Фрагменты Разума

Сергей Колчигин
Когда оплевывают советский период, оплевывают, принижают значение жизни своих отцов, матерей, дедов.
Почему-то сегодня стали так любить всё традиционное, своих предков, живших сотни и тысячи лет назад (и еще неизвестно, живших ли?), а вот ближайшее прошлое, в котором росли, становились личностями, считают необходимым всячески унижать.

*

Парадокс детей: родители хотят, чтобы дети были лучше их – но как это возможно, если сами родители при этом не развиваются к лучшему?

*
При отсутствии взаимности в людском общении есть только скупцы и моты – богатых нет. Ибо живое богатство не может быть ни обездвиженным сокровищем, ни пылью, бросаемой на ветер, – оно может быть живым лишь в обороте.

*
Моноэтническое окружение ассоциируется у меня с театром абсурда, где все тщатся выглядеть неповторимыми индивидуальностями, однако носят одну и ту же личину.

*
Обычно зовут к творческому труду, к освобождению от рутинных форм работы, к автоматизации труда и высвобождению рабочего времени для творчества.
Однако – в той же мере, что и творчество, необходим простой труд, работа руками, разрядка от умственных и душевных напряжений. Простой труд – стирка, мытье посуды, сколачивание деревянного стола, ввинчивание лампочки, кормление домашнего животного…
В противном случае сойдешь с ума.

*

Люди тянутся к «чудесам»: телепатии, левитации, НЛО… Но разве не более чудесна человеческая способность любви, самопожертвования, сопереживания, радости за другого человека?
Или мы уже так поднаторели в человечности, что она для нас – скучная обыденность?

*

Есть афоризм о том, что Луна важнее Солнца, ибо Солнце светит днем, когда и без того светло. Этот афоризм вызывает улыбку. Забавный нонсенс, детская нелепица. А между в нём скрывается и некий глубинный смысл.
На Солнце невозможно ступить даже в скафандре, а на Луну – можно.
Солнце – слишком далеко, Луна – гораздо ближе.
Солнце – великий центр нашей планетной системы, но центр недосягаемый. Луна – на окраине Земли, и самая близкая ее соседка. И пусть она светит светом отраженным, но это свет самого Солнца.
Так Бог недосягаем для человека, но душа – как отраженный свет Духа Божьего – внутри нас. И если мы хотим единения с Богом, то должны научиться жить по законам духовным, законам души. Только так, только с ней мы сумеем пройти через ночь.

*
Согласно Станиславу Лему («Магелланово облако»), есть «небо, настоящее небо», а есть «бесконечное космическое пространство, или пустота».
Так персонажи романа, летящие сквозь вечную космическую ночь и тоскующие о синем небе Земли,  прояснили мое интуитивное ощущение того, что даже в простых словах языка фиксируется принципиальное различие Космоса (Вселенной, Мира, Универсума, Мироздания) и Неба (Духовной Вселенной). А значит, в этих простых словах фиксируется и различие двух Творческих Начал, а именно – что «Отец Небесный», в отличие от «Абсолюта, Творца Вселенной», – Бог только Земли, Бог человеков.

*

Духовное – это тяготение изнутри вовне, сила, заставляющая тянуться к другим.

*

Материальное – то, что давит извне и темнит.
Духовное – то, что есть противовес давлению извне и затемнению («выталкивающая сила», как в законе Архимеда).
Следовательно, духовное – принцип света и легкости, чистоты, полета, свободы, отсутствия тяжести, – т.е., в конечном счете, бессмертное начало.


*

Реинкарнации – кружева Бога, которыми он ткёт великую Гармонию.


*

Богоборец – не тот, кто отрицает существование Бога: чтобы бороться с Богом, надо сначала Его признать.

*

Декларируемое постмодернистское многообразие – ужасающе, гнетуще однообразно. Одни и те же вычурные, надуманные темы, нарочито исковерканная речь, беспрерывные неологизмы и цитаты, цитаты, цитаты, словно у фарисеев-начётчиков.

*

Родина – место, где человек способен жить, выполняя свое творческое предначертание.
Если не способен здесь жить – это чуждое место.
Если не творит – он лишний, чужой и место ему кажется чужеродным.
А так как творить можно везде – родина везде.
А так как пока еще способен человек жить лишь на Земле, родина его – Земля.
А так как на Земле он пока еще способен жить лишь в привычной этнической среде, родина его – место его народа или рождения.
А раз так, стало быть, именно здесь он и должен исполнять свое творческое предначертание, даже если это почти невозможно – как на чужбине.

*

Любой человек, который отвергает веру (в особенности тот ученый или философ, который привык не верить, а размышлять, думать), т.е. не доверяет реальности, – такой человек тем самым живет миром надуманным, придуманным.

*
Алчность побеждается только любовью: неужто ограбишь любимого?

*
То, чем чувствует чувство, знай, есть душа.

*

Человек и Бог справедливо рассматриваются как со-творцы (в противном случае человек не нужен Богу и Мирозданию). А это значит, что человек и Бог дополняют друг друга: в каждом из них есть нечто, чего нет у другого, к чему другой не способен.
В человеке нет того духовного совершенства и постоянства Любви, которые есть у Отца; но у Отца нет плоти – того инструмента, через который во Вселенной только и могут зримо проявляться и распространяться прекраснейшие духовные качества.

*
Народы и индивиды столь многоразличны, что кажется, между ними нет и не может быть единства. «Люди не равны».
Народы и индивиды многоразличны по языку и стилю речи, по мировосприятию, истории, традициям, обычаям, устроению быта, природному «месторазвитию»…
Однако – разве всё это не вторично?
Одни мыслят спиритуалистически, другие – материалистически; но сама способность мыслить у нас одна и та же.
Одни говорят: стол, другие table; но сама способность говорить у нас одинакова.
Одни строгают доску с напором, энергией, мощью; другие – спокойно, взвешенно, ювелирно; но сама способность деятельности у нас едина.
Одни видят знак гостеприимства в том, чтобы налить гостю чаю полный стакан, другие – до половины; но сама способность общения у нас одна.
Таким образом, всех нас роднят наши универсальные способности, а едины мы становимся тогда, когда, живя душа в душу, дарим их друг другу.


*

Тьма ли объяла тебя?
Но как ее можешь видеть, если не ведаешь света?
И значит, внутри тебя дышит Свеча.

*
Понятие «Большой Взрыв» имеет право на существование только в переносном смысле, т.е. в том смысле, что произошло событие революционного характера, «взрывного». А не в том, что нечто разлетелось на куски.

*

Человек, чья сущность трактуется как универсальная, как «рефлексия-трансцендирование», подобен разведчику.
Он обязан быть высоко развитым в плане культуры физической, психической, интеллектуальной, в плане артистизма и т.д. и т.п.
Он умеет всё: водить автомобиль, скакать на коне, стрелять из всех видов оружия, плавать, ходить на лыжах, говорить и писать на многих языках и диалектах, ориентироваться в бесчисленных дипломатических тонкостях и нюансах культур различных народов, распознавать по почерку характер, быть отличным картографом и шифровальщиком, пользоваться рацией, в совершенстве знать компьютер, видео- и аудио-технику, разбираться в существе и деталях новейших научных технологий и т.д. и т.д., - ибо он должен быть всегда готов к любым ситуациям, предвидимым и непредвиденным.
И, разумеется, этот «совершенный» человек должен также уметь беззастенчиво лгать, люто ненавидеть тех, кто его окружает, почти никому не верить, при надобности безжалостно убивать, подавлять в себе теплые чувства и жить только головою, ничего не делая и не говоря «в простоте» - нет, лишь думая, а затем уже поступая («рефлексия-трансцендирование»). И разве что в короткие минуты наедине с собой он может думать и вспоминать о «своём», о «собственном»: о своём доме, о своей жене, о своих друзьях, о своих желаньях…
Такой человек – воистину Джеймс Бонд, а мир для него - вражеский стан. Иными словами, в этом человеке слишком мало подлинно челове¬ческого и слишком много природно-эгоистического начала.

*
По своей сущности все мы – капельки Света. Тончайшие, невидимые капли духовности. Они настолько тонки, что, по сути дела, находятся на грани бытия, на том пределе, откуда открывается выход в Беспредельное, Бесконечное и Вечное.

*

Взаимное понимание, если довести эту идею, как марсианский философ Джуэйн у Клиффорда Саймака («Город»), до логического завершения, – самопротиворечиво, самоистребительно.
Я полностью понял другого, значит, полностью принял его точку зрения, его взгляд на мир. Значит, перестал быть собой. А если при этом его точка зрения неверна, губительна?..
Я полностью понял взгляды на мир множества других людей: в голове воцарилась плюралистическая анархия. Что будет связывать это множество разнородных, разнонаправленных идей?..
Я понял другого полностью, он понял полностью меня. Что изменилось? «Перемена мест слагаемых…»
Вот почему взаимным пониманием отнюдь не снимается проблема единого миропонимания, проблема истинного взгляда на вещи, вопрос о Единой Истине. Взаимное понимание – лишь условие для начала выяснения Истины.

*

Материалист, несчастливый!
Он не верит в силу Высшую и Светлую, но, стало быть, верит в силу низшую и тёмную.
Он не верит в Бога, он верит лишь в человека, точно тот родился по собственному желанию и свободен от всех законов жизни.
Впрочем, материалист не верит в Жизнь Вечную, а, стало быть, верит в вечную и абсолютную смерть.


*

Если тебе кажется, что в том или ином, а может, и во всех отношениях ты выше других, то зачем же ты делаешь их средством для собственных целей? Ведь если люди ниже тебя, то им нечего тебе дать.
А вот ты – ты мог бы и должен бы им служить: ведь если ты в чём-то выше их, то тебе есть чем с ними поделиться.

*

Высшее должно быть снисходительным.

*

В каждом человеке – нечто большее физического существа. Но если так, если он больше себя самого, то, значит, просто обязан делиться своим «излишком» с другими.

*

Мудрецы

Как с нотоносца, я считываю с книги мудреца мажорное трезвучие: «сад – стихи – вино» и слышу отзвук: «страх – стыд – вина» из книги истины другого.