз показана по телевидению, о ней писали московские газеты. Репродукции работ цикла «Коррозии» с выставок 1988 - 1990 годов напечатали московские журналы «Собеседник», «Столица», «Joint Ventures», парижский журнал «Русская мысль». Работы цикла «Коррозии» были показаны также в Италии (г. Тренто) и Париже в 1991 г., в России в городах Северодвинск и Кандалакша в 1991 г., в Москве в Центральном Доме художника на персональной выставке Н. Ларского «Коррозии» в 2003 г.

Но пришли иные времена, и в 1996 - 1997  г.г. Н. Ларский создает серию «Акварельные импровизации». «Душа отдыхает в разливах акварели, - говорит художник, -акварель - это поэзия». Это фантастические, буйные миражи чистого цвета, сочетания цвета и света, огромные видения в беспредельно-прозрачном пространстве. Акварели Н. Ларского обладают странными чарами. Это цветовые коллизии, в которых звучат космические аккорды,  фантастический мир, Вселенная, где присутствует непривычное время и пространство. И все это преобразуется в картинах в тот удивительный сплав, который можно определить как «новая реальность».

Н. Ларский провел 15 персональных выставок живописи. Во все времена художник занимается своим любимым делом - рисует и пишет портреты, создал и продолжает непрерывно пополнять грандиозную, включающую более 5 тысяч работ, серию портретов своих современников, рисует их характер, их индивидуальность. Мастерская Н. Ларского находится в Москве на Арбате, самой многолюдной пешеходной улице, он в гуще народа, самозабвенно пишет и рисует людей, и люди его любят и благодарят. Он истинно народный художник.

Москва. 2006 г.

Работы художника Николая Ларского опубликованы на персональном сайте в Интернете larsky.ru