Первый бой

Дмитрий Толстой
Оборудованные  немцами  дзоты  вокруг  посёлка  сослужили  нам  добрую  службу. Против  леса  «Дубровки»  находились  три  дзота  с  амбразурами  для  пулемётов   и  окопами  снаружи.  В каждом  из  них  были  по  два  пулемёта  с  пулемётчиками  и  по  5- 6 стрелков  в  окопах.  Четвёртый  дзот  занимали:  Смирнов,  дед  Семён  и  два  молодых партизана.  Когда  же  наша  ватага  уговорила  старших  позволить  нам  занять  окопы,  те  ушли  на  передний край.
До  полуночи  всё  было  тихо. Потом  раздалось  несколько  одиночных  выстрелов. И  ночь  раскололась  от  шквального  огня, криков, осветилась  ракетами : немцы  пошли  в  атаку, стараясь  в  темноте  внезапным  броском  смять  нашу  оборону,  да  были  обнаружены.
              Басовито  рокотали  пулемёты  партизан,  трескуче  отвечали  немецкие          автоматы,  громко  ухали  наши  карабины  и  винтовки.  Постепенно  оружейный  хор  замолкал. Атака  захлебнулась. Так  повторялось  пять  или  шесть  раз  за  ночь.   
Потом  к  нам  прибежали  те  двое  молодых   ребят  и  забрали  у  нас  часть  боеприпасов.  С  рассветом  прибежали  ещё  раз:  патронов  почти  не  оставалось.
Сказали  нам – они  получили  задание  собрать  всё, что  возможно,  а  за  патронами  и  помощью  послали  верхом  нарочного  к  шоссе.
С  восходом  солнца  немцы  предприняли  штурм.  Нехватка  патронов 
позволила  им  прорваться  к  окраинам  посёлка.  Оборона  отступила.  Немцы   тут же  подожги  два овина  и  воловню.  Заметив  пожар,  мы  поняли,  что  оборона  прорвана.  Смирнов  с  ручным  пулемётом  бросился  к  первому  дзоту,  там  еще  отстреливались.
Загорелись дома  на  краю  совхоза.  Мы  вынуждены  были  оставить  свой  рубеж: дома  оставались  семьи.  С  дедом  Семеном   добежали  мы  до  своих  домишек.  Я  быстро  вывел  маму  и  сестрёнку  и  велел  им закрыться   в  погребе.
             Сам  забежал  за  погреб  и  тут же  чуть  не срезал  меня  очередью  немец  от  самой   казармы.  Упал  в  крапиву  и  кусты.  Отполз  и  увидел  автоматчика.  Торопясь,  выстрелил,  немец  исчез.  За  погребами  побежал  я  к  кирпичной  оранжерее. Услышав  ещё одну  очередь,  обернулся  и  заметил,  как  немец  скрылся  за  казармой. А  кобылица,  пасшаяся   в  саду,  убита наповал.  Жеребёнок,  чудом  оставшийся  невредимым,  ходит  около. 
Забежал  за  оранжерею  и  там  столкнулся  с  дедом  Семёном.  Оба увидели -  горят  двухэтажный  и  большой дом  барачного  типа.  Только  хотели  выйти  на площадь, как трое  немцев  выводят  старика  Царёва  с  женой  из  дома, в  конце её  и  ставят  к  стенке,  потом   вскидывают  автоматы. Мгновенно  стреляем  по  фрицам.  Все  трое  падают.  И  две очереди  нам  в  ответ.
             Укрылись  за  стеной,  а  когда  выглянули,  два  солдата  волоком   утащили  длинного  фельдфебеля  за  угол  дома.  Царёвы  за  это  время  сбежали.  К  нам  приковылял   раненный  Петро  Доценко -  отец  нашего  дружинника  Ивана.
Пуля  прошла  по  мякоти  выше  колена.  Нога  его  была  уже  перевязана  и  мы  посоветовали  ему  отсидеться  здесь,  за  кирпичной  стеной.  У  мостика  через речку  простучали  две   очереди   из  пулемёта.  Вскоре  к  нам  прибежал  запыхавшийся  Смирнов  с  ручным  пулемётом   на  плече.  Увидев  нас,  закричал:
- Вы  почему  покинули  дзот?  Под  трибунал   хотите ?  Марш  по  местам !
Дед  начал  ему  что-то  объяснять,  а  я,  не  раздумывая,  бросился  в  сад,  по  заросшей  канаве  прибежал  и  засел  в  дзоте.  Дед   где-то  отстал.  Только  собрался  выйти  из  укрытия,  как  через  амбразуру  увидел  - на  меня  по  дороге  несётся  очумелая,  дикая  орда  немцев.
              Присев  в  уголке,  я  ждал  своей  кончины.  Толпа  пронеслась  и  до  моего  слуха  донеслось  далёкое  дружное -«Ура-а !» Это  к  нам   на  помощь  подоспели  красноармейцы.
             Они  уже  бежали  по  молодому  саду  и  среди  них  я  увидел  своих : Гену, Жору, Мишу  и  Володю.  Хотел  выскочит  им  навстречу,  но  тут  к  дзоту  торопливо  подошли  трое  немцев.  Под  руки  двое  вели  фельдфебеля  с  перевязанным  плечом   левой  руки. Не  та  ли  это  была  троица,  в  которую  мы  с  дедом  стреляли?  Подумалось  мне.
Фельдфебель  оттолкнул  солдат  и, громко  ругаясь, лёг  на  бруствер  дзота.  Я  вижу  его  голову  и  слева - бегущих  красноармейцев. Немец  уже  приник  к  автомату. Солдаты  бросили  его  и  быстро  убежали.  Что-то  знакомое  показалось  мне в  этом  длинном  немце.  Не  целясь,  стреляю  через  амбразуру.  Рыжая  голова   дёрнулась  и  он  свалился   к  подножию  дзота.
             Я  вышел  наружу.   Ко  мне  подбежали  двое  военных.
- Это  ты  его  грохнул ? -  Спросил  первый  и  подхватил  с  бруствера  «шмайсер»-
             - Молодец ! А  то  бы  он  завалил  нас   одной  очередью.  Укрыться  здесь  некуда.-  И  мы  втроём  побежали  за  атакующими.
Бросая  убитых  и  раненых,  немцы  рассыпались  по  высокой  ржи,  стремясь  быстрее  достичь  леса, стоящего  невдалеке  по  обе  стороны  дороги.  На  широкой  поляне, с  высокими  хлебами,  мы  попали  в  «клещи».  Немцы  зажали  нас  с  двух     сторон.  Рядом  со  мной  упал  красноармеец,  раненный  чуть  ниже  паха.  Второй,  перетащив  друга  в  кювет,  начал  его   перевязывать.  Меня   подозвал  дед  Семён,   залёгший  здесь  же.               
- Видишь  «кукушку»  на  дереве ?- Спросил  он,  указывая  на  развесистый  дуб.  И  я  увидел  неясные  очертания  автоматчика.  -  Бери  его  на   мушку.   Только  не  высовывайся .  А  я  возьму  второго  на  сосне.-
Мы  выстрелили  почти  одновременно.  Два  мешка  костей  шлёпнулись  на  землю. К  нам  подполз  Володя.  У него  была  ранена  левая  рука.  Дед  сделал  ему  перевязку.  Стрельба   усилилась.
              Справа  в  лесу  оказалась  ещё  одна  группа  немцев,  пробиравшихся другой  дорогой.  Нас  засекли  и  пули  свистели  над  самой  головой.  Пришлось  убираться  перебежками. Недалеко  во  ржи  стояла  скирда  прошлогодней  соломы. 
Когда  я   бежал  туда,  почувствовал  тупой  удар  в  ногу. Ползком  достиг 
укрытия. Здесь  увидел  красноармейцев  и  Гену.  От  него  я  услышал,  что  Миша  в  первых  рядах далеко  впереди  и  там   теперь  идёт  ожесточённая  перестрелка.
             К  нам  присоединились  дед  и  Володя  с  окровавленной  повязкой.  На  кисти  левой  руки  у  него  пулей  срезало  половину  безымянного  пальца.  Я  промолчал  о  своей  ране,  хотя и  чувствовал,  как  липкое и  горячее   расплывается  по штанине.
В это  время  на  дороге  появилось  два  танка  и  несколько  крытых  машин  с  красноармейцами.  Танки  немедленно  открыли  огонь  по  опушкам  леса.  А   солдаты  быстро   развернули  миномёты  и  сделали  несколько  залпов.  Стрельба  на  нашем  пятачке  прекратилась.  Танки  и  миномётчики  продвинулись  дальше.  И там,  вдали, слышна  была  их  работа.
Дед  вторично  перевязал  Володе  руку  и  в  сопровождении  Гены  отправил  их  домой.
            Только  теперь  рассказал  я  деду  о своей  ране.  Осмотрев  её, он  поругал  меня,  потом,  разорвав  на мне  майку, крепко  перетянул, насколько  возможно, рану: была  она  чуть  пониже ягодицы.  И  это  угнетало  меня  больше всего.
Мы  уже  закончили   перевязку,  как  сюда  подъехала  целая  колонна  автомашин  с  солдатами.  Быстро  соскочив  на  землю  и  рассредоточившись  по обе  стороны  дороги,  широким  фронтом,  двинулись  к  лесным  массивам.  К  нам  подошли  санитары  и  два  радиста  с  рацией.  Раненого  унесли,  а  нам  велели  идти  домой. Их  часть  получила  приказ  блокировать  и  уничтожить   немцев,  вырвавшихся  из  Бобруйского  котла.
-Всё  равно  им   далеко не  уйти.  Наши  танки  перерезали  Могилёвское  шоссе  и  ждут  их  там,  если  мы  раньше  всех  не  захватим.,– поведал  нам  радист.
Когда  мы  с  дедом   потихоньку  хромали   к  посёлку,  нас  догнала  сельская  телега,  запряженная  резвой  лошадкой.  В телеге  на  разостланных  плащ - накидках  лежали  двое:  светловолосый  капитан  и  мой    боевой  товарищ  -  Миша  Красноруцкий.  Молодой  лейтенант  и  солдат  сопровождали  их.
Комок  боли    сдавил  мне горло.  Дышать  было  нечем.  Я  сел  у  дороги.  Дед  сказал  лейтенанту,  что  Миша -  мой  друг  и  что  я  ранен. Лейтенант рассказал  нам:
-Капитан -  мой  начальник -  командир  роты.  Он  с  твоим  другом  почти  рядом  лежали,  сражённые  автоматными  очередями. Парень  как  бежал,  так  и  упал,  будто  споткнулся  у  сосны.  Но  карабина  из  рук  не  выпустил. Капитан, смертельно  раненый,  видно,  полз  к  нему.  Лежал  на  спине  и  смотрел  в  небо  уже  мёртвыми  глазами.
Душили  слёзы.  Я  не  мог  вымолвить  даже  слова.  Меня  усадили  на  телегу.  Когда   же  подъехали  к  нашему  дзоту,  я  увидел,  что  «убитый»  мною  немец  сидит  на  земле  и  здоровой  рукой  припудривает  из  коробочки  чем-то  белым  рану  на  затылке.   
-Вот  гад!- Невольно  вырвалось  возмущение. – Два  раза  стрелял  в  него,  а  он  живой !   - Только  теперь  я  разглядел,  что это  был  мой  заклятый  враг -  Штокман. И  коротко  рассказал  лейтенанту,  что  это  за  птица.
Мы  остановились.  Солдат подошел  к  немцу  и  ногой  отбросил  коробочку  с  «пудрой».  – Лянксам ! Лянксам ! (Потише, Потише ) -  прошипел  фриц.               
- Ну,  господин  Штокман,  молись  своему  фюреру!  Пришёл  тебе  капут ! -   сказал  лейтенант,  вынимая  пистолет  из  кобуры.               
Услышав  своё  имя,  тот  вздрогнул,  потом,  приподняв  голову,  встретился  с  моим  взглядом.  Сколько  ненависти  и  страха  металось  на  дне  его  мерзкой  и  подлой  душонки.
Выстрел  лейтенанта  поставил  последнюю  точку.  Мои  счёты  с  немцем были  сведены.  За  подлость  и  злодеяния  человек  должен  отвечать  сполна.  Солдат  сбросил  труп  на  дно  окопа.  Мы  подсказали  военным,  как  проехать  к  правлению   совхоза  и  к  дому   Миши.  Дед  Семен  довёл  меня   до  дома.
 К  вечеру  начался  озноб,  поднялась  температура.  Только  на  второй  день  я  сказал  матери  о  ранении. 
Наш  врач – Беликова,  отругав  меня  как  следует,  безо  всяких уколов,  пинцетом   вытащила  тупорылую  немецкую  пулю,  почерневшую,  со  сгустками  крови  и  гноя.  Уже  на  излёте, она  не  так  глубоко  вошла  в  мягкие  ткани  тела  и  кость  не  была   повреждена.
На  третий  день  с  превеликим  трудом  вернулся  я  домой  с  похорон  Михаила.  Не  проститься  с  другом  я  не  мог.  Помогли  Жора  и  Гена.  Они  видели,  что  я  болен  и  почти  несли  меня  на  руках.  О  своём  ранении  я  им  так  и  не  сказал.  Стыдно  было  за  такую  «позорную»  рану.
         Через  пару  недель  я  поправился.  Война  ещё  не  закончилась. Лукашевич Володя   вместе  с  партизанами  ушёл  на  фронт: в отряде  был  его  родной  дядя.
       Геннадия  Сидоровича  вскоре  призвали  в  армию. А  мы  с  Георгием  и  Иваном как  не  достигшие   совершеннолетия,  остались  дома.  Нам   было  только  по  шестнадцать.   Росли  и  мужали  мы  в  горниле  военных  дней.
Николай  Смирнов  тоже  ушел  на  фронт  с  партизанами,  став  командиром
группы. Деду  Семёну  было  в  ту  пору  уже  за  семьдесят  и  прожил  он  почти  до
  девяноста  лет,  гордясь  своей  партизанской  медалью. 
В  поредевшую  дружину  влились  новые  силы:  два  Володи -  Поздняк  и   Дрозд,  а  чуть  позже -  Михалишин  Женя.
            Военное  лето  уже  готовило  обновлённой   ватаге  нашей  другие  сюрпризы,  другие  испытания.
                Декабрь    2007 г.