На дне сияющей реки

Виталий Иванов
«На дне сияющей реки». Комментарии к стихотворению
http://www.stihi.ru/2004/03/27-383
---------------------------------------------------------
Совсем не вдруг, совсем не вдруг
В огромный тёмный лес
Пришёл мой друг, пришёл мой друг,
Пришёл и в нём исчез!

Он что-то, может быть, искал -
Сказать я не могу -
На берегу реки у скал,
На низком берегу.

И я когда-нибудь туда
Отправлюсь вслед за ним
И там останусь навсегда,
Ни мёртвым, ни живым.

Пусть рядышком течёт река,
И тихо лес шумит…
Дождётся друг – наверняка,
Мне сердце говорит.

А может, я уже там был?..
О, боже, как давно!
И девушку одну любил…
Но положил на дно.

На дно сияющей реки,
Где рядом мрачный лес,
В который друг мой от тоски
Забрался и исчез.

Зачем теперь не с ними я,
От милых вдалеке?
Торопит в путь судьба моя,
Собраться налегке.

Уйти туда, где тёмный лес
И светлая река…
Где друг мой навсегда исчез,
Исчезнет ли тоска?

Лежит любимая на дне,
Как прежде, хороша,
И вспоминает обо мне,
Едва-едва дыша.

Мой друг, любимая моя…
А может быть, я сам?
Давно когда-то был там я.
Душа и ныне там.

Туда, где шлёт издалека
Мне свой привет река,
Уйду совсем… Наверняка.
Уйду, наверняка!..
------------------------

«На дне сияющей реки» нашей памяти есть драгоценные камни… Так неожиданно написалось… Сам не знаешь, почему вдруг что-то приходит откуда-то из глубин подсознания.
Воспоминания о счастье всегда немножко грустны.

Есть такие образы, которые были и остаются для нас – идеальными… на всю жизнь. Увы, иногда мы бежим от нашей любви, искренних чувств дружеских и кладём их как бы на дно сияющей реки… подсознания. И лучшие друзья уходят от нас в «тёмный лес»… Или мы сами уходим от них… Покидаем себя… уходящего.
Но, что же, только – грустить? Жизнь продолжается. Будем жить нынешним и радоваться сегодня, сейчас друзьям и любимым, не повторяя страшных ошибок юности. И не забывая о мгновениях счастья.

Почему вы всё «как» да «как»? «Каку Данте», каки Алёнушки… Будьте проще, воспринимайте как есть, как автор себе представляет. Попробуйте войти в образ и представить себя на дне сияющей реки моей памяти. Я вас положил когда-то туда, на дно и однажды, может, вернусь…
Хочу туда, где тёмный лес и светлая река. Где друг мой навсегда исчез… Исчезнет там тоска.
Что нужно для жизни? Друг и любимая девушка. Они далеко. Вот за ними когда-нибудь я и вернусь, уйду отсюда туда. Что же тут не понятного?..

Что есть наша душа мы не знаем. Но очевидно, что заключает она в себе всё самое для нас дорогое – друга, любимую…

Есть небольшая шероховатость… Однако, на самом деле, всё просто. Уйду туда, где течёт река… моей памяти. Течёт издалека… И шлёт нам привет. Конечно же, тогда, когда мы сами – там, у реки. То есть – я, мой друг и любимая… Все вместе.
Ну, в общем, согласен. Но ведь красиво, а?
Подумаю. Я часто возвращаюсь к стихам и правлю. Большое СПАСИБО за конкретное замечание. Проглядел!

Не всё так просто… Я специально положил девушку на самое дно своей памяти… «на дно сияющей реки». Почему? - Быть женою поэта, тем более юного – крайне опасно.
А друг? И дружить с поэтом опасно. Трудно. Невозможно - понять… Поэтому, иногда, от нас уходят друзья, лучшие. В тёмный-тёмный лес… От тоски – непонимания этого беспросветного одиночества…
Как же это всё так происходит? НЕ СПРАШИВАЙТЕ ! Мне трудно ответить, считайте, что это поэтическая интуиция, нечто подсознательное, лежащее глубоко-глубоко… «на дне сияющей реки»…

Своя жизнь… сияющая река… где-то в самой глубине сокровенного.
В одну и ту же воду её, кристальную, можно входить сколько угодно раз…

Да, эта река памяти, сияющая река, возможно, не только моя. Если посмотреть шире, где наши друзья? любимые?.. Друзья и любимые наших дедов, отцов… Где они сами?.. Хорошо, если на дне сияющей реки, а не в тёмной бездне ила забвения…

Спасибо за мнение. Сколько людей, столько мнений! Подумаю. Но, вроде, нет никакого особенного поэтического криминала. Последняя строфа о том, что не просто душа – там, но и моё «я», и всё, что с ним вместе, однажды уйдёт туда «где тёмный лес и светлая река»… Уйдёт навсегда!

Интуитивные ассоциации… Возможно, в последний час.. где-нибудь, на берегу бесконечной реки, поймёшь, ты или я, что всё было не совсем так.. и надо было.. познакомиться по-настоящему! И, более того, именно не разделять себя с.. землёю и небом.. и сделать то именно. что открылось однажды тебе, но ты отошёл.. несколько в сторону.. от того, для чего, собственно, призывали.

«Сильнее Света и Мрака» - это, конечно, более личное, при всём том, так сказать.
А вот «На дне сияющей реки» - я как-то пропустил. И не сказать что стихотворение это сильнО по смыслу, но очень важная вещь - та, что услышалась мне в высоком темпе стиха - лёгкость такая, бытия, светлость, любовь - солнечная, что освещала тёмный лес... ведь юность же это, правда, Вит? Наша радостная безмятежная юность. А потом - в последней кварте:
«Туда, где памяти река
Течёт издалека,
Уйду совсем. Наверняка…
Вернусь, наверняка!»
Вот там, в конце нашей жизни... где собирается из мозаики ошибок мудрость... которая становится и утешением созревшего сознания и утИшением маятника жизни, земного метронома судьбы, успокоителем цепи.
Я бы тоже хотел вернуться, Виталя. Сейчас, по крайней мере, так думаю.
Но ещё точно не решил. Потому что точно ещё не узнал. И не уверен вообще-то, что можно знать хоть что-нибудь точно.
Но чувствовать! Это ты меня, Виталя, подвигаешь. Своими строками.
Твой Володя»
Владимир Сачков

Очень верно сказал. Да... На дне сияющей реки нашей памяти - юность, наши первые друзья и любимые.
Любимая - может, всей жизни. Главная любовь. Первая!
И Друг. Такой дружбы... больше не было и не будет уже.
Не обязательно, что они умерли. Просто ушли. ТА дружба и ТА любовь остались - ТАМ, глубоко... Но! если ты не замутил воды свои, на дне сияющей реки видны лица... и всё-всё-всё - видно, как было!
И вот туда - уйти... Да! Именно что туда - к Любимой и Другу, тем лучшим, какими были они - таким, каким был ты сам в это счастливейшее из времён твоей жизни.
Спасибо, Володя. Ты понял.
Но это всё-таки не означает, что надо торопиться туда. Просто надо не замутнить воды и иногда заглядывать в них, на самое дно... сияющей вечной реки.