Соловьиная роща

Константин Яхонтов
                СОЛОВЬИНАЯ    РОЩА


                Убежден, что временное уединение   идет только на пользу человеку. Особенно, если   удаётся   несколько дней  провести в какой-нибудь забытой богом и людьми глухомани, вдали от привычных, так называемых, ценностей цивилизации и  хотя бы временно отойти  от стереотипа стадного образа жизни, который нам постоянно навязывает общество. Это помогает на некоторое время  отвлечься от бесконечных мелочных забот и бестолковой суетности нашей повседневной жизни. Только оказавшись один на один с природой где-нибудь в тишине леса, на берегу реки, или в горах,  человек начинает по-настоящему задумываться  о смысле своей жизни  и  своем предназначении в этом мире.  У него  обостряются первобытные  инстинкты, светлеет разум и он начинает  чувствовать себя  лишь одним из многих существ,  которые населяют нашу матушку Землю, и которые имеют  абсолютно равные с человечеством права на жизнь и существование в нашей  общей  среде обитания.
               Однажды летом, путешествуя в одиночку по югу Тюменской области,  я оказался  на  берегах мелководной речушки с  названием «Манай»,  где, по словам местных жителей, находилась  знаменитая соловьиная роща.  Это было в начале июля, когда в лесах уже начинают поспевать кроваво-красные ягоды земляники, а деревенские косари  уже начинают сенокос, выставляя на склонах  лесистых возвышенностей согры  аккуратные ряды копен,  похожих на круглые остроконечные пирамиды.  День выдался жаркий и, к тому же  сильно парило, как будто перед грозой. Я шел с  небольшим рюкзаком за плечами, где были сложены палатка,  сухой паек на пару дней, и другие нехитрые припасы, необходимые для путешественника.  При этом все время старался держаться в тени деревьев, избегая лучей  палящего полуденного солнца.
           Я уже осмотрел все окрестности в поисках знаменитой рощи, и томимый нестерпимой жаждой шел  по направлению  к реке, чтобы немного освежиться и наполнить флягу водой. Иногда останавливался,  собирал в траве душистую землянику и пригоршнями отправлял ее  в рот. Но ягода совершенно не утоляла   жажды, скорее наоборот  – только усиливала её. Наконец, после очередного подъема на лесистый взгорок, прямо перед собой,  под  кручей  отвесного обрыва я увидел извилистое русло реки. Близость  воды  прибавила мне сил, и я, недолго думая, вместе с рюкзаком буквально скатился вниз по глинистому склону обрыва. Оба берега реки оказались заросшими густыми и почти непроходимыми зарослями белой ивы. Поэтому к воде пришлось буквально продираться сквозь кусты, которые больно царапали и руки, и лицо, и шею.    
             Но вот и вода. Манай в эту пору оказался настолько мелким, что в нем, наверное, невозможно было бы утопиться даже воробью, если бы на то  была его воля. Я перешел на другой берег, но глубина воды в реке везде была одинакова и не достигала  выше моей щиколотки. Тем не менее, я все же решил искупаться. Быстро избавившись от одежды, я  навзничь упал в воду и лежал так некоторое время, зажмурив глаза и прислушиваясь к своим ощущениям.  Слабое течение и теплые струи воды, приятно ласкали мое тело. Я весь как-то сразу расслабился и, целиком отдав себя во власть водной стихии, слушал, как под густой сенью прибрежных кустов монотонно щебетали невидимые глазу птахи. Только внезапное появление в небе мрачной тени ястреба на время обрывало их разноголосую песнь. Но едва ястреб скрывался за деревьями,  как пение и разноголосый  щебет птиц  возобновлялись с прежним усердием.   
               Немного отдохнув  и освежившись купанием, я решил дальше продолжить свой путь  по обмелевшему руслу реки. Во-первых, у воды было не так жарко, как на открытом месте;  во-вторых, твердое песчаное дно реки мне показалось удобным  для путешествия босиком;  а в-третьих, здесь было гораздо меньше гнуса. Но меня ожидало разочарование уже за первым поворотом. У безобидной с виду речушки в ее русле оказалось множество довольно глубоких ям, омутов  и промоин,  которые можно было обойти  только по берегу, где меня снова поджидали непроходимые заросли ивы и камыша. 
             Примерно через час такого пути, за очередным поворотом  мое внимание привлек бьющий прямо из-под  берега реки родник. Правда воды в этом крохотном роднике было очень мало, - она стекала тонюсенькой струйкой,  и  пришлось проявить незаурядную изобретательность, чтобы  наполнить  фляжку. Вода была теплая, как парное молоко, и совсем не утоляла  жажды. Настроение было испорчено. Дальше мне уже не захотелось идти по капризной речке. К тому же из-за высоких берегов  не был виден окружающий ландшафт, который помог бы правильно сориентироваться на местности.
            Обратный подъем по скользкому склону был гораздо труднее, чем спуск с него на «пятой точке».Стоя уже на берегу, я осмотрелся и увидел, что хвойный  лес, до сих пор поднимавшийся сплошной стеной по обеим сторонам реки, заметно поредел и за ним  обозначился нескончаемый  простор зеленых лугов и полей, простирающихся почти до самого горизонта.  Сама река терялась из виду уже за ближайшим косогором, на котором мирно паслось большое стадо овец.  А еще дальше,  за полем,  где берега реки становились более пологими, виднелась небольшая в несколько десятков домов деревенька.  За ней виднелась другая  – побольше, с небольшой деревянной церковью  и возвышающимся над дней куполом покосившейся  колокольни. Силуэты домов и других построек деревни  расплывались в дрожащем мареве раскаленного зноем воздуха, и поэтому больше ничего разглядеть было невозможно.  На церковь и колокольню хотелось взглянуть поближе,  но до деревни было далековато, - километров пять, и поэтому я отложил осмотр местных достопримечательностей, что называется, до лучших времен.  А пока  решил сходить в близлежащую деревню, чтобы прикупить чего-нибудь  на вечер.
              Сельский магазин  располагался на самой окраине деревни, сразу же за деревянным мостом и, к моему величайшему удивлению, был открыт. Молодая зеленоглазая продавщица в белом колпаке и в таком же белом фартуке с  любопытством  оглядела меня,  но, не признав во мне местного жителя, быстро утратила ко мне всякий интерес и стала что-то подсчитывать на счетах, методично стуча деревянными костяшками. Я не спеша  осмотрел весь товар, выставленный на полках магазина, выбрал то, что мне было необходимо, и подошел к прилавку рассчитаться за покупку.  Продавщица на миг оторвалась от своих расчетов и назвала сумму, которую мне следовало оплатить.   Подавая деньги, я попытался расспросить её о достопримечательностях соседней деревни. К сожалению, она  почти ничего не знала об интересовавшей меня деревянной церквушке,  и я  не удовлетворенный ее односложными ответами направился обратно к реке, чтобы успеть  до наступления  темноты поставить палатку.          
               Для  предстоящего ночлега я выбрал небольшую березовую рощицу, располагавшуюся на  хорошо продуваемом ветром косогоре, где было меньше комаров. Из подручного материала – молоденьких осинок изготовил колья для палатки. Затем, тщательно  натянул на них  полог и  закрепил веревками палатку. Неподалеку от палатки разжег костер, установив на треногу походный котелок. И пока в котелке закипала вода, сходил к реке и нарвал листьев смородины для заварки чая. Мой нехитрый  ужин, состоял преимущественно из хлеба  и консервов. Когда я с ним покончил,  солнце уже опустилось за горизонт, и наступили, так называемые, астрономические сумерки. На восточной стороне неба  вспыхнули  яркие звезды. С  реки потянуло сыростью и прохладой. Я придвинулся поближе к костру и стал смотреть на звезды, и  как-то незаметно для себя задремал. Очнулся уже глубокой ночью. Меня разбудила звонкая соловьиная трель.  Она раздавалась у меня прямо над головой - соловей сидел на дереве, под которым еще тлели угли догорающего  костра.  Я  полез в палатку, зажег фонарик и глянул на часы. Было без четверти два. «Вот, шельмец, нашел место для своего концерта!», – раздраженно ругал я пернатого певца, тщательно зашнуровывая вход в палатку.  Однако, забравшись в спальный мешок и разомлев от тепла,  стал внимательно прислушиваться  к  заливистым трелям  моего ночного гостя,  постепенно  привыкая  к его голосу.   
            Через какое-то время «моему» соловью ответила его подруга, и они стали обмениваться между собой трелями, как бы договариваясь о чем-то своем. Затем в эти переговоры, а вернее сказать -  спевки, постепенно включились и другие соловьи.  Поначалу  я  принялся их считать: вот один откликнулся, вот второй, а вот запел третий,  но потом сбился со счета и перестал различать вступавших в общий хор новых  певунов.  Вскоре мне стало казаться, что над ночным лесом  звучит одна большая соловьиная симфония, где у каждого исполнителя имеется своя, только ему одному  известная, партия. Это удачно найденное сравнение как-то сразу примирило меня с соловьями. Я начал думать о них без раздражения, как об умных и высоко организованных существах, имеющих такое же право на индивидуальность и самоутверждение, как и мы,  люди.  С этой мыслью я успокоился, как будто нашел решение трудной задачи, затем расслабился и, наконец,  впал в беспробудный сон.
           На следующий день я проснулся  от невообразимой духоты, что стояла  в  наглухо застегнутой палатке. Когда отыскал под пологом часы, то сначала не поверил своим глазам, - часы показывали  половину двенадцатого! Я был очень раздосадован, что из-за  соловьев проспал почти до обеда и нарушил график своего путешествия. 
           Палатку  после легкого завтрака все же  переставил на другое место, - подальше от рощи и поближе к реке. Однако планы мои после проведенной в соловьиной роще ночи совершенно не пострадали. Я все же нашел время, и осмотреть деревянную церковь с шестигранной колокольней, и пройти дальше до следующей деревушки, где познакомился с прекрасными людьми, которые рассказали мне много интересного об истории своего края. Но об этой  роще и ее пернатых певцах я всегда буду вспоминать с большой благодарностью, как о великом чуде природы, подарившем мне поистине  волшебную ночь.