Искусство правильно мыслить

Николай Маг
                "ИСКУССТВО ПРАВИЛЬНО МЫСЛИТЬ"
                (Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. для учащихся.-
                -М.: Просвещение, 1986.)


    Данное изделие областной типографии Ивановской области - это одно из 310 000 экземпляров, которые были изготовлены после 03.09.85 г., т.е. после того, как было нечто сдано в набор. А к печати было подписано 26.02.86 г. Естественно, если нанесенный в типографии состав внизу на 224 странице соответствует действительно имевшим место событиям по времени в типографии Ивановского облисполкома. Допустим, что так оно и было. Допустим также, что рецензенты (доктор философских наук Д.П.Горский и доктор философских наук А.Л.Никифоров) работали с так называемой рукописью автора Ивина А.А.
   На третьей странице мы находим то, в соответствии с чем можем организовать: "В практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос"(К.Маркс);
"Пусть нашим идеалом будет... действительный, всесторонний совершенный, образованный человек" (В.И.Ленин); "...Недостаточно только иметь хороший разум, но главное - это хорошо применять его" (Р.Декарт);"Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить"(Т.Эдисон); "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью"(Л.Н.Толстой); "Могучее оружие человека в любых ситуациях - его разум. В бесконечном познании мира, в преобразовании и приспособлении бытия к бесконечеым потребностям человека разум всесилен и неистощим. Думаю, что творческие ресурсы разума могут быть приравнены лишь к энергетическим ресурсам Солнца" (Ч.Айтматов).
    Естественно, кроме цитат, соответствующих В.И.Ленину, Л.Н.Толстому т Ч.Айтматову, мы не можем обсуждать другие так называемые цитаты. Нам трудно согласиться с тем, что они, другие перечисленные авторы, были русскопишущими. Трудно нам также согласиться, что действуют мысль, разум, память; также с тем, что человек может применять память, мысль или свой разум. Действует человек и применяет в деятельности то, что соответствует его физическому телу, частям этого тела, его организму, процессам его организма. Единственное, что мы можем делать, - это управлять процессами собственного организма, но не всеми, а лишь некоторыми. Мы можем управлять произвольно тем, что соответствует частям нашего тела. Большинство же наших процессов, процессов нашего организма, протекает непроизвольно, т.е. относительно автономно от осознания их, автономно от сознания, т.е. от той части нашего организма, что связана с нашим осознанием имеющих место процессов. Например: ""Способность мыслить, подчеркивает советский философ Э.В.Ильенков, возникает лишь вместе с приобщением к общечеловеческой культуре, к знаниям. Ум - это дар общества человеку. Он формируется и совершенствуется в ходе индивидуального освоения духовной культуры эпохи""(с.4.) С нашей точки зрения, ум не существует отдельно от человека, аналоггично - разум, знание, его умения или навыки. Все это лишь то, что мы используем как характеристики человека в деятельности, в состоянии жизнедеятельности. Получить ум в подарок - это очень проблематично. Аналогично - знания, разум, также - информацию. Оставим пока общие места и займемся конкретностями.
   "То, что, скажем, железо ковко и электропроводно, нельзя подтвердить какой-то отдельной демонстрацией , специально поставленным опытом. В опыте будет использоваться не железо вообще, а конкретный железный предмет, и вывод будет касаться именно этого предмета, а не железа как такового. В случае же если мы ссылаемся на то, что железо - металл, а все металлы ковки и электропроводны, это опосредованное обоснование будет очевидным образом относиться ко всем образцам  из железа" (с.16). Ничего себе? А ртуть - металл и жидкость. И железо при определенных температурах не является ковким. "В дедуктивном умозаключении заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что от истинных посылок оно всегда ведет к истинному заключению"(с.18). Далее в качестве примеров: 1)"Если идет дождь, земля становится мокрой; идет дождь, следовательно, земля мокрая", но в пустыне может идти дождь, но песок-земля не становятся всегда мокрыми, так как капли не долетают до поврхности земли; 2)"Если настал день, то светит солнце; солнце не светит; значит, день еще не настал", но в Заполярье это не совсем так, также при солнечных затмениях (а для слепых?). "Во всех дедуктивных умозаключениях истинность посылок гарантирует истинность заключения"; автор забывает о самих процедурах вывода, о получении заключения, которое, вообще-то, не существует без делающего умозаключение, не существует без умозаключающего. Автор просто забывает о себе, когда он за делающего умозаключение.
    Совсем уж смешными выглядят соответствующие этому места: "Правильными являются все рассуждения, идущие, например, по такой схеме:"Если А, то В; А, следовательно, В", где А и В - какие-то высказывания. Правильно, в частности умозаключение: "Если у человека повышенная температура (А), то человек болен (В); у человека повышенная температура (А), значит он болен (В)"", но иногда температура повышается после бани, хотя человек здоров; при ослабленном иммунитете не повышается иногда температура у больных. "Если лед нагревается, он тает; лед не тает; значит он не нагревается", мы знаем, что при нагревании льда при температуре -20 градусов по Цельсию, например, до -10 градусов он не будет таять.
   Любая схема условна лишь по той простой причине, что она - схема. Не является исключением и эта: "Если А, то В; А; следовательно, В." Связь между событиями устанавливается людьми всегда при определенных условиях. Всегда существует вероятность того, что не все факторы были учтены, хотя связь считается между В и А имеющей место всегда и везде. Собака, например, находится в состоянии беременности, но она оказывается ложной. Сработала программа на признак, который не является событием, после которого происходит зачатие. А организм пережил все стадии процесса. Котята рождаются слепыми. Но вот рождается зрячий котенок.
   Тем молодым людям, которые учились у подобных учителей, по подобным учебникам "правильного мышления", сейчас около сорока лет. Что ж, то мы сейчас и имеем...



    Данную тему мы продолжим под рубрикой:"Искусство полемики", если будут рецензии по данной публикации.