Фамильные ценности

Анжело Айс
 
 

История фирмы Haviland началась с разбитой чашки. Однажды американский торговец фарфором Дэвид Хэвиленд получил заказ от богатой француженки – восстановить  семейную реликвию.   Хэвиленд приехал во Францию, досконально изучил производство фарфора в Лиможе, выполнил заказ – изготовил новую чашку, и… основал собственную мануфактуру.
 Что такое фамильные ценности? - Это не только семейные  реликвии, но и традиции, история, родственные связи. Очень многое,  увы, мы потеряли. Возможно, что-то удастся все-таки «склеить», как разбитую чашку, а что-то придется создавать заново.  «Фамильные ценности» –  тема нашей беседы с бренд-менеджером отдела Аксессуаров центра итальянской моды «Покровский пассаж» Юлией Севрюковой.

LL:  Юлия, достались ли вам по наследству какие-то ценные вещи? Что там говорить, многие из нас, произнося фразу «фамильные ценности», мысленно заменяют слово «ценности»…
Ю.С.: На «драгоценности»? Нет, ни колечка с бриллиантом, ни золотых сережек мне не досталось. Многие российские семьи имели скромный достаток. Один из моих дедушек был из поволжских немцев. Городок, где он жил, затопили –  устроили здесь водохранилище. Жителей погрузили в поезд и выслали в Сибирь, зимой….Никто ничего не успел с собой увезти, просто не дали такой возможности. Остались только воспоминания – золотые купола церквей, возвышающихся над гладью воды, да фотографии в семейном альбоме.
Семейные реликвии – это не обязательно дорогие вещи. Это может быть, например, бабушкина прялка. Или дедушкина шинель, в которой он возвратился с войны. Или старый альбом с пожелтевшими фотографиями. Фамильные ценности, в первую очередь, относятся к сфере духовной. Это   семейные традиции, например, собираться по  какому-то поводу,  (не обязательно по официальным праздникам), устраивать семейные обеды или ужины, собирать близких и далеких родственников…
LL: К сожалению, многие родственные связи потеряны. Да и историю наших семей мы не знаем. В крайнем случае, что-то слышали про прабабушек и прадедушек.
Ю.С.: Да, корни потеряны. А знаете, почему? Копни вглубь истории, так обязательно найдешь среди своих предков, если не дворянина, так священника или купца. После 1917 года такое родство было смертельно опасным. Вот и пришлось забыть, кто есть кто…
LL: Исключение – знаменитые дворянские фамилии, которым удалось уцелеть. Сейчас в мире, например, насчитывается 355 потомков графа Льва Николаевича Толстого. Конечно, не  все они лично  знакомы, но представление друг о друге имеют. Я как-то прочитал статью под названием «История рода Толстых – история России». Но ведь, при всем уважении к великому писателю, Россия – это не только Толстые.
Ю.С.: Сейчас люди начинают обращаться в специальные агентства, чтобы узнать происхождение своей фамилии, найти родственные связи. Далеко не все мы – потомки дворян, но многие семьи прожили достойную жизнь и они вправе знать свою историю.
LL: Я знаю людей, которые возрождают традицию семейных праздников. В XIX веке во Франции появилась «Академия гастрономии», и один из ее членов – Антоним Карен был удостоен звания «Архитектор стола». Мы еще далеки от изысков, но культура застолья уже начинает появляться…
Ю.С.: Что должно быть на праздничном столе? Столовые приборы, фарфор и хрусталь. В прошлом каждая дворянская семья должна была иметь столовое серебро, которое передавалось по наследству. На самом деле, важно даже не то, что имеется стандартный набор: фарфор, хрусталь, серебро, а атмосфера, декор стола, то как подобраны тарелки, как украшен стол. Ведь красивая сервировка -  превратит любое застолье в событие, в праздник! Это целая культура, которая у нас, к сожалению, несколько забыта, утрачена.
LL: Однажды Екатерина II подарила своему фавориту – Григорию Орлову серебряный сервиз, который весил 2 тонны! Сколько столовых приборов нужно для сервировки стола?
Ю.С.: Минимум – 48. Это – на 12 персон. Дальше – можно до бесконечности.
LL: Что можно заказать в «Покровском пассаже»?
Ю.С.: Мы работаем с французской компанией Christofle.  Шарль Кристофль изобрел особый способ посеребрения  столовых приборов. И это  серебряное  покрытие держится вечно. Так же Christofle  выпускает изящные приборы из чистого серебра, которые украшают столы самых известных аристократов Европы.
LL: В семьях аристократов принято украшать столовые приборы вензелем или гербами. Причем, фамильный герб, изображенный, например, на вилке, расположен так, чтобы его смог рассмотреть vis-a-vis – не «вверх ногами».
Ю.С.: Любой из наших клиентов может инициировать свою посуду и столовые приборы. Сделайте набросок, выберите шрифт – мастера мануфактуры сделают ее воистину фамильной реликвией.
LL: Великий парфюмер Герлен создал духи к свадьбе императора Наполеона III.  Прошло 150 лет, а запах духов остался неизменным…
Ю.С.: И сервиз, который его супруга императрица Евгения заказала у Дэвида Хэвиленда, выглядит почти так же: чуть-чуть изменилась форма тарелок, а вот декор остался прежним.
Фарфор, который  называют «белым золотом Лиможа», отличается яркими красками и поразительной белизной. В компании работают известные на весь мир художники-декораторы такие как: Вероника Латаст,  Алан Тома и многие другие. Да, фарфоровый сервиз от Haviland стоит немалых денег, но это та вещь, которая может передаваться из поколения в поколение и радовать глаз ваших потомков.
LL: Смею предположить, что со временем многие из этих вещей могу стать предметами антиквариата…
Ю.С.: Несомненно.  Вот, например, изделия от «Лалика». Рене Жюль Лалик, ювелир и стекольных дел мастер, был поразительно талантливым человеком. Сара Бернар, великая актриса и, скажем так, очень неординарная личность, заказывала у него украшения, посуду и статуэтки. Вещи от «Lalique» - такие же произведения искусства, как живописные полотка великих художников. На родине Рене Лалика проводится конкурс «Лучший мастер Франции» в области стекольного производства. Ежегодно в нем участвуют до 50 человек. Как правило, это звание присуждается одному из них (3 человека – это уже сенсация!). Бывали годы, когда звание не присуждали никому. Так вот, сейчас в компании «Лалик» работают 7 человек, которые отмечены высшей профессиональной наградой!
Изделия «Лалик» как правило, выпускаются очень небольшими партиями. Например, купив вазу «Вакханки» янтарного цвета, вы будет знать, что кроме вас этой изумительной красоты вещью владеют лишь 998 человек в мире.
LL: В магазинах появилось много прекрасных вещей, которые смогут пополнить коллекцию фамильных ценностей. А что  радует в духовном плане?
Ю.С.: 2008 год был  «Годом семьи в России». 2009 ГОД В РОССИИ ОБЪЯВЛЕН «ГОДОМ МОЛОДЕЖИ».
Некоторые семьи  стали иметь более двух детей! И, что естественно, родители стали больше уделять внимания своим детям. Не только образованию, что немаловажно, но и воспитанию культуры, приверженности традициям, воспитанию патриотизма. Я раньше работала учителем, и, честно говоря, не любила школьные линейки. Но на этот раз 1 сентября испытала чувство гордости за свою страну, с волнением слушала наш гимн и смотрела на российский флаг, который, с не меньшей гордостью, держали ученики. В новом поколении воспитывается чувство патриотизма, и это здорово!
Так что меня радуют не только вещи, но и люди.