Медицина по-киевски

Сергей Кравченко
Все мы много раз слышали высказывания столичного градоначальника Л. М. Черновецкого о том, что Киев – это европейская столица! Соответственно и социальная политика городского совета и городской государственной администрации направлена на достижения европейских стандартов, в том числе, и в здравоохранении. В свое первое пришествие Леонид Михайлович со своей молодой командой отличился тем, что забрал полномочия районов в вопросе финансирования лечебно-профилактических учреждений на центральный уровень, несмотря на протесты медицинского профсоюза. Выглядело это не совсем понятно, так как с экранов телевизоров властные мужи нам каждый день рассказывали о необходимости проведения всеобщей децентрализации и делегировании больших полномочий на местный уровень.
Позиция министерства здравоохранения необъяснима и до сих пор, ведь профсоюз от МОЗ получил один ответ, а прокуратура другой. Известно, что этим вопросом занимался заместитель министра Валерий Бедный, некогда занимавший ряд должностей в киевском здравоохранении вплоть до заместителя главы КГГА. Не было поддержки и в лице заместителя министра Андрея Мусиенко, также работавшего прежде в медицине Киева. То, что центральный офис медицинской отрасли абстрагируется от таких вопросов, не удивительно, потому что он давно превратился в кузницу научных кадров в виде получения научных степеней и званий министрами и их  замами. Это в порядке вещей, ведь многим нужно догонять и обгонять кандидата наук, доцента Л. Черновецкого.
Запомнилась и расправа мера над главным врачом КГКБ №1 Михаилом Салютой. Нет, он не безгрешен и не единственный. Были и другие. Но уж очень ярким было противостояние этих двух людей. Будучи депутатом Верховного Совета, Леонид Михайлович невзлюбил на то время главного врача и по совместительству депутата Киевского городского совета  М. Салюту, создавшего частный медицинский ВУЗ, да еще и политическую партию в придачу. Народный избранник, обеспокоенный судьбой бомжей и малоимущих, возлагал очень большие надежды на высокий уровень оказания медицинской помощи в первой горбольнице.  Возглавив город, новый мер  освободил главврача от занимаемой должности, прокуратура заинтересовалась его былой деятельностью, а ВАК Украины почему-то проводит ревизию его научных степеней и званий.
Во второе свое пришествие Леонид Черновецкий со своей неизменной молодой командой еще более ответственно подошел к решению проблем городской медицины. Попытка введения платной медицины не увенчалась победой. Но сепаратное создание системы платной – бесплатной медицины развивается полным ходом. А именно, с целью рационального использования финансирования КГГА в лице городского зама И. Кильчицкой и начальника Главного управления здравоохранения и медицинского обеспечения - депутата горсовета от Партии Регионов Л. Качуровой расставили нужных людей в лечебно-профилактические учреждения на должности заместителей по экономике. Нужные люди верно служат своему хозяину и не только экономят средства и рационально используют, но и приумножают их. Как это можно сделать в неприбыльных и без права на хозрасчетную деятельность согласно статутам коммунальных клиниках, понять дано не каждому.
Но Леонид Михайлович имеет опыт и просвещен в вопросах благотворительных фондов. Будучи депутатом, он очень много занимался благотворительностью на киевских холмах. Вот теперь и пришло время киевлянам и гостям столицы отплатить городскому воеводе тем же. Во всех коммунальных лечебно-профилактических учреждениях Киева те самые верные мэру и  его молодой команде замы по экономике расписали планы по привлечению денег в больничные фонды со всех профильных медицинских отделений. Так, например заведующий терапевтическим стационаром на 40 коек должен содрать со своих пациентов порядка 10 тысяч гривен и внести их в больничный фонд. Если Вы хотите обслуживаться в поликлинике не по месту прописки, будьте любезны, внесите 150 грн., в фонд, напишите заявление на имя главного врача, и Вам заведут амбулаторную карту. Если нужно сдать анализы, сумма взноса будет зависеть от спектра  лабораторно-диагностических мероприятий.
Контролируют поборы начальники так называемых прокладок, Генеральные директора Территориальных медицинских объединений, имеющие различную политическую принадлежность. Руководители ТМО вызывают к себе строптивых медиков и под давлением и угрозой увольнения заставляют подписать обязательство содрать запланированную экономистами сумму.  Глядя на качество организации медицинской помощи и ресурсное обеспечение коммунальных медучреждений, возникает вопрос. Куда уходят деньги из больничных фондов? Ответ напрашивается сам!
Министру здравоохранения Василию Князевичу некогда обратить внимание на киевскую медицину, так как он занят подготовкой к защите диссертации. Заместитель министра Владимир Юрченко наверняка тоже не в курсе событий. Его сын Александр Юрченко, главврач киевской городской больницы №5, забыл рассказать папе о поборах. Председатель профильного комитета Верховного Совета, Татьяна Бахтеева, не ведает, чем занимается ее однопартиец Людмила Качурова. “Настоящий” коммунист, народный депутат и экс-министр здравоохранения, доучившийся аж до доктора наук Юрий Гайдаев, занимавший должность главного врача больницы скорой медицинской помощи, про ее пациентов уже и не вспоминает. Медицинский профсоюз Киева и Украины занят своим оздоровлением и отпускной кампанией. Главные врачи коммунальных медучреждений терпеливо молчат, и ждут смены городских властей. Несмотря на то, что многие имеют значки районных депутатов и довольно высокие связи.    
Все это происходит с молчаливого согласия разноцветных политиков, медицинской элиты города и самих киевлян. Но киевская медицина - это не котлета по- киевски, ее нельзя съесть, переварить и забыть, закрывая дверь ванной комнаты.
Общественная организация “Кияни об’єднуємось” получила достаточно личных обращений и информации о происходящем беспределе в коммунальном здравоохранении от медицинской общественности города. У нас нет оснований не верить нашим коллегам. В организации достаточно независимых специалистов в области социальной медицины и организации здравоохранения, экономики здравоохранения и нормативно-правового регулирования государственной политики в медицинской сфере. Данная проблема не останется без внимания организации.
Мы вынуждены провести ряд мероприятий, которые позволят доказать системность и выявить характер нарушений в области здравоохранения, допущенных городской властью с молчаливого согласия руководства государства. Затем последует обращение в Генеральную прокуратуру Украины.