Т. Прохасько. Непросты. Тридцать лет семьи С

Андрей Пустогаров
1. В 1921-ом, по своей воле придя к Непростам, Себастьян  выбрал эту удивительную форму свободы   - он стал постоянно рассказывать им о жизни своей семьи. Этими регулярными отчетами он сделал слежку невозможной, превратив  таким образом свою семью в опытную делянку Непростов.
Жить надо так, - говорил Франциск, - чтобы не иметь тайн.
Непростов это полностью устроило и они перестали вмешиваться в жизнь Себастьяна и Анны, убедившись, что Себастьян экспериментирует со своей жизнью более изобретательно и безжалостно, чем это сделали бы сами Непросты.
2. Свои отчеты Себастьян посылал Непростам на обычных почтовых открытках.
Эту тайнопись можно было назвать непрозой. Она была не похожа на обычную речь - каждое письмо состояло из  отрывочной фразы, которой Себастьян обозначал что-то пережитОе - события, впечатления, людей, истории, ощущения, идеи, целые жизненные микропериоды.  Непросты расшифровывали непрозу, узнавая из нее даже больше (правда, порой совсем о другом), чем хотел сказать Себастьян.
Почтовые открытки он клал под камень на выезде из Яливца.. Старый БЕда, время от времени заезжал на своем броневике и забирал их, а потом уже сам пересылал Непростам - он всегда знал, где они сейчас странствуют и почта ждала их в местах ночевок.
3. В 1938 году, когда восстала Карпатская Украина, Непросты выполнили то, что давно придумал Себастьян - купили большой автобус, переоборудовали его в бар, и Себастьян с маленькой Анной поехал на нем в сторону столицы - к Хусту. Он привез правительству Августина Волошина  несколько десятков  листов, на которых описал окрестные горные ландшафты, а во время продолжавшейся час встречи с начальником штаба Карпатской Сечи полковником Колодзинским изложил подробную схему обороны края двумя сотнями правильно размещенных снайперов, конкретно определив все позиции.
В этом баре Себастьян продолжал разъезжать, словно бродячий цирк, и после оккупации Карпатской Украины - до самого 44 года, когда венгров сменили русские. С этими уже не побродишь.
Себастьяну едва удалось осесть в Дойче Мокрой, за Кеннингсфельдом, заняв дом уехавшего с  венграми тирольца. (Автобус-бар он оставил рядом с дорогой в Красношоре и слышал, что целое отделение советских разведчиков пьянствовало в нем несколько дней, а потом все целиком  утонуло в Тересве - автобус свалился в реку, как только они завели его и тронулись с места).
4. Непросты говорили, что Анна должна уйти к ним, как только станет женщиной.
Из-за этого, когда Анне исполнилось пятнадцать,  Себастьян и не повел ее в места, связанные с их родом. В Яливец они отправились только поздней осенью 1951 года.
Непростов энкаведешники сожгли по весне.
А женщиной Анна стала в июне.
Все лето и осень она и Себастьян беспробудно ласкали друг друга.

с украинского