Восточные стражи Великой Скифии

Петр Золин
Восточные стражи Великой Скифии

Стоит учитывать
http://www.proza.ru/2010/07/28/821
http://www.proza.ru/2010/07/27/280
 (современное состояние)
http://library.thinkquest.org/27130/ru/3.htm
 Мамонтова степь и её потомок в Евразии

Этот материал в связи http://www.proza.ru/2010/07/17/853


Ряд достаточно любопытных фактов многотысячелетней истории Восточной Евразии.
До китайцев в Китае жили русские – вывод А.А. Тюняева. Комментарий В.А.Чудинова
 

Понятно стремление и иных европеоидов сделать что-то свое для раннего Китая.


Украинские подходы к истории Евразии, да и всего мира, привычны «© Елена Каганец, «Народный Обозреватель»:
Изобретение колеса радикально повлияло на развитие человеческой цивилизации. С тех пор и начались перемещения людей на огромных пространствах Евразии. Большинство исследователей сейчас соглашаются, что местом рождения транспортных средств, запряженных конями, и родиной верховой езды на лошадях были степи Украины.

Большинство исследователей сейчас соглашаются, что местом рождения транспортных средств, запряженных лошадьми, и верховой езды на лошадях были степи Украины, а не Китай или Ближний Восток. Доктор Энтони и его коллеги изучили под микроскопом зубы древнего коня и показали, что на территории Украины 6 тыс. лет назад уже запрягали коней.

Какое конкретно это большинство и что - кроме вероятности упряжи - могли показать сточенные зубы одного древнего коня, стоило бы показать детальнее. И во что запрягали коней 6 тыс. лет назад, если… (см. ниже)

Также было показано, что на этой самой территории около 2000 г. до н. э. появились деревянные колесницы с тщательно изготовленными колесами со спицами. Для сравнения — колесницы появились в Китае не ранее, чем через 800 лет. В Таримском бассейне раскопали ритуальное погребение коня, подобное тем, которые были в Украине, а также остатки колес повозки, сделанных соединением шпонками вместе трех обрезанных параллельных деревянных досок. Телеги с почти идентичными колесами известны на равнинах Украины еще в III тысячелетии до н. э.

Но вот немало иных данных.
Два года назад здесь была обнаружена интересная находка - самый древний фрагмент герба Самарской области. А еще здесь найдены доказательства того, что много тысячелетий назад именно на территории нынешнего Кинельского района было изобретено... колесо!        Какие еще тайны скрывает славная Кинельская земля...
http://www.sgubern.ru/journal/article.php?AID=1873&ID=1851
Самое древнее колесо было найдено на территории Месопотамии, и сделано оно было около 55 веков назад. http://otvet.mail.ru/question/17825274/
У северных отрогов Кавказа было найдено несколько захоронений, в которых были найдены повозки и телеги, датируемые 3 700 годом до нашей эры. Самое раннее изображение предполагаемой повозки, то есть двухколесного и четырехколесного предмета можно увидеть на глиняном горшке (3 500 год до н.э.), найденном на юге Польши. 

Колесо появилось в Индии и Европе приблизительно в четвертом тысячелетии до нашей эры. В Китае колесо, как составляющая колесницы, появилось в 1200 году до н.э., но некоторые ученые оспаривают этот факт и относят конные повозки еще к 2000 году до н.э. Возможно ли параллельное изобретение колеса в Азии или своеобразный «прыжок» через Гималайский хребет – до сих пор остается открытым вопросом.

Некоторые ученые стараются доказать, что колесо было изобретено в Европе. Свою теорию они объясняют трудностями путей в долинах, а также постоянной добычей леса – именно это, считают они, могло бы послужить прекрасной подоплекой изобретению колеса как части транспорта. Хронологические заметки о колесном транспорте в Европе говорят о том, что здесь он появился не позднее четвертого тысячелетия до нашей эры. Благодаря кочевникам и миграциям колесо узнали в районе Каспийского и Черного моря, а уже оттуда оно попало в Месопотамию в конце четвертого тысячелетия. Это служит объяснением тому факту, что на Ближнем Востоке не было найдено ни одного следа развития колесного транспорта, хотя присутствуют несколько абсолютно несхожих видов.

Хоть они и не изобрели колеса, но ольмеки и представители других культур западного полушария приблизились к нему. При раскопках были найдены колесообразные камни, служившие, по всей видимости, детскими игрушками, и датируемые 1500 годом до н.э. Таким образом, изобретение колеса попадает на период позднего неолита и должно рассматриваться с другими технологическими преимуществами, которые обеспечили расцвет человечества в начале Бронзового века.

Ранние колеса представляли собой простой деревянный диск с дыркой для оси. Из-за особенной структуры дерева горизонтальный срез ствола для дела не подходил, так как он не выдержал бы большую нагрузку, поэтому в производстве использовались бруски, вырезанные в длину. Самое древнее подобное колесо было произведено в племени алекерн, и найдено в 20 километрах к юго-востоку от Любляны, Словения. Согласно заключения австрийских ученых, этот предмет был сделан где-то между 3350 и 3100 годами до н.э., и по возрасту даже превосходит те, которые были найдены в Германии и Швейцарии.
http://izobreteniya.com/index.php/comments/n_2/
http://www.ktopridumal.ru/koleso.html
Вот, к примеру, напоминающие колеса диски и лошадка из палеолитической Сунгири.
Это только случайное сходство, или жители Сунгири пытались делать колеса и эксплуатировать лошадку ?!
http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC/Ancient/Stone/paleoart.htm
Археологи нашли самое древнее колесо в мире Дата: 28 февраля 2003
Источник публикации: http://wdi.ru

Археологи уверяют, что нашли самое древнее колесо в мире. Находка, возраст которой колеблется между 5100 и 5350 годами, была сделана в Словении. Прежний «рекорд», который на 100 лет моложе, принадлежал колесам из Швейцарии и Германии. Оказывается, по дорогам Европы словенское колесо прокатилось все же раньше. Это древнейшее из известных средств, облегчившее людям передвижение, сделано из дуба и ясеня, имеет диаметр 70 см и толщину в 5 см. Драгоценное свидетельство творческой мысли далеких предков найдено в раскопе близ древнего поселения, расположенного в болотистой местности неподалеку от столицы Словении, города Любляны. Доктор Антон Велюшек из Института археологии при Академии наук и искусств Словении, входил в группу, сделавшую открытие. По его словам, «колесо на удивление функционально с технической точки зрения, оно гораздо более совершенно, чем обнаруженные ранее колеса из Швейцарии и Германии, которые моложе словенского на добрую сотню лет».
http://stra.teg.ru/lenta/innovation/290
http://www.rusarch.ru/avilova1.htm
http://news.vdv-s.ru/law/?news=14319&sid= (младше Словении)


Украинские товарищи продолжают.
Но задолго до этого древние люди ходили пешком (родиной хождения пешком тоже была Украина ?:П.З.). Да и чего пешком-то ?! Некоторые могли долететь
http://www.oracle-today.ru/video/play.php?ELEMENT_ID=3162
Иные - доплыть.

И доходили даже в Северную Америку. Об этом говорят найденные в июле 1996 года останки скелета европейского человека среднего возраста, на который наткнулись двое студентов, переходивших вброд речку Колумбия в Кенневике, штат Вашингтон. Сначала антропологи допустили, что нашли пионера, который умер в конце 1800-х. Но радиоуглеродный метод датирования показал, что скелету было 9300 лет.

«Кенневикский человек» — последняя из находок древних скелетов, которые дают основания говорить о том, что некоторые наиболее древние поселенцы Северной Америки были европейцами. Они мигрировали из Евразийского континента через наземный мост Берингового моря приблизительно в конце последнего ледникового периода — около 12 тысячи лет назад. И это является важным дополнением к растущему количеству доказательств, согласно которым в течение периода Верхнего палеолита, приблизительно 10 — 35 тысячелетий назад, белые люди заселяли огромные пространства Северной Азии вплоть до Тихого океана. В Сибирь и другие восточные регионы их в конце концов вытеснили или поглотили монголоиды, хотя и до сегодняшнего дня в Северной Азии выжили отдельные зоны европейских генов (например, расово смешанный японский народ айну).

Здесь стоит напомнить.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Белые_люди
http://ru.wikipedia.org/wiki/Европеоидная_раса
http://ru.wikipedia.org/wiki/Расогенез
http://forum.aztop.com/index.php?showtopic=17340 (белые люди окончательно оформились менее 10 тыс. лет назад)
http://en.wikipedia.org/wiki/White_people


Марк Дивин (Mark Deavin) в своей статье «Арийцы: культурное перемещение в Китай. Новые доказательства древнеевропейской миграции на Восток» пишет, что вероятность этой теории существенно возросла за последние годы благодаря выдающемуся открытию в бассейне Тарим в Западном Китае. Там нашли больше сотни естественно мумифицированных тел европейцев, которым от 2400 до 4000 лет. Прекрасно сохранившиеся благодаря засушливому климату этой территории мумии представляют людей с развитой культурой, которые роскошно одеты в цветную одежду, штаны, сапоги, чулки, пальто и шляпы.

В одной большой могиле были найдены тела трех женщин и одного мужчины. Мужчине на момент смерти было 55 лет, он был приблизительно шести футов ростом (это 182 см), имел желтовато-коричневые волосы, которые начали седеть. Одна из хорошо сохранившихся женщин была ростом также около шести футов, с желтовато-коричневыми волосами, уложенными в косу.

Среди вещей, найденных вместе с телами, были шубы, кожаные перчатки, зеркало с орнаментом. У женщины в руках были сумки, в которых — ножи и травы, что, по всей вероятности, использовались в медицине. В Черчен — на южной границе Такламаканской пустыни — было найдено мумифицированное тело ребенка, которому было не больше трех месяцев на момент смерти. Ребенок был завернут в коричневую шерстяную ткань, а его глаза накрыты маленькими плоскими камешками. Рядом с головой была чашка, сделанная из бычьего рога, и древняя «детская бутылочка», сделанная из овечьего соска, который был отрезан и зашит таким образом, что мог держать молоко. У одной мумии мужского пола на шее были следы хирургической операции, а разрез был зашит конским волосом.
Несколько мумий европейцев уже были найдены на территории долины Тарим в начале этого века. Одна из них напоминала шотландскую или ирландскую женщину, а другая — городскую жительницу Богемии. Все были одеты в красивую одежду, что включала в себя стильные шляпы с перьями, удивительно похожие на те альпийские головные уборы, которые и сегодня все еще носят в Западной Европе.

Марк Дивин диву дается, что эти открытия были отвергнуты как не имеющие культурного и исторического значения, а рассматривались только как тела отдельных европейцев, что заблудились на этой территории.

Действительно, современные ученые, которые следуют моде на политкорректность, имеют тенденцию игнорировать свидетельства какой-либо ранней торговли или контактов между Китаем и Западом в течение этого периода, рассматривая китайскую цивилизацию как сугубо доморощенную, которая была защищена семью замками от внешних влияний. Более того, почему-то считается, что распространение людей и культуры происходило с Востока на Запад и что в Европу цивилизация пришла из Китая. Очень уважаемый историк Гордон Чайлд, например, в 1958 году подытожил европейскую праисторию как историю «озарения европейского варварства Восточной цивилизацией».

Но находки последних мумий в регионе бассейна Тарим являются настолько многочисленными, настолько древними и показательными, что их уже невозможно игнорировать, как ранее.

Важнейшим является то, что они помогли возобновить полемику о роли, которую сыграли европейцы в истоках древней цивилизации Китая. Некоторые археологи опять начали говорить о том, что древние европейцы могли быть ответственными за введение в Китае таких базовых вещей, как колесо и первые металлические предметы.
Эти теории фактически опять подтверждаются; они имели сторонников еще в начале прошлого века, но в конце концов были похоронены под лавиной политкорректности. В 1912 году, например, выдающийся кембриджский ученый А. Хеддон в «Странствиях народов» указал на возможность того, что прогрессивный элемент древней китайской цивилизации имел место благодаря миграции культуры людей с Запада.

Антрополог Пекинского института археологии Хан Кангксин (Han Kangxin) соглашается, что те скелеты и мумии четко указывают на то, что самые древние жители региона бассейна Тарим были белыми людьми кроманьонского типа палеолитической Европы. Его поддержал доктор Виктор Меер, специалист по древним азиатским языкам и культурам университета из Пенсильвании. Именно он стимулировал самые главные исследования, которые привели к обнаружению мумий.

Доктор Меер выступил главным защитником теории, согласно которой большие группы европейцев присутствовали в бассейне Тарим задолго до нынешних жителей этой территории. Он допускает, что тюркоязычные народы не приходили на эту территорию приблизительно до VIII века до н. э. Следовательно, считает он, новоприбывшие вытеснили европейцев. Хотя и сегодня главная этническая группа этой территории — уйгур — включает людей со светлым цветом лица и волос.

В Центральной Азии долго проживали тохары — это древнегреческое название вымершего индоевропейского народа, родственного с санскритскими и древнеперсидскими ариями. «Арийский» переводится как «благородный», или «достойный». Их язык, который имеет подобие с кельтской и германской ветвью индоевропейского дерева, записан в манускриптах, датированных VI — VIII веками н. э., а безоговорочное доказательство его существования можно найти еще в III веке.

Несмотря на то, что тохарийские манускрипты были найдены только в позднейший период, лингвисты выделили некоторые тохарийские слова, вставленные в манускрипт. Они были написаны на гандарийском практите — северо-западном простонародном диалекте, который служил административным языком населения бассейна Тарим в течение III—V веков. Тохары были еще известны как юэчжи — народ «великого клана Ю». Это их китайское название, отвечающее имени, которое им дали древние греки. Перед своей миграцией в Бактрию, а потом в Южную Азию, где они сформировали Кушанскую империю, тохары проживали в засушливых степях Таримского бассейна.

Древние китайские историки долгое время называли их «лунными людьми», чтобы как-то обозначить это племя в течение всех его миграций — с тех пор, когда они проживали на востоке Таримского бассейна (VII — II вв. до н. э.) и до того, как они управляли Кушанской империей в Индии (I — IV вв. н. э.). Этот народ также называли индо-скифами, и о нем впервые упомянуто в китайских источниках в начале II века до н. э. как о путешественниках, которые жили тогда на северо-западе Китая.

Тохары изображены на древних настенных картинах пещерных храмов Кизил и Кумтура, что вблизи современного китайского города Кю-Че — в горах Тянь-Шань. Мы можем увидеть европейцев-аристократов — с рыжими или белокурыми волосами, аккуратно разделенными посредине, с длинными носами, голубыми или зелеными глазами на узком лице и высокими телами. С первого века до н. э. тохары-юэчжи также изображались как европейцы — с длинными носами, тонкими лицами, светлыми волосами, розовой кожей и ярко-синими глазами — в замечательно выполненной статуе из городища Халчаян (это запад реки Сурхан в древней Бактрии, которая ныне на территории Узбекистана).
Из исторических источников известно, что во II веке до н. э. тохары двинулись из северо-западного Китая в Фергану и Бактрию, которые лежали на далеком склоне Памира. Оттуда они пошли на юг: через Гиндукуш в Афганистан и в северную часть Индии, где и основали могущественную империю Кушан.

Гипотеза, которая получает все большую поддержку, говорит о том, что миграция этих индоевропейцев началась с изобретения ими колесных повозок. Работая с российскими археологами, доктор Дэвид Энтони, антрополог колледжа Хартвик в Нью-Йорке, обнаружил следы колес повозок в похоронных курганах 5-тысячелетней давности в степях южной России и Казахстана. А как же Украина ?!
Это исследование прямо касается европейских мумий в Китае, потому что дискообразные колеса, составленные из трех частей, похожи в своем строении на те, которые найдены в западной Азии и Европе в течение III и II тысячелетия до н. э., нашли в пустыне Гоби и северо-восточной части Таримского бассейна. Подобные колеса со спицами, вставленными в них, датированные началом II тысячелетия до н. э., были раскопаны неподалеку.

Источник: http://observer.sd.org.ua/rnews.php?id=672
За этот свод фактов Елене Каганец большое спасибо. А как же Украина ?!
Она все же от Китая, тем более – Кенневика Колумбии, далековата. К этим местам немало европеоидов было и поближе.

http://roger-makson.livejournal.com/909.html

В тему же все украинское
Арійські корені культури давнього Китаю
У Китаї знайдено мумію шамана, що помер 2800 років тому
У Монголії знайдена стародавня мумія скіфського воїна
В Китаї знайдено нащадків римлян?
http://observer.sd.org.ua/rnews.php?id=672

Европеоиды  в древнем Китае
http://white-history.com/hwr6a_files/toch3.jpeg
http://white-history.com/hwr6a_files/goldilocks1.jpg
http://white-history.com/hwr6a_files/toch1.jpeg
http://www.white-history.com/hwr6a_files/whitepris.jpeg
http://www.white-history.com/hwr6a_files/massa2.jpeg

Может быть компас, порох, бумага не изобретены китайцами ,а "прихватизированны" в седой древности? Это они умеют. Изобретатели они никакие, а плагиаторы и хранители талантливые, в чём мы и убеждаемся на примере сегодняшнего дня.
__________________
Северный ветер-северный крик
Наши наполнит знамена!
http://valhalla.ulver.com/f39/t10054.html


А это уже вопрос к нашим лингвистам. К тем, которые еще остались.
http://valhalla.ulver.com/f39/t10054.html

Валерий Иванович СКУРЛАТОВ (http://anticompromat.ru/skurlatov/skurlbio.html) в своем « Философско-политическом дневник» конкретизировал ряд сведений.

Мы все с арийской Прародины, и тюрки тоже

Говорят, если немного поскрести русского, то найдешь татарина (тюрка). Я это
ощущаю вполне, и многие другие русские, наверное, тоже. Есть и другая сторона
медали ; если немного поскрести тюрка, то найдешь арийца (русского). Дело
в том, что мы все, евразийцы, вышли из одной степной купели, у нас общие предки.

Да, Лев Николаевич Гумилев внушал эту истину всем нам, соавторам книги «Искусство
стран Востока» (Москва: Просвещение, 1986). Священность нашей общей центральноазиатской Прародины обосновывали в своих разделах все мы ; русские Александр Анисимов, Лев Гумилев, Алексей Желоховцев, Николай Лисовой, Валерий Скурлатов, казах Б.А. Ибраев, крымский татарин Айдер Куркчи, калмык Джангар Пюрвеев. И современная наука всё больше подтверждает давнюю догадку о родстве наших народов. Она очень важна для политики, для будущих судеб Евразии.

Мне показалась довольно убедительной концепция Николая Николаевича Лысенко о
том, что колыбелью аланов (предков нынешних осетин) являются предгорья Наньшаня
в нынешней китайской провинции Ганьсу (http://panlog.com:8881/cgi-bin/dd-view.cgi?date=2003-11-20 ).
Там, кстати, археологи недавно обнаружили древнейшие географические карты, нарисованные на сосновых досках в 239 году до нашей эры, в эпоху правления Цинь Шихуана, впервые объединившего Китай. На четырех картах, сохранившихся в древних захоронениях, можно разглядеть границы административных районов царства Цинь, а также изображения рек, озер, гор и лесов (http://mignews.com.ua/science/world/taro_0412.html ).


В громадном азиатском степном поле, - полагает Н.Н.Лысенко, - ограниченном
с запада и востока меридианами ;  с севера ; горной системой Алтая и Саян, а с юга барьером хребтов Алтынтаг и Наньшань, следует искать древнюю прародину аланов и тот протоэтнос белокурых ираноязычных номадов, который дал начало аланскому этническому феномену» (Лысенко Н.Н. Асы-аланы в Восточной Скифии. Ранний этногенез алан в Центральной Азии: реконструкция военно-политических событий IV в. до н.э. - I в. н.э. по материалам археологии и сведениям нарративных источников. Санкт-Петербург: Издательство Северо-Осетинского университета имени К.Л. Хетагурова, 2002, стр. 139).

Притягательность центральноазиатских степей для различных по этнической и расовой
принадлежности народов особенно усилилась в середине II тысячелетия до н.э.,
т.е. в период, когда на основе освоения бронзовой металлургии и изобретения строгой
узды для верхового коня были созданы предпосылки для перехода от комплексного,
более-менее оседлого охотничье-скотоводческого хозяйства к кочевому скотоводству,
которое немыслимо без возможности регулярного перемещения больших стад по обширным пространствам пастбищ и, соответственно, без дальних сезонных миграций всего состава племен кочевников (Кузьмина Е.Е. Предыстория Великого Шелкового пути:
контакты населения евразийских степей и Синьцзянаи в эпоху бронзы // Вестник
древней истории, Москва, 1999, ; 1, стр. 175; Новгородова Э.А. Центральная
Азия и карасукская проблема. Москва, 1970, стр. 4-5).

Так кем же были эти народы седой древности, потомки которых в период IV-III вв.
до н. э. вступили в бескомпромиссную борьбу между собой за обладание благодатными
степями центра и востока Центральной Азии, т. е. территориями, которые в китайской
историографии и политической документации получили многозначительное наименование - Западный край? Поскольку нас интересует историческая прародина и ранняя история алан - белокурых и голубоглазых номадов (как свидетельствуют об этом народе китайские и античные источники) - будет вполне логично, если вначале мы обратимся к истории белой (европеоидной) расы в Китае, ибо очевидно, что только из этой расовой среды могли произойти степные богатыри, которых много позже римский поэт назовет суровыми и вечно воинственными аланами..

Следует отметить, что в России действительный интерес к изучению исторической
судьбы европеоидной расы в Центральной Азии начался с фундаментального труда
Г.Е. Грумм-Гржимайло « Западная Монголия и Урянхайский край», а также
с конспективного изложения основных выводов этой работы в статье «Белокурая
раса в Средней Азии». Позднее научную эстафету в изучении этой проблемы
в России принял Л.Н. Гумилев (ограничившийся, к сожалению, только одной публикацией), а затем, уже в самое недавнее время, целая плеяда ученых.

Здесь Н.Н. Лысенко цитирует следующие исследования:

ГУМИЛЕВ Л.Н. Динлинская проблема: Пересмотр гипотезы Г.Е. Грум-Гржимайло в свете
новых исторических и археологических материалов // Гумилев Л.Н. Собрание сочинений.
Том 9. Москва, 1997, стр. 319-335 /эта работа меня потрясла в конце 1950-х годов,
когда я учился в Московском университете/.
КУЗЬМИНА Е.Е. Три направления культурных связей андроновских племен // Северная
Евразия в эпоху бронзы и раннего железа. Санкт-Петербург, 1992, стр. 43.
КУЗЬМИНА Е.Е. Откуда пришли индоарии? Москва, 1994.
ХАВРИН С.В. Памятники андроновской культуры на территории Северного Китая //
Северная Евразия от древности до средневековья. Археологические изыскания. Выпуск
2. Санкт-Петербург, 1992, стр. 45-46.
ЗАДНЕПРОВСКИЙ Ю.А. Древние бронзы Синьцзяна (КНР) // Древности, Москва, 1992,
ЗАДНЕПРОВСКИЙ Ю.А. Культурные связи населения эпохи бронзы и раннего железа Южной Сибири и Синьцзяна // Проблемы культурогенеза и культурное наследие. Часть II.
Санкт-Петербург, 1993.
СЕМЕНОВ В.А. Древнейшая миграция индоевропейцев на Восток // Петербургский археологический вестник. Выпуск 4. Санкт-Петербург, 1993.
МОЛОДИН В.И., АЛКИН С.В. Могильник Гумугоу (Синьцзян) в контексте афанасьевской проблемы // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. Новосибирск, 1997, стр. 35-38.
Важно подчеркнуть, что невзирая на многие десятилетия, прошедшие с момента
опубликования указанной работы Г.Е. Грумм-Гржимайло, основные выводы этого замечательного исследователя и путешественника не только не поколеблены, а, наоборот, получили блестящее подтверждение и доныне служат своего рода маяками для научных изысканий других ученых. В интересующем нас контексте протоаланской проблемы эти выводы могут быть сведены к двум концептуальным положениям, которые мы сейчас последовательно рассмотрим.

1. Белая (европеоидная) раса населяла Центральную Азию и Северный Китай, вплоть
до среднего течения реки Хуанхэ, с незапамятных времен.  Соответственно, белокурые
племена динлинов (китайский собирательный термин, обозначающий белокурого и голубоглазого европеоида) вполне обоснованно могли считаться автохтонами этих мест (по крайней мере по отношению к позднейшим китайским завоевателям, первый поход которых против динлинов в долину реки Хуанхэ и в Хэси последовал в 636 г. до н. э.) (Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Том II. Ленинград, 1926, стр. 14-38).

Китайская легенда связывает происхождение динлинов с неким героем Пань-ху, который
был сыном белого варвара (по другой версии - сыном пятнистой собаки) и дочери
императора Дику (Ку), царствовавшего с 2437 по 2375 гг. до н. э. Белокурые динлины,
имевшие своим родоначальником Пань-ху, составили этническую основу народа чжоу,
который дал Китаю вторую историческую династию Чжоу (1122-221 гг. до н.э.). (Первой
исторической династией Китая следует, вероятно, считать династию Шан-Инь, поскольку
именно после ее основания  в 1586 или 1562 гг. до н. э. - сложились устойчивые
традиции древнекитайской цивилизации, была изобретена иероглифическая письменность, а китайцы впервые сплотились в целостную этническую систему. Легендарная династия Ся, предшествующая Шан-Инь, вероятно, все же существовала, несмотря на сомнения отдельных западных историков, однако в эпоху этого царства китайский протоэтнос еще представлял собой только аморфный конгломерат отдельных племенных союзов).

Понятно, что здесь без украинцев не обошлось …

Династия Чжоу имела центр своих владений в северной части провинции Шэньси. Именно здесь князь Вэнь-ван, динлин по происхождению, стал создавать свою могучую армию. Главный воинский контингент этой армии составляли динлины (степные племена ди). Затем Вэнь-ван обрушился на соседние народы и в короткий срок покорил огромную
территорию к востоку и западу от своего владения».

Л.Н. Гумилев, отмечает Н.Н. Лысенко (стр. 440), повествуя об этом эпизоде истории
царства Чжоу, приводит цитату из вышеуказанного труда Г.Е. Грум-Гржимайло (стр.
69), где будто бы сказано, что Вэнь-ван совершал свои завоевания  силами
белокурых и [черноволосых] варваров.. Однако на этой странице исследования
Г.Е. Грум-Гржимайло читаем буквально следующее: Основатель Чжоуской династии,
князь Ву-ван, сам динлин по происхождению, силами своих единоплеменников совершил
все свои завоевания между морем и Тибетским нагорьем.. При этом Г.Е. Грум-Гржимайло
ни о каких  черноволосых  варварах (предках хунну? Сяньби? Тюрков?)
нигде не упоминает.

К 1115 г. до н. э. (год смерти Вэнь-вана), - продолжает Николай Николаевич
Лысенко (стр. 147), - чжоуские динлины владели обширным царством, простиравшимся
от побережья Желтого моря до Тибета. Вэнь-ван оставил своему сыну У-вану прекрасно
обученную армию. Белокурые чжоуские воины, по словам пораженных их военной доблестью китайцев, - имели сердца тигров и волков. С этой армией У-ван,
исполняя завет отца, вторгся на территорию уже собственно китайской державы Шан-Инь, но в низовьях реки Хуанхэ был остановлен китайской армией и вынужден повернуть
назад. Несколько лет спустя, в 1066 г. до н. э. чжоуский царь вновь напал на
державу Шан-Инь: на этот раз китайское войско было разбито наголову, множество
побежденных целыми родами были обращены в рабство и пожалованы чжоуским военачальникам.

Овладев нижним течением Хуанхэ, победоносный У-ван повернул к югу, прошел победным маршем нынешние китайские провинции Хэнань и Хубэй и вышел в долину реки Янцзы.
Таким образом, в результате этой военной компании все население междуречья Хуанхэ
и Янцзы - двух великих рек Восточной Азии - склонилось перед торжествующим динлинским завоевателем. Похоже, что чжоусцам удалось сокрушить не только царство Шан-Инь, но и соседей этой державы на юго-востоке, поскольку, согласно китайским летописям, чжоуские воины взяли множество рабов из числа восточных [и] и южных [мань] приграничных народов.

Предположение о динлинской этнической основе чжоуской армии косвенно подтверждается следующим историческим свидетельством: когда китайский император Гао-цзу услышал одну из военных песен динлинов, то воскликнул:С этой именно песнью Вэнь-ван одерживал свои победы!
 Грозные раскаты динлинского военного марша так поразили императора, что он велел обучить исполнению этой песни своих армейских музыкантов. Если бы в армии царства Чжоу (по крайней мере в первый – победоносный - период его существования) присутствовал бы китайский элемент, то либо военные марши динлинов были бы хорошо известны китайцам и не было бы нужды специально обучать им армейских запевал, либо эти мелодии подверглись бы значительной китайской редакции и вряд ли могли бы вызвать такое удивление и восхищение у Гао-цзу.

Еще одним подтверждением динлинской этнической основы чжоусских племен, вторгшихся в XII в. до н.э. в Северный Китай, могут служить, вероятно, некоторые фрагменты великих од из древней «Книги песен» (эпоха сбора и записи VI-V вв. до н.э. - /разгар осевого времени Карла Ясперса/), в которых в
поэтической форме сохранились воспоминания о кочевом образе жизни древних чжоусцев
и стратегическом направлении их боевого марша на Китай.

ОДА   О   ПЕРЕСЕЛЕНИИ   ПЛЕМЕНИ   ЧЖОУ (III, 1,3)

I
Тыквы взрастают одна из другой на стебле...
Древле народ обитал наш на биньской земле,
Реки и Цюй там и Ци протекают, струясь.
В древности Дань-фу там правил -  наш предок и князь.
[Дань-фу - один из легендарных предков дома Чжоу. - Н.Л.].
Людям укрытья и норы он сделал в те дни ;
И ни домов, ни строений не знали они.

II

Древний правитель однажды сбирает людей,
Утром велит он готовить в поход лошадей.
Кони вдоль западных рек устремились, бодры, -
Вот и достигли подножия Циской горы.
Он и супруга ; из Цзянского рода сама ;
Место искали, где следует строить дома.

III

Чжоу равнины - прекрасны и жирны они,
Горькие травы тут сладкими были в те дни...
Мы совещались сначала - потом черепах
[Древний обряд гадания на черепаховых панцирях. - Н.Л.]
Мы вопрошали: остаться ли в этих местах?
Здесь оставаться! Судьба указала сама ;
Здесь и постройки свои возводить, и дома...

[Перевод А. Штукина. Шицзин. 1987]

Тесты великих од ;Книги песен; являются очень сложными поэтическими
конструкциями, в которых на древнюю чжоускую основу постепенно накладывались
позднейшие напластования, отражающие, конечно, уже не образ мыслей и чувства
ранних чжоусцев, а образ мыслей и чувства китайцев, ассимилировавших и усвоивших
некоторые основы чжоуской этнической культуры.

Как представляется, в приведенном выше отрывке запечатлены следующие архаические
черты древних чжоусцев: кочевой быт (наличие укрытий, каковыми
в представлении последующих китайских редакторов вполне могли считаться кибитки
или юрты); отсутствие постоянных поселений (чжоусцы не знали ни домов,
ни строений); передвижение только на лошадях (готовить в поход
лошадей); особое значение пастбищных условий для жизни этноса (равнины
прекрасны и жирны; -хороший травостой). Одновременно, здесь четко
указана сторона света, откуда чжоуские племена пришли в Китай - с запада (кони
вдоль западных рек устремились). По древней китайской традиции западными
реками; или коридором западных рек; (Хэси джаолян) называются
только реки Синьцзяна (Западного края), стекающие с Наньшаня: Хэйхе-Эдзингол,
Шуйхе, Сумхе [Петров М.П. Пустыни Центральной Азии. Том 1-2. Москва, 1966-1967,
стр. 8]. Ни к каким иным рекам на территории других регионов Поднебесной в китайской
историко-географической традиции определение западный не применяется.


О том же свидетельствует, по-видимому, и позднейшая вставка в текст оды - горькие
[ныне - Н.Л.] травы тут сладкими были в те дни [т.е. во время вторжения Чжоу в провинцию Шэньси - Н.Л.];. Вряд ли чжоуский бард в момент составления
первичного текста оды мог знать о последующем, через много веков, усыхании степей
Восточной Скифии (Западного края), однако об этом хорошо знали переписчики эпохи
Хань, т.е. эпохи окончательного закрепления поэтической формы великих од.

Весьма важна информация о лошадях, сохранившаяся в тексте оды. Создается впечатление об исключительно тесном и свободном обращении древних чжоусцев с этим видом домашних животных: утром повелели готовить в поход лошадей; и, немедленно,
- кони ;устремились, бодры.. Сегодня можно считать фактически общепризнанной
(по крайней мере, в европейской науке) гипотезу о мощном индоевропейском импульсе,
обеспечившем появление в Китае (в эпоху, предшествующую династии Инь) трех важнейших инноваций - колесного транспорта, доместикации лошади и металлургии [Смотри подробнее:  Киселев С.В. Неолит и бронзовый век Китая // Советская археология, Москва, 1960,  4;  Кузьмина Е.Е. Предыстория Великого Шелкового пути: контакты населения в эпоху бронзы // Вестник древней истории, Москва, 1999,  1, стр. 165].

Однако и после этого достаточно мощного иноэтнического импульса китайская культура
еще очень долгое время (даже после ассимиляции чжоуских племен!) оставалась внутренне чужда использованию большого числа лошадей в армии. Только в цинъско-ханьское время, благодаря методичным усилиям государственного аппарата, китайцы сумели создать регулярные части конницы, которую они, кстати говоря, долго применяли
крайне неумело. Сознавая этот органичный недостаток собственной военной организации,
китайцы в эпоху Хань очень широко использовали кавалерийские отряды из числа
кочевников, лояльно настроенных к ханьцам, что значительно повышало оборонительные
возможности китайского государства [Кожанов С.Т. Некоторые вопросы организации
военного дела в Китае конца I тыс. до н.э. // История и культура Восточной Азии.
Новосибирск, 1990, стр. 82-83].

Важно отметить, продолжает Н.Н. Лысенко (стр. 150), что многие мифологические
сюжеты Древнего Китая находят прямые соответствия в индоевропейской мифологии,
например, война пигмеев и журавлей, сюжеты о стране людей с головами псов, об
амазонках и змееногой богине, стране счастья» (аналог вечно счастливых
гипербореев) и т.п. [Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. Москва, 1987, стр. 433 и следующие].
Мифологические представления о «конях-драконах», которые определяли
настороженное или даже опасливое отношение древних китайцев к лошадям, возникли,
возможно, под впечатлением всесокрушающих боевых походов восточных иранцев, у
которых неистовый конь и разящий с него всадник сливались в бою как бы в единое
целое.

В отличие от древнекитайских племен хуа, располагавших преимущественно пехотными
формированиями, военные успехи белокурых чжоусцев обеспечивало именно массированное применение конницы. Об этом, как мне представляется, очень красноречиво повествуется в другой чжоуской оде:

ОДА О ЦАРЯХ ВЭНЬ-ВАНЕ И У-ВАНЕ И О ПОКОРЕНИИ ЦАРСТВА ИНЬ-ШАН (III, I, 2)

III

Этот Вэнь-ван был наш царь Просвещенный, и он
Сердцем внимателен был и исполнен забот.
Вышнему неба владыке со славой служил,
Много от неба он принял и благ, и щедрот.
Доблесть души и достоинство в нем без пятна!
Царство над миром он принял и с ним его род...

VI

Воля от неба на землю тогда снизошла ;
Волею неба и стал на престоле Вэнь-ван:
Стал он в столице, был в Чжоу удел ему дан.
Дева из Шэнь, - государыню-мать заменив, -
Старшая дочь из далеких явилася стран.
[Дочь князя Шэнь стала супругой Вэнь-вана. - Н.Л.].
Милостью неба от нее и родился У-ван.
Небо тебя сохранит и поможет тебе -
Небу покорный, пойдешь на великое Шань!
 
VII

Иньские, шанские - всюду отряды видны,
Лесу подобные, строятся рати солдат.
В полном порядке, как стрелы в пустыне Муе.
[Территория в пределах провинции Хэнань. - Н.Л.].
Только и наши с достоинством рати стоят.
Неба верховный владыка с тобою, У-ван.
В сердце своем да не будешь сомненьем объят!

VIII

Эта пустыня Муе широка, широка!
Блещет сандалом своим колесница, ярка;
Каждая лошадь в четверке гнедая - крепка.
Шан-фу, великий наставник, искусен в боях ;
Будто орел, воспаряющий ввысь в облака!
Помощь У-вану несет эта Шан-фу рука.
Шанскую мощную рать разбивает У-ван,
В это же утро страну занимают войска.

[Перевод А.Штукина. Шицзин. 1987]

Итак, в восьмом разделе оды, являющимся смысловым апогеем всего произведения,
довольно ясно (хотя и в иносказательной стихотворной форме) обозначен главный
фактор победы армии У-вана над войском Шан-Инь в пустыне Муе. Это массированный
удар конного корпуса (где каждая лошадь - крепка), возможно даже фланговый удар
- столь излюбленный кочевниками. Аллегорическое сравнение великого наставника
- полководца Шан-фу с орлом, парящим высоко в облаках, вероятно, свидетельствует
о том, что удар чжоуской конницы во фланг шаньских войск был совершенно неожиданным, т.е. был нанесен либо с марша, либо из засады - как орел неожиданно падает на свою добычу из облаков.

Ода вновь и вновь подчеркивает преимущественно (или исключительно?) пехотную
структуру армии Шан-Инь: рати солдат ;строятся; и стоят лесу подобные. Разбив эту полную порядка рать с помощью руки; Шан-фу, великий У-ван в это же утро занимает страну своими войсками.
Излишне доказывать, что подобные темпы оккупации любой более-менее значительной
территории (а тем более страны!) доступны только высокомобильным и высокоорганизованным конным формированиям и, наоборот, совершенно невозможны для пехоты.

Л.Н. Гумилев, размышляя в своем исследовании Хунну; об исторических
обстоятельствах, приведших к возникновению царства Чжоу, несколько занижает,
на мой взгляд, степень вовлеченности динлинов в этот процесс и масштабы их влияния
на него. Совершенно справедливо указание Л.Н. Гумилева на факт присутствия в
китайском фольклоре легенд об ожесточенной борьбе черноволосых;
предков китайцев с рыжеволосыми дьяволами. Справедливо и упоминание
об опять-таки легендарном походе Желтого императора; в 2600 г. до
н.э. против степных и горных племен; жунов; и ;ди;. (Такое
деление вряд ли правомерно. Признанный знаток китайского языка и династийных
историй Н.Я. Бичурин, как известно, считал жунов и  ди; представителями единого этноса и объединял эти этнонимы в один: жун-ди).
Однако явным преувеличением представляется дальнейшее утверждение исследователя
о том, что китайцы выиграли эту войну и ;оттеснили варваров в горы, степи
и даже южные джунгли;, тем более, что ниже Л.Н. Гумилев вынужден признать,
что, несмотря на столь блистательные победы, полулегендарное китайское царство
Ся овладело ;лишь областью Хэнань и юго-западной частью Шаньси» [Гумилев
Л.Н. Сочинения. Том  IX. Москва, 1997, стр. 27].

Также вряд ли можно признать обоснованной версию ученого о происхождении народа
Чжоу. Согласно этой версии (очень похожей на прямую ретрансляцию официальной
точки зрения китайской историографии), главную роль в возникновении народа чжоу
сыграли не степные племена жун-ди (динлинов), а потомки китайских эмигрантов,
примкнувших к опальному китайскому вельможе Гун-лю, который был лишен должности
главного попечителя земледелия в царстве Ся, не вынес этой обиды и сбежал в 1747
г. до н. э. на запад к кочевым племенам жунов. Его потомки, за триста с лишним
лет будто бы не смешавшиеся со степными жун-ди, в 1327 г. до н. э. вернулись
обратно в северную часть Шэньси и основали там у горы Цишань княжество Чжоу.


Эта легенда поразительно похожа на другую китайскую историческую новеллу - о
происхождении народа хуннов, которые тоже будто бы произошли от китайского эмигранта Шун Вэя, сына Цзе-куя, последнего царя династии Ся, также удалившегося в северные степи. Алогичность этой явно идеологической посылки китайской историографии вполне очевидна уже из одного только факта первого появления этнонима хунну в китайских исторических документах в эпоху Чжаньго (эпоха «Воюющих царств 403-221 гг. до н. э. Смотри: Цэн Юн. Оборонительные войны против хуннов в эпоху Хань. Шанхай, 1955 /Реферативный сборник, 1956,  15, стр. 95/).

Если учесть, что Шун Вэй, последний царевич династии Ся, мог бежать в степи никак
не позднее периода 1586-1562 гг. до н.э. (предполагаемое время переворота, приведшего
к власти династию Шан-Инь), то окажется, что сяйские ;родоначальники»
хунну сохранили свой китайский этнический след среди степных варваров
на протяжении более тысячи лет!

Вообще, если внимательно просмотреть обобщающие китайские исторические труды,
то окажется, что любой народ, сыгравший сколько-нибудь значительную роль в китайской
истории, неизбежно в том или ином колене имел китайских предков. Здесь Николай
Николаевич Лысенко цитирует следующих авторов:

ФАНЬ ВЭНЬ-ЛАНЬ. Древняя история Китая от первобытнообщинного строя до образования централизованного феодального государства. Москва, 1958.
ГО МОЖО. Эпоха рабовладельческого строя (Китай). Москва, 1956.
ШАН ЮЭ. Очерки истории Китая. Москва, 1959.
ЧЕБОКСАРОВ Н.Н. К вопросу о происхождении китайцев // Советская этнография, Москва, 1947,  1, стр. 30-70.
LATTIMORE O. Inner Asian frontier of China. New York, 1940.

Что ж, комментирует Н.Н. Лысенко (стр. 153), видимо, в этом и заключается особый
смысл и особый колорит китайской национальной историографии, обладающей редким
искусством почти незаметно набрасывать, когда это нужно, на очевидный исторический
факт темную вуаль мифа, и красиво представлять почти баснословный миф в пурпурном
плаще исторической реальности. Вопрос заключается только в том - нужно ли русской
школе историографии следовать методикам китайской в изучении истории самого Китая?
Сопоставление же сведений китайских источников о ранней истории царства Чжоу,
собранных в своде Н.Я. Бичурина, свидетельствует (на мой взгляд - весьма недвусмысленно)
лишь о жесткой конкурентной борьбе различных племен белых европеоидов (жун-ди)
за политическое доминирование в Северном Шэньси и связанные с этим экономические
преимущества (сбор степной повинности  хуан-фу, возможность прямых
торгово-экономических контактов с древнекитайской державой Шан-Инь) (Бичурин
Н.Я. /Иакинф/. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние
времена. Том I. Москва ; Ленинград, 1950, стр. 39-41; Том III. Москва ;
Ленинград, 1953, стр. 67).

Вернемся к истории образования царства Чжоу. В пользу предположения о преимущественно европеоидной (динлинской или дисской - ниже я постараюсь показать существенное различие в смысловом содержании этих терминов) этнической основе народа Чжоу свидетельствует факт коренной идеологической революции, которую совершили чжоусцы, завоевав древнекитайское царство Шан-Инь. Первым делом они уничтожили человеческие жертвоприношения, до этого широко практиковавшиеся у китайцев. Затем, вероятно не без определенных мер принуждения, был отодвинут в сторону культ Шан-ди – поклонение верховному богу-мироправителю, а вместо него основой религиозных воззрений и обрядов стало поклонение душам предков и культ героев, ставший на длительный срок основой всех сакрально-мистических конструкций чжоуских племен (Фань Вэнь-лань. Цит. соч., стр. 100; De Harles. Les religions de la Chine || Le Museon, Volume X, 1891).

Г.Е. Грумм-Гржимайло отмечает, что вообще все духовные и социальные установления
чжоусцев имели много общих черт с древнеарийскими, а от них были заимствованы
китайцами. Так, новобрачная в Китае, вступая в дом мужа, приносит обязательную
жертву его предкам - обычай, который несомненно имеет под собой динлинскую основу
(Грум-Гржимайло Г.Е. Цит. соч., стр. 53, 66).

На определенном историческом этапе, в течение нескольких веков после завоевания
чжоусцами царства Шан-Инь, представители белой европеоидной расы,  вероятно,
составляли военно-политическую элиту Северного Китая. Иначе трудно объяснить,
почему некоторые китайские императоры, вплоть до периода Троецарствия;
(220-280 гг. н. э.) имели достаточно выраженный европеоидный облик. Так, Ши-хуанди,
император династии Цинь (246-209 гг. до н. э.), имел  продолговатое лицо, широкие
глаза и выдающийся нос. Столь же выраженными арийскими чертами обладал и гениальный родоначальник династии Хань - Гао-цзу:

Гао-дu, он же Гао-хуан-ди и Гао-цзу, основатель династии Хань, прозывался
Лю, по имени Бан, по проименованию Цзи. Родился в нынешней губернии Ганьсу в
области Сюй-чжеу-фу. Он имел орлиный нос, широкий лоб, был прост и одарен обширным соображением [Ши цзи. 19].

Ниже Сыма Цянь добавляет, что Гао-ди имел также великолепную бороду и бакенбарды
- физиономические признаки, практически немыслимые у этнически чистых китайцев.
В Троецарствии многие деятели китайской политики описаны точно
так же, а один из них, рыжебородый богатырь Сунь Цюань, даже носил прозвище голубоглазый отрок (Троецарствие /Сань го чжи/. Том I. Москва, 1954, стр. 369).

Очевидно, что столь характерные черты внешности очень мало соответствуют китайским
этническим стандартам, но вполне отвечают традиционному европейскому фенотипу.
Это различие лучше всех понимали сами китайцы. Например, Янь Ши-гу, комментатор
Цянь Хань шу, желая дать образную внешнюю характеристику усуней
Наньшаня (и ориентируясь при этом, разумеется, не на европейскую читающую аудиторию, а на китайцев) писал:

Усуньцы обликом весьма отличны от других инородцев Западного края. Ныне
иностранцы с голубыми глазами и рыжими бородами, похожие на обезьян, суть потомки
их» (Бичурин /Иакинф/. Цит. соч.,Том III,  стр. 65).

Г.Е. Грумм-Гржимайло отмечает следующие характерные особенности динлинского облика: высокий рост, могучее телосложение, белый цвет кожи, голубые (или зеленые) глаза, черты лица кавказского типа. Позднее исследователь детализировал внешние признаки, характеризующие древнюю белую расу Центральной Азии: рост средний, но часто высокий; плотное и крепкое телосложение; продолговатое лицо; цвет кожи - белый с румянцем на щеках; белокурые волосы прямые, но иногда и вьющиеся; нос выдается вперед, прямой, часто орлиный; светлые глаза (Грум-Гржимайло Г.Е. Цит. соч., стр. 30,
35).

Такой внешностью (с той или иной степенью выраженности отдельных черт) обладал
любой представитель кочевых племен центральноазиатской степи, попадавший под
собирательный китайский этноним ;динлин, который имел очень древнее
происхождение, так как упоминается уже в Шань-хай-цзин, сочинении,
относимом к дочжоуской эпохе (Там же, стр. 10).

Древние китайские источники различают две больших группы кочевников, которые
отличались друг от друга не только географическим ареалом проживания, но и расовой
принадлежностью.

На востоке, по южным склонам Большого Хингана и далее на север к реке Керулен,
 кочевали монголоидные племена ху, среди которых западнее находились
исторические предки хуннов - племена хяньюнь и хуньюй, а восточнее; предки
 сяньби, многочисленные роды дунху. Племена ху; были слабо организованы,
в военном отношении весьма слабы, и до завершения ожесточенного противоборства
между китайцами и белыми динлинско-жунскими племенами (к концу III в. до н. э.)
не имели сколько-нибудь существенного военно-политического веса в Центральной
Азии и Северном Китае.

Белый (европеоидный) центральноазиатский суперэтнос китайцы именовали -племенами
ди. Этот суперэтнос состоял из племен динлинов (включавших народы бома) и племен жун-ди (включавших жунов, дили и еще целый ряд племен). Динлино-жунские
племена представляли собой грозную, хотя и не организованную должным образом
силу и занимали колоссальную территорию от верховьев Тарима на западе до нынешней
китайской провинции Хэбэй на востоке.

Состав этих племен был, вероятно, очень различен: наряду с кочевыми народами,
населявшими песчаную страну Шасай (т.е. южную окраину Гоби), на
территории современных провинций Хэбэй, Хэнань, Шаньси, Шэньси и Ганьсу жили
многочисленные оседлые племена ди. Несколько забегая вперед, отмечу,
что и по этническому происхождению (а, следовательно, по языку, стереотипу поведения
и национальному менталитету), и по культуре, и по социально-экономическим интересам
оседлые и кочевые европеоидные племена очень отличались друг от друга, что исключало
их военно-политическую консолидацию, а значит существенно облегчало задачу древних
китайцев по завоеванию исконных динлинско-жунских территорий.

На востоке Северного Китая, в провинции Хэбэй жили племена, объединяемые древнекитайским названием бэй-ди (северные ди): шаньжун - бэйжун, цзяши (восточные
роды племени чиди - красных ди), учжун, а также племена сяньлюй, фэй и гу (последние,
возможно, были оседлыми или полукочевыми). Все эти народы (особенно шаньжуны,
жившие на северо-востоке рядом с дунху и хуннами) в той или иной степени сохраняли
кочевой быт.

На западе, в провинциях Шаньси, Хэнань, Шэньси и в южной части Ганьсу, перемежаясь
анклавами китайского населения, жили белые племена земледельцев и оседлых скотоводов: дажуны, лижуны, цюаньжуны, маожуны, цянцзюжуны, а также племена луши, люсюй и дочэнь (последние три племени, возможно, были полукитайскими или в значительной степени воспринявшими китайские обычаи и национальный менталитет) (Бичурин /Иакинф/. Цит. соч. Том III, стр. 57; Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая, стр. 137-138).

В северной части Шаньси оставались племена с ярко выраженной кочевой культурой
- лоуфань и баянь, впоследствии вытесненные китайцами в Ордос (Гумилев Л.Н. Хунну.
Собрание сочинений. Том IX. Москва, 1997, стр. 49-50; Миняев С.С. К хронологии
и периодизации скифских памятников Ордоса // Проблемы хронолгии и периодизации
археологических памятников Южной Сибири: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. Барнаул, 1991, стр. 124).

На юге Ганьсу, имея с запада монголоидных соседей - тибетские племена жокянь,
кочевали сяожуны, затем вошедшие, вероятно, в состав юэчжей. Все эти племена,
вслед за Г.Е. Грумм-Гржимайло, следует отнести к древнейшему населению Северного
Китая, по отношению к которому сами китайцы, безусловно, являются только пришельцами.


И среди этих племен, судя по всему, взращивались наши предки. И не только славянские,
но и тюркские. Правда, здесь следует быть очень осторожным. Много спорных моментов
возникает при интерпретации источников. Помню, какой острый спор разгорелся у
меня с Львом Николаевичем Гумилевым по поводу этногенеза жужаней и их прародины
(судя по всему, жужани китайских источников; это авары славянских преданий
и европейских и византийских хроник). Я возводил прародину жужаней-авар к Наньшаню, где ранее, как обосновывает Н.Н. Лысенко, могла располагаться прародина алан, а Лев Николаевич настаивал на том, что авары зародились в Приаралье.

Итак, на меня в конце 1950-х годов огромное впечатление произвела вышеупомянутая
статья Льва Николаевича Гумилева о динлинах. Позднее меня поразила книга Георгия
Ивановича Вернадского Древняя Русь;, в которой прослеживались центральноазиатские
корни тех же аланов и руссов. Я даже перевел с английского соответствующие главки
этого исследования и опубликовал в своей газете-брошюре Российское Возрождение;
(1992,  1 /20/, стр. 1-10). Наконец, когда я заведовал Сектором методологии
и философии истории в Институте научной информации по общественным наукам Академии наук СССР (ИНИОН), я окончательно утвердился в истинности нашей центральноазиатской прародины под влиянием книг и статей американской профессорши литовского происхождения знаменитой Марии Гимбутас (http://www.belili.org/
).  В её концепции курганной культуры; на богатейшем археологическом материале прослеживались волны индоевропейских экспансий из недр Евразии на Запад.

Настольным стал для меня также международный Журнал индо-европейских исследований (Journal of Indo-European Studies http://jies.org/default.html). Я даже подготовил пространную рукопись Арийский марш.

Далее мой друг и коллега по ИНИОНу Николай Николаевич Месяцев (http://wwii-soldat.narod.ru/mesyatsev.htm ),который перед тем был чрезвычайным и полномочным послом СССР в Австалии, познакомил меня с Влесовой книгой, где тоже утверждалось о центральноазиатском происхождении руссов. Мы с Николаем Николаевичем сделали первую публикацию об этом странном тексте в еженедельнике Неделя.

Самое же главное; моей душе с детства открылось, что моя прародина там,
на Востоке. И ноги сами несли меня, только что оперившегося, на Памир, Тянь-Шань,
Алтай, Саяны. Я чувствовал нутром, что это моё родное моё! Центральноазиатские
народы воспринимались мной как родные. Признаюсь, наибольшую духовную близость
я ощущал с киргизами. На их высокогорных пастбищах Алайской долины или Восточного
Памира я чувствовал себя как в раю. В Оше у меня была располагающаяся над журчащим
арыком любимая чайхана с видом на Сулейман-гору, и всю зиму, осваивая науки на
физическом факультете МГУ, я ждал, когда сдам сессию и сразу с последнего экзамена
помчусь на Казанский вокзал, сяду на родной скорый Москва - Андижан и через
три дня буду наслаждаться пиалой зеленого чая в своей чайхане, вести неспешные
беседы с киргизскими аксакалами, а потом мчаться в Алайскую долину, почивать
в юрте, пить кумыс и айран, кушать нежного барашка.

Редьярд Киплинг в балладе Мандалай передает мои чувства:

Тот, кто слышал зов Востока, -
Тот воротится назад
В пряный острый аромат.

И я вспоминаю также монгольские степи, высокогорья Тывы, странствия вдоль советско-китайской границы за Зайсаном, закоулки Таджикистана. Но хватит лирики. Заглянул сегодня на киргизский сайт, посвященный исследованиям истории Евразии. Посмотрел последние работы. Вот сборник Перекрестки культур. Выпуск 3: Государственность в
Кыргызстане и Центральной Азии: история и перспективы. Материалы научной конференции Бишкек, 12  13 мая 2003 г. Бишкек, 2004).   Этот сборник издан под эгидой
Кыргызского Государственного университета строительства, транспорта и архитектуры,
Кыргызского центра культурного и природного наследия и Института истории Национальной Академии наук Кыргызской республики.

В сборник включены доклады и выступления, прозвучавшие на научной конференции,
посвященные широкому кругу проблем, связанных с историей государственности на
территории Центральной Азии и особенно Кыргызстана.  Хронологические рамки статей
- от древности до современности. Книга адресуется историкам, культурологам, политологам и другим специалистам, а также всем интересующимся прошлым, настоящим и будущим Центральной Азии. Редакционная коллегия: Ж.Т. Тентиев (главный редактор), Б.Э. Аманбаева, Л.М. Ведутова, В.А. Кольченко.

Должен сказать, что в СССР были созданы почти идеальные условия для подготовки
компетентных научных кадров, в том числе в области истории и археологии. Я сам
варился в этом котле, и должен признаться, что ученые национальных республик
вполне соответствуют мировым требованиям, и все мы входим в своих областях исследований  в мировой цех профессионалов. Короче, работы центральноазиатских историков и археологов вполне компетентны, и я с ними знакомлюсь с очень большим интересом.


Безусловно, уникален вклад в русскую и мировую науку этнографа и путешественника Григория Ефимовича Грум-Гржимайло (1860-1936). Исследовав Памир, Забайкалье, Монголию, Приморье и Северо-восточную часть Китая, русский исследователь пришел к однозначному выводу: исходным биологическим типом, создавшим культуру на этих гигантских пространствах был также длинноголовый блондин. Мумии из северных провинций Китая наглядно свидетельствуют об этом. Наконец и сам Конфуций – один из столпов китайской культуры – не может быть отнесен к чистым монголоидам, ибо, как известно, для них характерна незначительная волосяная растительность на лице, в то время как на всех канонических изображениях его до сих пор рисуют с весьма пышной бородой. Это может свидетельствовать, как минимум, о высоком проценте у Конфуция европеоидной крови. Будучи подлинным энциклопедистом, как и абсолютное большинство русских ученых той поры, Г. Е. Грум-Гржимайло проанализировал старинные китайские летописи и пришел к выводу, что исходным расовым субстратом, создавшим культуру северного Китая, бесспорно, был европеоидный. Этот тезис прекрасно доказан в его монографии с характерным названием «Почему китайцы рисуют демонов рыжеволосыми?» (К вопросу о народах белокурой расы в Средней Азии)» (СПб., 1899). http://www.xpomo.com/rusograd/rrt1/avd_rrt1.html

При всех спорах важен Л.Н.Гумилев
"История народа Хунну"

Вступление 
Глава I. Во мгле веков
В древнейшем Китае. Зарождение хуннов. Природа восточных степей. Жуны и хунны. Победа Чжоу и ее последствия.
Глава II. Изгнанники в степи
Предыстория хуннов. Становление хуннов. Открытие Сибири. Продвижение хуннов на север. Соседи древних хуннов.
Глава III. На берегах "песчаного моря"
Первое вторжение хуннов в Китай. Борьба жунов и китайцев. Культура плиточных могил. О языке хуннов.
Глава IV. Великая стена
Война хуннов с княжеством Чжао. Построение Великой стены. Война хуннов с государством Цинь. Падение государства Цинь. О древнекитайской методике исторического повествования.
Глава V. Свистящие стрелы
Шаньюй Модэ и возникновение державы Хунну. Первая война Хунну и Хань. Кочевые тибетцы-кяны. Усуни. Устройство державы Хунну. Общественный строй хуннов.
Глава VI. Господство над народами
Западная граница. Внутренняя политика. Война с Китаем за свободу торговли. Восточная граница. Северная граница. Общественно-экономическая жизнь в державе Хунну. Религия хуннов.
Глава VII. Взлет дракона 
Возобновление хунно-китайской войны. Потери хуннов. Борьба Вэй Цина с хуннами. Успехи китайского оружия. Открытие Европы. Западный край. У-ди и его задачи.
Глава VIII. "Небесные кони"
Китайское продвижение на запад. Ушилу-шаньюй. Первый поход в Давань. Второй поход в Давань. Осада Гуйшана. Тяготы войны.
Глава IX. Бой насмерть
Неудавшийся заговор. Капитуляция Ли Лина. Новшество в порядке престолонаследия Хунну. Яньжаньское побоище.
Глава X. Кризис державы Хунну
Борьба за престол. Хуннское общество накануне упадка. Старо-хуннская партия. Война с Китаем. Усунь. Поражение хуннов. Борьба партий в Хунну. Кризис.
Глава XI. Брат на брата
Переворот Чжуанькюй-яньчжи. Междоусобная война. Раздел Усуни и война с Кангюем. Подчинение Хунну Китаю. Хунны в Средней Азии. Таласская битва. Поздние динлины.
Глава XII. Возвращенная свобода
Ханьская политика в оценках современников. Хунны под протекторатом Китая. Захват власти Ван Маном и его реформы. Отложение Хунну от Китая. Ноин-ула. Смена династии. Восстание "краснобровых" и гибель Ван Мана. Восстановление династии Хань.
Глава XIII. Раскол 
Успехи хуннов. Борьба внутри хуннской державы. Разделение державы. Ослабление Хунну. Восстание кянов. События в Западном крае. Эволюция южного Хунну. Становление орды - военной демократии.
Глава XIV. Разорванное кольцо
Перед гибелью. Разгром Северного Хунну. Победы Вянь Чао. Потрясения в Южном Хунну. Покорение кянов. Возрождение Северного Хунну. Восстание кянов. Утрата Западного края Китаем.
Глава XV. Последний удар
Таншихай. Четыре ветви хуннского народа. Хунны и гунны.
Словарь этнонимов
Синхроническая таблица
Список сокращений
Генеалогические таблицы
 
С.И. Руденко. К вопросу об историческом синтезе (По поводу одной дискуссии)

Карты и схемы
Ссылки на дополнительные материалы
http://gumilevica.kulichki.net/HPH/index.html

"Хунну в Китае"
Пролог
Степь и Китай. Река. Вода. Прошлое. Историографический экскурс. Крушение Древнего Китая.
Глава I. Тление
Проблема этнического контакта. Восточные хунны. У подножия Тибета. Сяньби. Юйвэнь. Дуань. Корея. Фуюй. Приамурье. Сибирь.
Глава II. Вспышка
Война князей. Война традиций. Война народов. Война племен. Война империй. Неизбежность.
Глава III. Костер
Гибель династии. Гибель единства. Гибель аристократии. Гибель демократии. А кто выиграл? Отец и сыновья.
Глава IV. Пожар
Значение метафоры. А было так. Смерч. Против ветра. Тайфун. Повод для размышлений.
Глава V. Накал
Дуновение древности. Весенние дожди. Ураган. Ясное небо. Вихрь. Опрокинутая империя.
Глава VI. Полымя
Кто против кого? Тибетцы против тангутов. Хунны против табгачей. Табгачи против муюнов. Муюны против табгачей. Китайцы и тибетцы. "Западнее реки". Последний всплеск пламени. Этнологический экскурс.
Глава VII. Три цвета пламени
Угасание. Гибель муюнов. Конец Южной Лян. Конец Младшей Цинь. Синее и красное. Конец Западной Лян. Желтое и красное. Желтое и синее. Конец Западной Цинь. Конец Ся. Конец Северной Янь.
Глава VIII. Зарево
Образование коалиций. Война за Хэси. Война за Уду. Война за Западный край.
Глава IX. Огни гаснут
Плоды побед. Феодальные учреждения в империи Вэй. Воинствующий даосизм. Поход на Юг. Гибель тирана. Гибель хуннов.
Глава X. Угли остывают
Царь-монах. Царица-модница. Измена прошлому. Инерция побед. Север против Юга.
Глава XI. Пепел
Загнивающий феодализм. Деформация химеры. Нежеланный спаситель родины. Агония. Века и люди. "Конец-и вновь начало".

Синхроническая таблица

ГЕГЕМОН АЗИИ
Хунны в Азии и Европе (1 часть, 2 часть)
Опубликовано // Вопросы Истории. No 6-7 1989.
Некоторые вопросы истории хуннов
Опубликовано // Вестник древней истории 1960, No 4 (74).
Хунно-китайская война III-II вв. до н.э.
Опубликовано // Древний мир. Сборник статей в честь академика В.В. Струве. М., 1962.
Таласская битва 36 года до н.э.
Опубликовано // Исследования по истории культуры народов Востока. Сборник в честь академика И.А. Орбели. М.-Л., 1960.

ДИАЛОГ ИСТОЧНИКОВ

С.И. Руденко, Л.Н. Гумилев. Археологические исследования П.К. Козлова в аспекте исторической географии
Опубликовано // Известия Всесоюзного географического общества. 1966. No 3.

Карты и схемы
http://gumilevica.kulichki.net/HIC/index.html
"Древние тюрки"
От автора
Введение
Часть первая. Великий тюркский каганат 
Глава I. Накануне (420-546 гг.)
Глава II. Предки
Глава III. Создание великой державы рода Ашина (545-581 гг.)
Глава IV. Шелк и караванный путь
Глава V. Внутри каганата
Глава VI. Тюркюты у себя дома
Глава VII. Религия тюркютов
Глава VIII. Мнения и сомнения
Глава IX. Великая распря (581-593 гг.)
Глава X. Поход на Иран
Глава XI. Ашина и Суй
Глава XII. Западный каганат
Глава XIII. Рождение империи Тан
Глава XIV. Восточный каганат
Глава XV. Мировая война в VII в.
Глава XVI. Десять стрел
Глава XVII. Табгачский хан
Глава XVIII. Конец тюркютов
Часть вторая. Голубые тюрки и уйгуры, или эпоха Второго каганата 
Глава XIX. Агония Западного каганата и тибетская экспансия
Глава XX. Преображение народа
Глава XXI. Восстание Кутлуга
Глава XXII. Воссозданный каганат
Глава XXIII. Потрясение
Глава XXIV. Голубые тюрки о себе
Глава XXV. Тибетцы и тюргеши
Глава XXVI. Каганат и Империя
Глава XXVII. Создание Уйгурского каганата
Глава XXVIII. Восстание Ань Лушаня
Глава XXIX. Тибет VIII в.
Глава XXX. Уйгурия VIII-IX вв.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Синхронистическая таблица
Генеалогические таблицы
Ономастическая таблица
Список сокращений
Использованная литература
Указатель имен
Указатель топонимов
Указатель этнонимов
Карты
Ссылки на дополнительные материалы
http://gumilevica.kulichki.net/OT/index.html

Как помним, после 2395 года до н.э. – по позднелетописным сказаниям
«Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко.
Тамо бо берущи дорогою скорою звери, рекомаго дынка, сиречь соболь. Хождаху ж и на Египетъския страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда належаше.»

То есть потомки Словена и Руса, если верить сказаниям, до Сибири доходили - за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве.

Это близко времени появления динлинов в Китае.
Китайская легенда связывает происхождение динлинов с неким героем Пань-ху, который
был сыном белого варвара (по другой версии - сыном пятнистой собаки) и дочери
императора Дику (Ку), царствовавшего с 2437 по 2375 гг. до н. э. Белокурые динлины,
имевшие своим родоначальником Пань-ху, составили этническую основу народа чжоу,
который дал Китаю вторую историческую династию Чжоу (1122-221 гг. до н.э.).

Китай - по сути – становился форпостом Великой Скифии на Востоке, продолжая миграционные традиции «хомо сапиенс сапиенс»
http://proza.ru/2009/05/31/646

Дене-кавказская (Синокавказская) макросемья языков выделена С.А. Старостиным. Иногда включают баскский, схожий также с картвельскими (особенно сванским). Дивергенция дене-кавказского праязыка произошла в 9-8 тысячелетиях до Р.Х., т.е. даже позже, чем распад ностратического и афразийского праязыков. Дивергенция могла произойти в одном из районов Юго-Западной Азии - в Анатолии или где-то восточнее [по-видимому, в зоне и в эпоху "благодатного полумесяца" - протогорода Чатал-Гуюк и т.д.]. Выделившиеся из сино-кавказского праязыка северокавказский, сино-тибетский и на-дене праязыки распались в 5-4 тыс. до Р.Х. [в это же время выделилась аустроазиатская прасемья], а енисейский праязык намного позже - только в 1 тысячелетии до Р.Х. Говорившие на (северо)кавказских языках народы либо остались на исконном месте (хатты, хурриты, урартийцы), либо мигрировали в немного более северные районы (предки адыгов и абхазов, вайнахов, народов Дагестана). Сино-тибетская и енисейская этноязыковые общности перед своей дивергенцией мигрировали далеко на восток и северо-восток. На языках сино-кавказской макросемьи говорит свыше 22 % населения мира, причем подавляющая часть носителей этих языков принадлежат к сино-тибетской семье. Исследуется гипотеза о родстве чукото-камчатских языков с атапаскскими (на-дене). Выявлены также языковые контакты (через западно-чадские языки [хауса?]) нахско-дагестанских языков с афразийской макросемьей.

В IX-VIII тыс. до н.э. уже после распада ностратической и афразиатской семей произошёл распад сино-кавказской языковой общности, дислоцированной в Малой Азии и прилегающих районах Малого Кавказа – совр. Турция и Армения. Первым осколком являются испанские баски, мигрировавшие в IX тыс. до н.э. на запад и осевшие на Пиренеях и юге Франции. Другая часть носителей диалектов сино-кавказского языка начала в VII тыс. до н.э. переселение на восток – через Среднюю Азию и Памир – в Индию (их потомками являются малочисленные народности бурушаски в Кашмире, нахали [некоторые считают его промежуточным между мунда и мон-кхмерскими] в Центральной Индии и кусунда в Гималаях (вымерший язык - некоторые считают его изолированным)),
Китай и Тибет (пришельцы европеоидной наружности растворились в местных монголоидных народах, оставив лишь свой язык, который, сильно изменившись, лёг в основу современных китайско-тибетско-бирманских языков). В VI-V тыс. до н.э. переселенцы из Тибета на север, частью образовали народы енисейской семьи языков (в настоящее время – около 1000 кетов), а частью проникли в Северную Америку, где осели вперемешку с местным индейским населением, обосновавшимся там ещё в XXX тыс. до н.э. Потомки переселенцев-носителей языков производных от сино-кавказских, в настоящее время живут в Канаде и Аляске (атабаски) и Калифорнии (хопи и навахо).

Оставшиеся на территории Малой Азии сино-кавказцы образовали хатто-хурритскую семью языков и разделились в IV тыс. до н.э. на две языковые группы – хаттскую (совр. Адыго-абхазскую) и хурритскую (совр. Нахско-дагестанскую). Несмотря на то, что они начали развиваться автономно, чёткой локализации групп не произошло – хатты обосновались на п-ове Малая Азия и на черноморском побережье Кавказа. Древнейшее государство Хеттия (III-II тыс. до н.э.) возникло на этнооснове хаттов, проживавших на востоке Малой Азии, а затем смешавшихся в языковом плане с индоевропейскими народами анатолийской группы – лувийцами, палайцами и неситами. Хурриты разделились на 3 ветви: первая – заселила горные районы Кавказа; вторая – горные районы в верховьях реки Тигр, озеро Урмия (Иран), Кура-Араксинскую низменность (Азербайджан); третья – заселила запад Малой Азии (троянцы), Балканы (пеласги) и Эгейское море (будущие “народы моря” – филистимляне), Аппенинский п-ов (этруски) [с троянцами неизвестно, пеласги - вроде как фракийцы, филистимляне - возможно, греки, а этруски этруски имеют лексические схождения с индоевропейцами и семитами, а грамматическое - вроде как с хаттами]. [На одном сайте загнули следующее: наиболее известными хурритскими государствами были Урарту, Митанни, Кавказская Албания, Этрурия, Крит и Микены, Троя и Пеласгия. Круто взяли, но кто знает, кто там у власти стоял...]

Конечно, эти научные версии устраивают далеко не всех на планете. Но наука есть наука.
И всем не угодить. Приходится только ПРАВДЕ именно как ИСТИНЕ.
Тюрки становились производными многотысячелетних межэтнических процессов.


 
Примерно с 7 в. до н.э. http://gumilevica.kulichki.net/maps/hun01.html
 
2 век до н.э. http://gumilevica.kulichki.net/maps/hun02.html
 
Гунны 2 века н.э. http://gumilevica.kulichki.net/maps/hun05.html
 
Начало раннесредневековой державы тюрков
http://gumilevica.kulichki.net/maps/ot1.html и т.п.