В моей судьбе был Принц

Тамара Закржевская
или
Как я стала чемпионом города по шахматам.

Мы переехали в город из небольшого пригородного посёлка в феврале 1965 года.
В ту пору мне ещё не исполнилось четырнадцати лет.

Поселились мы в доме № 51 по ул. Ленина. В квартире напротив жил  молодой мужчина по имени Андрей.
У меня был старший брат Саша, ему шёл семнадцатый год. Однажды зимним  вечерком я пришла домой и увидела, что Саша с дядей Андреем играют в какую-то игру.
– Что это за игра такая? – спросила я.
– Шахматы. Если интересно, могу научить играть, – ответил дядя Андрей
– Это, как шашки? – Спросила я чисто из вежливости, так как не знала пока, хочу я этого или нет.

– Не совсем. Здесь каждая фигура ходит по- своему и имеет своё название, – он начал называть фигуры и показывать, как они ходят.
Про себя я отметила характерную особенность в шахматах, которую, на мой взгляд, стоило запомнить: при рубке фигуры не надо перешагивать, а надо ставить фигуру на ту же клетку, где стояла фигура, которую рубишь. С этого вечера брат мой стал моим главным соперником.

По-правде говоря, я всегда очень долго думала, как лучше сходить, потому что совсем не понимала смысла игры. В середине марта у нас в школе начались соревнования по шахматам. На уроке учитель физкультуры Борис Петрович объявил нам об этом и спросил:
  – Кто хочет принять участие в соревнованиях?

Из девочек нашего класса подняла руку Люся Лоскутова. А я с места сказала, что не знаю ещё, умею ли я играть, но знаю, как ходят фигуры. Борис Петрович сказал, чтобы мы подошли к нему в субботу после уроков, а там посмотрим.

 Едва дождавшись конца последнего урока, мы с Люсей побежали в спортзал. В зале уже играли мальчишки, нам не хватило шахмат. Мы немного постояли, и тогда учитель сказал:
– Раз вас всего двое, выбирать не из кого, потому завтра приходите в дом пионеров, там будет турнир между школами, от каждой школы надо по четыре участника: двух мальчиков и двух девочек.

Наутро мы с Люсей пришли в дом пионеров. Поскольку подруга оказалась попроворней меня, она сразу подошла к организаторам соревнований и ей дали для игры девочку. Мне пары не нашлось.

Главный судья соревнований сказал, что я автоматически вышла во второй тур, и должна прийти в следующее воскресенье. Игры шли по системе на выбывание. На следующей неделе, окрылённая таким везением, я не торопилась, и, может быть, именно поэтому мне снова не досталось пары.

Когда я пришла на турнир в третий раз, мне довелось играть с девочкой из школы имени Горького. Я, конечно, сразу ринулась в атаку, как в шашках, стараясь уничтожить побольше фигур противника. В результате на доске осталось три фигуры: у меня король и ферзь, а у неё король.

Возле нашего стола столпилась вся судейская команда. Я спиной чувствовала, что победа на моей стороне, но мне её не засчитывали.  Судьи шептали за моей спиной:
– Ставь мат, чего ты тянешь?
Минут через десять им уже поднадоела эта картина, и главный судья соревнований, мужчина солидного возраста по фамилии Принц, спросил меня, почему я тяну время и не ставлю мат.

Я чистосердечно ответила, что не знаю что это такое, и как его ставить. Посовещавшись, судьи решили нашу партию считать ничейной и провести повторную в следующий выходной. 
Когда я уже собиралась уходить домой, меня остановил Принц и спросил, не смогу ли я прийти к нему домой завтра после уроков, он хотел со мной поговорить и посмотреть, как я играю. Я согласилась.


В понедельник после уроков я, в сопровождении Люси Лоскутовой, так как ещё не знала город, пришла по указанному адресу. Люся со мной в дом не зашла. Я позвонила в дверь, Принц сразу открыл. С порога было видно, что он ждал меня, на столе стояла шахматная доска, фигуры лежали рядом на столе.

Он  пригласил меня к столу и предложил расставить фигуры. Это я умела и уверенно поставила все фигуры на свои места. Принц предложил мне играть белыми и сказал:
-Ходи.
Я  задумалась. Он спросил, почему я так долго думаю над первым ходом.
– Я не знаю, как ходить - ответила я.
Он, видимо, всё понял и, чтобы не терять время даром, показал мне несколько вариантов начала игры, как ставить детский мат, мат ферзём и королём, двумя ладьями и многое другое. На прощанье он подарил мне книгу «Дебюты Алёхина» и сказал:
– Почитай её внимательно, она тебе поможет.

В итоге, следующим воскресеньем я пришла на соревнования по шахматам во всеоружии и выиграла партию, поставив мат
двумя ладьями.

Так в мае 1965 года я стала чемпионом города по шахматам.