Время диктует новые условия!

Надежда Истомина
Время диктует новые условия!

В одном городе Н. был театр юного зрителя, небольшой, имеющий в основном одних и тех же постоянных почитателей. И   работали в этом театре актёры «одной роли», потому что репертуар  давно не менялся. На новые постановки не хватало финансирования, а может быть, талантливого режиссера. Старый режиссер, думал скорее о пенсии, чем о новых работах. А приглашать из других городов постановки не рентабельно, да и накладно, опять же, где деньги брать? Актёры, уже проработавшие лет по двадцать, от скуки и безденежья на свои  средства ставили миниатюры, детские сказки. Приносили из дома старые неиспользуемые ткани, наряды, куклы, всякую галантерею, и сами мастерили костюмы. Чтоб хоть как-то завлечь зрителя, актёры сами делали постановки, репетировали, играли. В основном, старались для самого маленького зрителя — детей. Они  самые благодарные зрители, радовались даже незначительным сценкам. Взрослых же было невозможно удивить, искушённые и пресытые, спешили скорее в кинотеатр, на очередной блокбастер, или домой за очередной порцией адреналина от чемпионата мира по футболу....
Надо отметить, что главным идеологом творческого процесса в театре был Николай Николаевич Бережной, старичок, шестидесяти лет, в прошлом работающий чуть ли не в «Таганке», но «сосланный» на пенсию в родной город Н., где он был «местной знаменитостью». Николая Николаевича, или как его называли дети, дедушка Актёр, знал весь город, уважали за заслуги, но завистливо считали, что ему пора на покой! Чего это он, мол, всё не успокоиться, сидел бы дома, читал газеты, своё доживал, старик! Вряд ли отношение к дедушке Актёру можно было назвать уважением и почтением, скорее безразличным кивком в его сторону, мол, живёт себе, да и пусть живёт, только нас не трогает! А весельчак и оптимист шестидесяти лет вызывал усмешки и недоумение горожан. На что старичок только смеялся. «Я несу добро людям, детям, если я не прав, то пусть бог меня наказывает, а не люди...».
       Но с некоторых пор Николаю Николаевичу было не до смеха. Всё дело в том, что в городской мэрии было решено снести старое здание театра, и на его месте построить ночной клуб. Мол, и современно и доходное дело, да и молодёжи будет куда ходить! Было составлено постановление, подписано «большими» начальниками и дано указание в месячный срок покинуть  территорию театра.
Узнав про эти бесчинства, Николай Николаевич решил действовать! Он в  тот же день отправился к директору театра, он же главный художественный руководитель, он же главный режиссёр, Полякову Семёну Ивановичу.
- Слушай, Семёныч, ну это же беспредел! Театр — единственное культурное место в городе, как же вот так взять и снести!.. - раздосадовался Николай Николаевич.
- Коля! Ты что не знаешь наше положение дел? - протестовал худрук. - Театр вот-вот развалится на щепки, бюджета не хватает даже на вашу зарплату, не то, что на ремонт или новые постановки!
- Но этого нельзя допустить! Театр — это наше наследие, культурное достояние, ему столько лет! Это наша история! Как же можно?.. - Николай Николаевич не унимался.
- Слушай, не кипятись! Ты и сам понимаешь, что в нашем городе этот театр не нужен, сейчас люди хотят зрелищ! Драйва, как они выражаются... А театр для меланхоликов и отставших от жизни, вроде нас с тобой...
- Ты сошёл сума!..
- Ты устал, Коля! Тебе надо домой, отдыхать, ты не в том возрасте… Мне было приказано, я всего лишь следую инструкции... Вот постановление! - Поляков потрепал бумагой перед лицом актёра. - Надо жить в ногу со временем! А театр — это прошлый век!
      Николай Николаевич почувствовал, как защемило сердце, в глазах потемнело! «Как это — прошлый век?» - думал он. А Поляков продолжал настаивать:
- Коля! Ты не понимаешь! Клуб для нас даёт большие возможности... Финансирование будет как на дворец спорта, а это огромные деньги! Если ты переживаешь за сотрудников, то никто не останется без работы. В мэрии меня заверили, что всех трудоустроят в новом клубе...
- Кем трудоустроят? - возмутился Николай Николаевич.- Гардеробщицами и поломойками...

       Разговор так и не дал результатов. «Конечно, Полякову два года до пенсии, боится за своё место,  он на всё согласен, лишь бы дали доработать до «заслуженного отдыха»! Нет, так дело оставлять нельзя!» И дедушка Актёр пошёл  прямо в мэрию. Ему очень повезло, он застал на рабочем месте главу администрации, Баранова Василия Александровича. Баранов хорошо знал старого актёра, глубоко уважал, даже когда-то бывал на спектаклях с его участием, очень был восхищён его неподражаемой  игрой. Но теперь высокий чин навсегда отлучил Баранова от богемной жизни.
-  О- о! Какие люди!   Николай Николаевич, очень рад! Очень рад! Проходите! - раскланялся Баранов перед нежданным гостем.
       Николай Николаевич в нескольких слов описал ситуацию и свои требования.
- Я всей душой за культурное достояние города, но данный объект находится в аварийном состоянии... - попытался объясниться Баранов.
- Как? Когда это была экспертиза, я что-то не помню таковой? - удивился актёр
- Ну,  Николай Николаевич, вы не должны утруждать себя такими нюансами, ваше предназначение более возвышенное! - увиливал глава администрации.
- Ничего себе нюанс? - старик был неумолим. - Через месяц мой театр снесут, а я должен думать о возвышенном?
 -  Успокойтесь,  Николай Николаевич. Вы зря так беспокоитесь, со временем в бюджет города будет внесён новый проект театра, но сейчас запланирован ночной клуб, нам нужно рентабельное предприятие, чтоб в казне появились средства на новые проекты...
 -   Вы меня не слышите! - Старик продолжал настаивать. - Нужно сохранить этот театр, это здание, нужно сделать капитальный ремонт, если нужно! Я могу подключить знакомых коммунальщиков, пусть проверят коммуникации или что там ещё есть? Нет денег, мы согласны ремонтировать своими силами, закупить стройматериалы...
 Василий Александрович только саркастически улыбнулся.
 -  Что вы такое говорите, Николай Николаевич! Какой «своими силами»? Вы хоть понимаете, что значит, «аварийное состояние»? Здесь никакой капитальный ремонт не поможет, только снос! Снос до самого фундамента! Понимаете?
        Николай Николаевич всё больше убеждался, что этот разговор тоже бесполезен, как и разговор  с директором театра. Никому не было дела до его театра, до дела всей его жизни, до него лично! Людям привычнее сидеть дома, раскинув свои маслы на диване, пялясь в телевизор, чавкая поп-корн или другую шелуху. Ему стало до боли обидно, сердце защемило с новой силой.  Николай Николаевич приложил руку к груди и сгорбился.
- Что? Что с вами? - испугался Баранов, подхватывая актёра. Поспешно усаживая старика в мягкое кресло, Баранов позвонил по телефону. - Алла! Вызови срочно скорую!

Конец истории был банален и очевиден.   Николай Николаевич попал в больницу с сердечным приступом, долго не мог оправиться. Потом после выписки ещё и простыл,  лечился недели две дома. Его жена всячески оберегала от нагрузок и плохих вестей. А особенно её беспокоило, как Николай Николаевич  перенесёт новость о уже снесённом здании театра, о роспуске половины труппы его театра, о «сокращении  Николая Николаевича в связи с пенсионным возрастом».
Через полгода на месте театра построили новый шикарный ночной клуб, где был зал с игровыми автоматами, зал для игр в покер и рулетку,  большой танцпол с лазерным шоу, бар с множеством спиртных напитков и табака. Заведение имело большой спрос и приносило колоссальный доход. Но театр так и не был построен... Время диктовало новые условия!