Великая любовь великих

Михаил Кукулевич
Этот текст я отчасти только могу считать своим. Попалась мне лет 10 тому назад книжечка без переплета, и ни названия книги, ни автора я не знаю. Она произвела на меня большое впечатление, и вот, когда пришла необходимость, я эти новеллы немного переработал, добавил некоторые, некоторые убрал, и в таком виде использовал в преподавании. Но пусть эти новеллы будет здесь не столько не ради автора, который не совсем автор в этом случае, а ради тех людей,  о которых рассказывают эти страницы.
                Мадонна из  римской булочной.               
                Рафаэль Санти ( 1483- 1520) -  итальянский живописец и архитектор, представитель высокого
Возрождения. Автор Многочисленных изображений Богоматери
( "Мадонна Конестабиле", "Сикстинская мадонна" и др.)
В портретах создал образ гармоничного человека                Возрождения. Проектировал собор Святого Петра,
                строил капеллу Киджи церк. Санта Мария дель Понто
       в Риме . 
          В то лето Москва гудела - в Музее им. А.С.Пушкина выставлялись картины знаменитой Дрезденской галереи перед отправкой их на родину, в Германию. Нечего и говорить, что ради получения заветных входных билетов дежурили мы целую ночь в тихой и какой-то благостной очереди, широким удавом вьющейся вокруг музея.
Сейчас плохо помню, что именно я смотрел. Запомнились голландцы, чистюля "Шоколадница", еще какие-то картины. Поскольку детство мое прошло в "Эрмитаже", рядом с бабушкой, сиднем сидевшей в зале Рубенса, Дрезденская галерея поразила мое воображение в меру.
Но вот я подошел к широкой лестничной площадке, где во весь рост, до самого потолка сияла Она. Лестничные марши с двух сторон обтекали Её, спускаясь вниз, а здесь стояла такая напряженная, такая прозрачная тишина. Я поднял к Ней глаза и Сикстинская мадонна, смотря куда-то поверх моей головы,  завела со мной безмолвный разговор, а дитя на ее руках глядело грустно и сосредоточенно.  Безмятежно улыбались внизу картины ангелочки, смотря на свою Даму. Мадонна плыла по воздуху и была так невыразимо прекрасна, что сердце в груди сжалось и заболело. Я помнил маленькую рафаэлевскую мадонну в Эрмитаже, тоже прекрасную, но эта! Я не мог отвести от нее глаз и чувствовал, как в уголках закипают и тут же испаряются счастливые слезы.
 Все остальные картины мне стали просто неинтересны. Она, мадонна, была живая! Ей хотелось рассказывать обо всем.   
Но кто она, эта прекрасная Женщина? Выдумал ли ее Рафаэль, или жила она когда-то, ходила по раскаленным от зноя мостовым Вечного города, смеялась,  разговаривала, пила прохладную воду, закусывая ее спелым виноградом?
Вот что писал сам художник в одном из своих сонетов :
В сиянии лучей твой образ милый
Всегда его хранит моя душа.
Начну писать и вижу - нет той силы
Той прелести.. О, как ты хороша!

И кисть моя смела, и краски живы,
Но как они мертвы перед тобой!
Как этих нежных лилий, роз отливы
Изобразить с такою красотой?..

Вот он - трепет настоящего художника, этот страх перед прекрасной натурой! А ведь он был уже очень знаменит, когда в 1508 году переехал из Флоренции в Рим. Из-под его кисти уже вышли удивительные Мадонны, в которых непревзойденная красотв флорентиек нашло свое полное отражение.
Впереди его ждали еще большие слава, почет, уважение, богатство. Рафаэль Санти был завидным женихом. Молодой,.жизнерадостный, красивый. Немало богатых и знатных девушек Рима хотели бы заполучить его в свои сети.
Вот и кардинал Бибиена, уважаемый художником человек, предложил ему в жены Марию, свою племянницу. Кардинал и Рафаэля связывали узы дружбы и отказать ему прямо он не мог.Он только  попросил отстрочку на три или четыре года. Когда и этот срок миновал, Рафаэль согласился на помолвку. Но свадьба эта так и не состоялась. Причина тому была более чем веская - сердце художника принадлежало дочери булочника.
Точного имени ее долго не знали, именовали в легендах Форнариной, что по итальянски и значит булочница.Вот как писал о своем чувстве сам Рафаэль: "Я побежден, прикован к великому пламени, которое меня мучает и обессиливает. О, как я горю! Ни море, ни реки не в состоянии потушить этот огонь и все-таки я не могу обходиться без него; так как в своей страсти я до того счастлив, что, пламенея, хочу еще больше пламенеть!"
Рафаэль провел с этой девушкой лучшие годы своей жизни, посвящал ей сонеты, рисовал ее. Лучше всего поэтический и нежный образ воплотился в знаменитой Сикстинской Мадонне. Милое личико девушки с благородными чертами, дышащее безыскусственной свежестью, искренностью и любовью, превратилось под гениальной кистью Рафаэля в удивительную Богоматерь, спокойно и с достоинством идущую по небу со своей божественной ношей - младенцем Христом.
Русский поэт Жуковский был в восторге от картины, это под ее впечатление в стихотворении "Лалла-Рук" возникла гениальная фраза "гений чистой красоты", перешедшее из него в бессмертное Пушкинское - "Я помню чудное мгновенье".
Рафаэль, прекрасно умевший в своих произведениях передавать душу модели,  показывает прекрасную римлянку, основными чертами характера которой являются искренность и преданность. И если не светит в глазах глубокий ум, то зато во всем ее облике проглядывает глубокое чувство. То немногое, что мы знаем о судьбе этой девушки, подтверждает эти слова. Форнарина, или как установил итальянский искусствовед Валери, Маргарита Лути - таково ее настоящее иия - бросила ради художника своих родителей и поселилась у него в доме. Они провели там несколько счастливых лет. 
Рассказывают, что когда Рафаэль умирал, ученики и друзья его собрались вокруг смертного одра и плакали. Его возлюбленная стояла на коленях возле его постели. Она хотела молиться, но слезы душили ее, слова не шли, и она в отчаянии закрывала лицо руками. Раздался громкий стук, открылась дверь и в сопровождении небольшой свиты вошел посол папы, чтобы передать художнику благословение главы римской церкви. Увидев стоящую на коленях женщину посол возмутился и повелел ее удалить: он не мог передать Рафаэлю папское напутствие в присутствии грешницы, жившей с ним в преступной связи.
  Красавица Маргарита Луци не осталась жить в миру, а постриглась в монахини.В списке монастыря, куда она добровольно себя заточила, и нашел иссследователь ее настоящее имя.