О совершенстве

Кенга
Читать пред. главу http://proza.ru/2009/09/18/1056


Из книги "Заходер и все-все-все" Галины Заходер, изд."Захаров" 2003 год, тираж 4 000 экз.

                О совершенстве

Неудачный обед или отдельное блюдо тоже могли стать причиной огорчения, и не только потому, что, как всякий нормальный человек, Боря любил вкусно поесть. Скорее всего, потому, что нарушение кулинарной традиции он рассматривал как ошибку в собственном сочинении.
Помню, подала я «судак по-польски», но соус, вопреки правилу, сделала без растертого в нем крутого яйца. Боря помрачнел и спросил: «Почему?» Почувствовав себя виноватой, начала оправдываться: «Ты сегодня уже ел яйцо, второе тебе нельзя». (Надо сказать, это и была истинная причина.) – «Тогда не надо было делать это блюдо», - мрачно изрек он.
Стремясь в любой работе к совершенству, он хотел видеть это и в других, каким бы делом они ни занимались, - даже если готовили обед.
В заметках под названием «История моих публикаций» Борис пишет, что у него был период, когда все, «что, как выражались в старину, «выходило из-под моего пера», настолько меня не устраивало, что из-под оного пера не выходило. Иными словами, я вообще перестал писать».
И дело осложнялось:
«Прежде всего тем, что я, увы, по натуре то, что называется перфекционист. Т. е. человек, который изо всех сил добивается совершенства в том, что делает. Должен сказать, что качество это весьма неудобное – в первую очередь, для его обладателя. Оно сильно осложняет работу, а, следовательно, и жизнь».

Выдержка из записок за 1976 год:

"Старый анекдот о портном Шафране сейчас уже не анекдот.
Наш дипломат за границей, в Варшаве, приглашает портного. Тот долго не решается, но, наконец, набравшись храбрости, спрашивает: «Извините, кто шил ваш фрак?» - «Сам Шафран», – с гордостью отвечает дипломат. – «А-а! Сам Шафран. Извините – кто товарищ Шафран по специальности?»
В наши полные самодеятельности дни этот вопрос прямо висит в воздухе. Читаешь книгу – хочется спросить: «А кто по специальности автор?» – и т.д. и т.д.
А уж когда дело касается решения гос. проблем!..
Гете говорил, что ненавидит всякий дилетантизм как смертный грех…
А солнце, цветы, земля, времена года, соловьи – все работают профессионально и по старинке."

Но зато малейшая удача в каком-нибудь деле и даже на кулинарном фронте вызывала у него поэтический подъем, и он посвящал мне или любому мало-мальски удавшемуся блюду свои экспромты:

Если дама,
Тру-же-ница
Каждый рад
На ней
Жениться:
Ведь для мужа
Тру-же-ницы
Колыма
Не хуже
Ниццы!
   *
Муженек меня хвалил:
Милая да милая –
Оттого и милая,
Что мужа накормила я!
   *   
На морского окуня

Никогда я не ел
Таких окуней,
Как у ней!

Особенно удавались мне «скоропостижные», как называл их Борис, супы. Главная моя заслуга была в том, что я чувствовала гармоничное сочетание продуктов и практически «из ничего», когда это было нормой нашей жизни, создавала кулинарные фантазии. Друзья до сих пор вспоминают наши молочно-шампиньонные, крапивные или протертые овощные супы; борщи, приправленные соком красной смородины. И посвящения мне были самой большой наградой.
Приведу заметку, которую я подготовила для I6 полосы «Литературной газеты»


                Галина Заходер
          "Литературная газета" от 21 марта 2001года.

В записной книжке, которую я завела в тот год, когда мы поселились в деревне, словно винегрет, собраны самые разнообразные сведения: записи текущих расходов, заметки о сроках посева и всхода редиса, который, как правило, не удавался, время прилета скворцов или вылета птенцов жулана-сорокопута, свившего свое гнездо в зарослях сирени.
Но однажды, чтобы сделать мой винегрет шедевром, я подала Борису свою книжечку и попросила записать один из экспромтов, которые он щедро рассыпал и, конечно, не записывал. Он старательно вывел посвящение, а четверостишие, словно куда-то торопясь, все менее и   менее разборчиво.

Галочке
Ее салаты, винегреты
Теплом души ее согреты.
(Конечно в переносном смысле,
А то они бы сразу скисли.)

Вскоре Борис придумал название для моей книжечки, а Валентин Берестов, который в тот день был у нас в гостях, собственноручно написал его на титульном листе:

МадриГАЛИи.

А чуть ниже:

(это название придумал Боря.)

С той поры минуло без малого тридцать пять лет. И каждый год, хотя бы изредка, до    самого последнего дня пополнялись «МадриГАЛИи». Борис воспевал мои кулинарные         достижения и мои недостатки, острил о сексе, сочинял антирекламу, а подчас горько шутил о своих недугах:
- Пойду пить чай... с газетой, - говорил он в пятницу, которая была у него разгрузочным днем. Утром следующего дня, принимаясь за свое любимое блюдо - а это была, как правило, отварная капуста, - приговаривал:

В рационе классика
Вполне уместна brassica.  (Капуста. Лат.)

Тыквенный суп получил такой отзыв в декабре:

Хозяйка -
Просто загляденье,
А супчик -
Просто объеденье!

По странному совпадению именно в декабре я пробуждала у мужа аппетит к подобному творчеству:
I
Хорошую зразу
Учуешь сразу.
2
В здоровой тефтели -
Здоровый дух.

В годы, когда мы не просто покупали продукты, а получали заказы, Борис как-то с тоской произнес:

Не хочу я вашей рыбы -
Мне бы капельку икры бы!

Один призыв моего мудрого мужа ко мне, смею надеяться, пригодится многим:

На Новогодний торт

Мадам, фигуру береги,
И пироги из кураги
Пускай едят
Твои враги.

                Читать след главу http://www.proza.ru/2011/01/29/1131