Вероятность услуги

Вячеслав Малыгин
Ваня сел в кресло и включил телевизор. Но смотреть его настроения не было, даже больше — вместо того, чтоб разогнать скуку, он почему-то навевал еще большую тоску, заставлял вспомнить о чем-то старом, давно утраченном
    О пульте дистанционного управления, например. Что в нем было хорошего, Ваня объяснить не мог — включить свой телевизор он мог единственным словом, громкость регулировалась тем же голосом, а переключать каналы не было смысла, так как канал был всего один. Правда, канал этот был не один на всех, как во времена появления телевидения, в городе будущего каждый человек мог создать личный канал, выбирая программы по своему усмотрению и ставя их в удобное для себя время. Выключить же телевизор можно было просто выйдя из комнаты, что Ваня и сделал. Не то, что смотреть телевизор, даже видеть его желания не было.
    Ваня знал: ни одна из оставшихся семи комнат его настроения не улучшит. Поэтому оставалось только одно — отправиться на балкон.
    К виду, открывавшемуся со 148-го этажа, Ваня все еще не мог привыкнуть, хотя жил в этой квартире города будущего Футурограда уже месяц. Меж огромных небоскребов, словно лианы среди деревьев, петляли железные трассы воздушных метро, на опорах тянулись к солнцу, словно цветы, рестораны, культурные комплексы и учебные заведения. Вдалеке, словно трасса великанов, виднелась полоса висячего сада. Весь город был в небе, а там далеко на земле буйствовала самая что ни на есть дикая природа. Город был невероятным чудом прогресса, творением не только инженеров, но и художников, был одновременно и произведением искусства. Внутри же он являлся раем, сном, в который удалось проникнуть и Ване.
    Впрочем, созерцание прекрасного города ненадолго избавило Ваню от тоски. Покинув балкон, он направился в свой рабочий кабинет. Оценивающим взглядом посмотрел на стол с двумя компьютерами — чудом современной техники и дизайна, а рядом… старенький музейный экспонат семилетней давности, при виде которого тоскливо защемило в груди. Машина, с которой все начиналось: знакомство с программированием, институт компьютерных систем, аспирантура в киевском политехническом. А дальше программное обеспечение для Футурограда, отвечающее за распределение электроэнергии, в благодарность за которое — квартира и возможность работать в этом самом городе.
    Поначалу все было хорошо. Но со временем Ваня все больше уставал от райской жизни, все чаще приходила тоска, похожая на ту, что овладела им сейчас. Возможно, именно поэтому Ваня проигнорировал современный компьютер с его немыслимыми возможностями, и выбрал старого, не очень верного, но все же более родного друга, подключенного к уже умирающему Интернету.
    Каждый раз, когда Ваня заходил в него он находил все меньше и меньше знакомых страниц и сайтов. Сегодня он не нашел еще одной, предпоследней поисковой системы. Начали исчезать целые серверы — в свои права вступал мультисервер, информация на котором размещалась по новой системе, исключающей гиперссылку. Ваня вздохнул.
    Все идеально. Если ты хочешь что-то найти, ты находишь это мгновенно. Тоска нахлынула на Ваню с новой силой, он уже собирался было выключить компьютер, но вдруг заметил в уголке значок супермаркета. Улыбнувшись, Ваня вошел в него.
    Это был трехмерный симулятор реального супермаркета. Здесь можно было виртуально приобрести все, что угодно, потом со счета в банке снимались деньги и товар доставлялся покупателю на дом. Сервис был весьма уместным для города, и в то же время он выбивался из общей идеальной колеи. Вернее даже не он, а одна маленькая ошибка, допущенная при его создании.
    На самом деле никакой ошибки не было. Ваня сам был программистом, он участвовал в создании некоторых программ для города, общался со многими программистами, с которыми занимался общим делом. Познакомился он и с Колей — человеком, писавшим программу «Супермаркет».
    Коля был лучшим в мире программистом. И, как показалось тогда Ване, самым неприятным в мире человеком. Единственным, с кем он мог общаться больше двух минут, был его же рабочий компьютер, коллектив он ненавидел, причем взаимно. Начал работать над самыми основными программами, но вскоре поссорился с начальством, не выгнали Колю только из уважения к нему как к профессионалу, дав одну из самых легких и маловажных программ. Впрочем, Коля отыгрался на ней сполна. То, что он создал, в десятки раз превосходило рабочие идеи, которые ему предлагали. Его работу прочно вплели в инфраструктуру города, решив даже не проверять в лаборатории. Как позже оказалось, зря. Супермаркет никогда не путал товары, всегда правильно их оценивал. Единственное — адрес клиента он определял по какому-то странному, не очень совершенному алгоритму. К примеру, заказанный Ване товар мог попасть не к Ване, а к какому-то человеку в другом конце города. А Ваня, месяц ничего не заказывая, мог ежедневно получать какие-то странные вещи, которые вряд ли когда-нибудь ему понадобились бы.
    Когда-то давно Ваня вместе со всеми проклинал Колю за эту ошибку. Сейчас же вдруг понял — без этой путаницы, без элементов случайности жизнь была бы намного скучнее.
    Снова выйдя на балкон, Ваня задумался. Внезапно ему захотелось поблагодарить Колю за эту ошибку. И он достал коммуникатор.

Журнал «ПАССАЖ»,Сентябрь 2006