На воз одиночества

Валерий Розенберг
...Я тащил свой воз одиночества, продираясь меж двух крайностей - Водка и Женщины. Первое я одолевал сам. Вторые одолевали меня.  Ни то, ни другое спасения не давало. А душило предательствами. Пить не на что и не с кем - работы нет, друзья разъехались по миру. Про женщин говорить не стану.

...Из развалин СССР каждый выдирался водиночку. Республика стала суверенным национальным государством, ей "чужаки" оказались ненужными. Из профессии, я её унаследовал от отца, меня турнули. Жена умерла. Дети выросли. И заметался я - один на один с обстоятельствами.

...Дочь с семейством обосновалась в Европе. Сын рвался к ней. И меня буксиром семейных уз вытащил за собой. Организм в райских кущах новой жизни вошёл в привычную норму. Что ни говори, социальная защита в Германии отработана до совершенства. А вот неприкаянная душа металась. Нет для неё привычного дела.

...И тут сработал ген самосохранения Души и Тела. Спасибо всем предкам, которые в тысячелетиях гонений, унижений, истязаний, уничтожений  вырастили в наших хромосомах особо стойкий этот ген - он сработал во мне образцово. Я вышел из ступпора. Как выходят из него, вместе и поодиночку, мои соплеменники - благополучия им всем и 120 лет жизни каждому!

...В ритме спурта прошёл все стадии приживания в чужом мире: курсы языка, ремонт чужих квартир, мытьё посуды в ресторане, недолгий возврат в профессию. А вот и возраст поспел, когда там ушёл бы на пенсию, а тут...

...А тут моя "Эрика" немецкого производства, словно почуяв возвращение на родину, заклацала клавишами - ПИШИ! И придумал я себе Бакежака Каленова. Имя - из вежливой формы обращения казахов к другу. Баке - ко мне, Жака - к моему папе. Как-никак, мы с ним в одной пишущей братии состояли в сумме 80 лет. Вот и сложил наши имена в одно. А закалённый в прошлой жизни, взял себе литературную фамилию - "Каленов". И застучала моя "Эрика" рифмовками и прозой. От имени придуманного графомана Бакежака Каленова. Для себя, для отдушины.

...Маша услышала мой комментарий по русскому радио и, добыв адрес, прислала коротенькую записку - понравилось. Тихо-медленно переписывались, перезванивались, узнавались. На дистанции в 600 километров держались три года. Она тоже оставалась одна, при взрослом сыне и разбитой болезнями маме, вы понимаете, в каком смысле - одна.

...Моя "Эрика" стучала тексты Бакежака. Одну "графоманку", другую прочитал Маше по телефону.  И на буксире её энтузиазма вытащился я в интернет - будь что будет - на суд таких же поражённых зудом сочинительства. Как-то само собой случилось наше очное знакомство с Машей. Два года я мотался между нашими городами в поездах выходного дня. А теперь вот съехались вместе и... разгрузили навоз одиночества. Потому что жить водиночку для неё и для меня - дело дрянь. Чем заняты полезным - тема для другого случая. Если коротко, не зря хлеб жуём.

...А сейчас представляю вам тексты Бакежака Каленова - тонкую тетрадку, созданную на возу одиночества.
                Х     Х     Х

БАКЕЖАК КАЛЕНОВ
 
-О боже,что станется с Китаем без императора!
-Это невозможно. Ведь тогда будет ревизия казны!

(Б. Брехт, "Турандот, или Конгресс обелителей")

ГРАЖДАНИН МИРА

Мы покидаем этот край,
Хоть ведомо заранее:
Там тоже край, увы, не рай,
Хоть менее зас*анее.

                ***

СМЕХ СТОИТ НА ВСЮ ЕВРОПУ
 
.....К словам этого названия мы ещё вернёмся. Для начала вспомним главное, что нам втемяшивают в башку:
-Этот народ без царя (вождя, генсека, нацлидера...) жить не может!.. -
Оно, может, и верно, если ласковым взглядом посмотреть основные вехи Истории. Скольких царей постреляли-повзрывали благодарные современники? А последнего - так со всеми чадами и домочадцами урыли!
Но это было в стародавние времена, про которые сказано "...власть тьмы и тьма власти". Наступили времена светлые: потомственных поскидывали, из своих выдвиженцев начали выбирать всенародно-принудительно. И вправду, не может народ без Единоначальника! Что было, то было.
Полистаем страницы недавнего светлого.
По сию пору лежит (не за горами - столетие, как лежит) в самом сердце Родины забальзамированный Первый. Его восшествие чем отмечено? Разве только тем, что он - "Живее всех живых"? На контрасте с миллионами умертвлённых его благословением солдат, крестьян, рабочих, через прослойку интеллигенции - лежит себе, а дело его не умирает.
.....Продолжил дело Первого этот - как правильно пронумеровать - Первее всех, который сказал "Клянёмся тебе, товарищ Ленин!" и клятву свою полил такой кровью, что по сию пору отрыгивается. По сию пору точные списки невинно убиенных миллионов не составлены. Хотя, единоУмышленники и разоблачили культ личности Сталина, дух его витает над страной. Тоже дюже живуч оказался.
.....Но и самого обличителя за те же грешки отправили на заслуженный отстой истории - волюнтаристом обозвали. В те времена и родился стишок, строчки из которого я вынес в название:

Смех стоит на всю Европу,
Стало всем невмоготу:
Десять лет лизали ж*пу,
Оказалось, что не ту.

Был Никита - нет Никиты, всего две пятилетки внедрял Хрущёв кукурузу и волюнтаризм. Одно славно доброе - ликвидировал сталинские лагеря. Точнее, народ арестантский выпустил, а сами лагеря по сию пору существуют.
.....Нет Хрущёва. Нового Единоначальника себе назначили - не может народ без этого. Почти двадцать лет создавал он предпосылки для полного крушения "первого в мире государства рабочих и крестьян", а попутно - всей мировой системы социализма с её Варшавским договором; вошёл в историю страны под славным именем Бровеносец в потёмках. Застой эпохи Брежнева породил своих могильщиков - уж эти имена знают нынче даже новорожденные. Чемпионы народного фольклора, герои анекдотов - Михаил Сергеевич и Борис Николаевич. Отторгли от власти и этих. Благо, не убили!
А специально обученные мастера, политические престидижитаторы ловко сняли лозунги "Вся власть - народу" да "Власть - Советам", предложили из архива Отечества забытое, но беспроигрышное - "Страна требует Крепкую Руку". И ведь нашли - на татами закалённую Крепкую Руку, нефтью накачанные полнокровные жилы. Втюхали народу новые тексты, разучивают их для хорового исполнения от имени всех 140 миллионов...
.....Мощные голоса под управлением современных гапонов исполняют эти песнопения.
Придёт срок и вспомнят люди уже сложенный стишок:

Смех стоит на всю планету,
Снова всем невмоготу -
Нам велят: -Лижите эту!
Час пробьёт - лижите ту!

Заглушают робкий шёпот:
-Стойте, братцы, снова - Ж*ПА!..

 

                ***

НАИВНОЕ ОТКРОВЕНИЕ
 
Господь всемогущий! Фемида твоя неподкупна.
В чём бываю неправ, наказанье встречаю покорно.
Только деток и внуков моих вы попутно
За те же проступки десницей не бейте повторно.

Справедлив приговор ваш - его я приму, не пасуя.
Пусть расправа настигнет меня и будет короткой.
Но когда моих деток накажете, запротестую!
Их ошибки - мои. То отцовские недоработки.

На себя принимала мои прегрешения мама -
За меня перед Богом ответ она держит теперь.
Пусть детишки балуют, пусть внуки шалят - и немало.
Вы с меня получите покрытие этих потерь.

Я своё отшалил. Срок придёт - я отчалю.
Но пока я живу и покуда не пробил мой час,
Буду каяться я, может, снова грешить до отчаянья.
Например, как сейчас, поднимая бокальчик за вас! 

                ***

 УЧИТЕ МАТЕРИАЛЬНУЮ ЧАСТЬ


...Вначале - старый анекдот:
***Взяли в плен генерала со всем штабом. Повели первым на допрос самого главного. Страшным пыткам подвергли его - ни на один вопрос не ответил. Ни расположения войск, ни тактико-технических данных не выдал. Швырнули его в подвал к остальным, привели генерала кое-как в чувство, а он и прошептал:
-Учите материальную часть. Спрашивают!!! ***

...Теперь, на опыте этого анекдота, я призываю и вас учить материальную часть... Истории.
...Кто говорит, что в стране происходит НЕВЕСТЬ ЧТО, тот признаётся в своей полной необразованности.
...В стране происходит то, чему История знает тысячи примеров, аналогий, параллелей. А примеры и есть материальная часть Истории. Которая вопиёт всем своим прошлым опытом: ВСЁ ЭТО УЖЕ БЫЛО! Было и в частностях, и в общем. Нужно только вспомнить; а молодым, если сами ленятся полистать страницы Истории, пусть старшие почитают да порасскажут.
...Но листать страницы Истории, учить её материальную часть должны и те, кто вершит новые факты, события, новый(старый) опыт. "Вершить" означает творить на вершине пирамиды власти. Вот с них-то, как с того генерала, с первых
----------========СПРОСЯТ!!!

                ***

ПРОЧЕРК
 
На побудку бессонницы нечего выставить в строй,
Кроме пары чужими слезами просоленных строчек.
Перелистанных дней распиваю прогорклый настой,
А по чистой пороше листа расплывается прочерк...

                ***

В ОБСТАНОВКЕ, ПРИБЛИЖЁННОЙ К БОЕВОЙ
 
...Ледяным ветром накачанные тучи грозили скорым снегопадом. По вагонным стёклам дождевые капли не струились, а тяжело сползали вниз, будто холодина приблизила их к состоянию почти ртути. Вот-вот пойдёт снежная каша. Но вдруг грохот состава перекрыла непривычная нашему слуху в это время года канонада грозы - гром тянул свой артиллерийский разряд с нарастанием, как бы желая поглубже втемяшить нам в сознание: это вам не зима в Казахстане, тут - Европа.
...Эшелон вместил в своё нутро 900 парней, нас увозили на три года для срочной армейской службы. С первых минут перехода под команду армейских офицеров, которых почему-то называли покупателями, с первых минут повторялась эта фраза - "в обстановке, приближённой к боевой". Мол, хотя вы ещё присягу не приняли, но в пути следования должны чувствовать себя "в обстановке..." Потом к этому прибавится каждодневная обязанность переносить "все тяготы и лишения армейской службы".
Пока что эта "обстановка", "тяготы и лишения" проявлялись лишь в том, что на станциях и полустанках выходить из вагонов запрещалось. И трижды в день по вагонам, от хвоста поезда, где был хозвагон, протаскивали термоса с горелой пшённой кашей - первый "привет" от советской армии на предстоящие три года службы. Пока нам достаточно было этого запаха подгорелости - никто есть кашу не собирался. Домашние запасы - у кого чужук и казы (копчёные куски жирной конины), у кого - в банки закатанная домашняя тушонка из баранины... От каши и кусков свинины (!) брезгливо отмахивались.
...Состав тащился через всю страну 9 суток. Ровно на столько дней хватило запасов домашней пищи. А потом армейское довольствие уже не вызывало столько пренебрежения. В части, где предстояло прожить целых три года подневольной жизни, горелая каша на жирах неизвестного происхождения через "не могу" съедалась. Но СВИНИНА!
...Вот где начались условия, приближённые к боевым: свинину нам подавали ежедневно и вся она оставалась нетронутой - казахи свинину (шошка) есть не должны! Честно сказать, многие городские этот запрет прежде легко обходили, особенно в застольях с русскими ребятами. А вот аульные парни - ни в какую! Ну, и мы, городские вынуждены были "держать марку". Тут и случилась обстановка, приближённая к боевой по-настоящему. Солдат должен есть, что дадут - внушали командиры и политработники. Отказ от пищи приравнивался к членовредительству. А после принятия присяги членовредительство будет расцениваться как преступление с перспективой дисциплинарного батальона (армейская тюрьма - дисбат). Беседы, внушения, крикливые приказы силы над нами пока не имели. Силу возымел голод. Первыми "заветы предков и Корана" обошли городские. Аульные парни продержались недели две и стали сдаваться коллективно. Договаривались между собой, что по возвращении на родину о свинине никто не вспомнит, и давились жирными кусками непривычного сладковатого мяса. Армия сломала первую преграду, стоявшую на пути к постижению воинских наук "в обстановке, приближённой к боевой". Все внушения начинались безотказным "... в то время, когда весь великий советский народ..." с плавно-неуклюжим переходом на упрёки "...а некоторые военнослужащие..." И неслась ахинея в защиту, например, свиного рациона: -Огладитесь, сколько тут наций представлено! Что же, каждой нации свою пищу обязан представить товарищ Министр обороны?! Грузинам - шашлык, корейцам - собак, евреям - рыбу-фиш, французам - лягушек? - И хотя французов среди нас не было ни одного, упоминание лягушек действовало безотказно. Словом, свинина "пошла"
...Впереди - три года такой жизни в климате повышенной влажности, ежедневной ломки характеров под уставы армейской жизни, в трёх тысячах километров от родных степей, трескучих морозов и жарких июлей, и от привычной для организма пищи...
...Сорок лет прошло от тех времён. Многое переменилось в нашей жизни. Но обычаи предков оказались сильней насилия разных надуманных "обстановок". Уже нет той страны, в которой через колено гнули разных... в армейском обиходе - "чурок". Живём в своих национальных государствах; формируем свои законы, приближённые к вековечным традициям предков. Но ещё долго будут выпирать чужие привычки и традиции, насильственно внедрённые в наш быт и сознание за столетия той империи.

                ***

СХВАТКИ ПОЭТОВ
 
...Айтыс акынов - состязание поэтов. Степная традиция диктует особые требования. Акыны обязаны свои стихи петь под домбру, дербаня две жилы инструмента, и гортанными голосами излагая самые актуальные оценки дня текущего. Воспевать следует вождей, великие планы преобразования, все перемены, пришедие с новой властью на бескрайние просторы. С нечастыми cменами правителей страны, сидевших у власти десятилетиями, менялась политическая "подкладка" про "подвиги" великой партии. Но было одно неизменное всегда и во все времена.
...Осторожно вплетая в "правильное" повествование сведения из далёкого прошлого, акыны умудрялись изустно передавать детям и внукам историю своего рода до седьмого колена и глубже. Любой мальчик от рождения усваивал правду про дедов и прадедов, давних предков далёких времён. Школьные уроки о подвигах и славе - официоз, который вступал в противоречие с песнями-рассказами акынов. Дети сызмальства понимали, о чём в школе болтать опасно, а что следует отвечать у доски.
...В мрачные времена засилия Центральной идеологии особо языкатые пропадали бесследно. Некоторым отобранным придавали лоскачей - поэтов-переводчиков. Те наводили лоск, "грамотно причёсывали" буйную фантазию акынов, выставляли на газетные страницы, в отдельные сборники (в столбик и в рифму) отредактированные пересказы нужных партии текстов. Некоторым придавались ноты, написанные приезжими композиторами, пока нотную грамоту осваивали доморощенные сочинители.
...Но акыны праздников не ждали. Они пели свои песни в семейном кругу, опуская официоз для публичных выступлений. И оставалось лишь то, что составляет гордость семьи, историю рода-племени. Рассказывали о богатырях - борцах-батырах, о великих барымтачи - угонщиках чужих табунов; о багатых урочищах - сочных пастбищах. Степь хранила народные традиции, прикрывая исконно народные обычаи шелухой новоявленных обязаловок. Хранила стараниями своих акынов. Их песня западала в сознание, передавалась в пересказах от отцов к детям и... ждала своего выхода.
...-Пришло ли это время? - спросишь ты. И я скажу: -Знаешь, друг, давай-ка я тебе расскажу, как сто лет назад бай Утепов продал за пару сотен серебром купцу Ушакову урочище Караган. Оно перешло потом сыну французского президента Карно, а потом - английским концессионерам. А потом на него наложили свою власть новые правители страны. И было в этом урочище на небольшой глубине такое обилие полезного и нужного, что до сих пор извлекают и пользуются. -А кому достаётся прибыль? - спросишь ты.
...Давай, я лучше расскажу, как в самых знойных степях летом воду найти - безо всяких инструментов, на глазок. Или - вот это: почему в те древние времена, когда у кочевников были миллионные отары овец, они на одно и то же пастбище пригоняли скот не чаще одного раза в восемь лет.
Есть у меня и к тебе один вопрос: имя зитц-председателя всеми известно. А кто у вас нынче в Бендерах?
Тебе это не интересно. А жаль! Очень полезный опыт предков, если земля твоя и ты на ней хозяин...

                ***

В хитросплетеньи перепутий
Есть завсегда тропа с подвохом.
Всего делов - не перепутай,
Где путь для всех, а где для лохов.

                ***

...Перечитал Бакежака и попенял ему: мог бы и поработать над текстами, довести их, так сказать... Но как было - так было. Главное - Бакежак очень помог мне в трудные годы одиночества. Как Робинзону, сами помните, кто...