Маленький шахтёрский праздник

Наталья Килоч
   Подготовка  к празднику на шахте шла полным ходом.  Развешали приветственные плакаты; вымыли стены, окна; пригласили гостей из головного офиса; даже шампанское купили. Шутка ли, ещё только сентябрь,  а  очистная бригада горняков выдала на-гора  миллион  тонн угля, как тут не порадоваться, шахтёров не поздравить? Решили организовать праздничную встречу горняков после смены  в ламповой,  прямо на выходе из шахты,  а в качестве сюрприза, пригласить первоклашек из подшефной школы,  пусть поздравят.   
   Накануне привезли ребятишек  на репетицию.  Продумали всё до мелочей:  как дети выйдут, где встанут, кто за кем прочтёт стишок, куда  бежать с цветами и кому дарить. 
    Ребятишки отнеслись к мероприятию с полной серьёзностью.  С вечера  приготовили праздничную одежду, нарвали  цветов, что бы завтра  быть на высоте.  А  у  Юльки  на этой шахте папа работает  главным инженером.  Вечером  Юленька  любуется  приготовленным букетом  в вазочке  и спрашивает отца:
- Папа, а ты на празднике завтра  будешь?
- Буду.
 - Тогда я  цветы тебе  подарю.
- Нет, мне не надо, надо шахтёрам, подарить, - отвечает отец, рассматривая какие-то схемы.
- А зачем  я буду дарить чужим шахтёрам, если ты тоже шахтёр?
- Сказано, тебе, шахтёрам и не выдумывай ничего.
- А вдруг тебе кто-нибудь другой цветы подарит?
- Нет, не подарит.
- А что, другие шахтёры будут с цветами, а ты без цветов. Да?
- ?
- Нет, я тебе подарю, - заключила Юлька.
- Ну, ты посмотри какая упрямая, - возмутился отец, отрываясь от бумаг,  -  «НЕТ»,  я тебе сказал!
 Юлька замолчала, насупилась, покрутилась ещё немного возле цветов и побежала на балкон, проверить -   высохли ли ленточки для бантов.
   И вот наступило  долгожданное утро.  Школьников   привезли  на служебном автобусе.  Все нарядные,   в белых рубахах, с бантами, с цветами, с флагами, шумят, галдят – дети, что тут скажешь.  Они ещё и к школе то толком не привыкли, а тут сразу такое ответственное мероприятие. 
  Но вот дверь клети отворилась  и  все  притихли, встречая  шахтёров,  покрытых угольной пылью  с устойчивым чёрным ободком вокруг глаз. Заиграл баян и первоклашки, размахивая флажками, начали  бойко маршировать  под задорный «Марш  энтузиастов». Сразу у всех присутствующих появилась улыбка на лицах.  Музыка стихла, зазвучали стихи:
                Говорят сегодня праздник,
                Посмотрел в календаре,
                Красным цветом не отмечен,
                Этот праздник в сентябре.
               
                Почему тогда сегодня
                У шахтёров важный вид?
                И с утра над комбинатом
                Красная звезда горит? …
Шахтёры, виновники торжества,   слушали  стихи с явным  удовольствием,  украдкой стирая с лица рукавом спецовки  угольную пыль.  Дошла очередь читать стишок до маленького Женьки, он, забавно шепелявя, причмокивая пухлыми губами, стал громко  читать:
                А  я,  как только подрасту,
                Шахтёром тоже стать хочу.
                Громко крикну у дверей:
                «Дайте мне прогресс  скорей».
  И он смачно топнул  пухленькой  ножкой.  Зрители засмеялись, смутив следующего чтеца: 
                Разрешите вас поздравить,
                И сердечно пожелать,
                Чтоб угля по миллиону
                Каждый месяц добывать!      
    Как только прозвучало последнее четверостишие, Юлька  сорвалась с места,  побежала к отцу, стоящему в кругу важных гостей,  и вручила букет цветов.  Главному инженеру  ничего не оставалось, как принять букет. Другие  ребятишки сначала было побежали дарить цветы шахтёрам, но увидев, с какой уверенностью  Юлька дарит цветы гостям, решили, что она, наверное,  точно знает, кому следует  дарить, развернулись и толпой  побежали в сторону гостей, сбивая тех, кто бежал к шахтёрам.  А те , кто уже успел вручить цветы горнякам, увидели свою «ошибку», рьяно  принялись  её «исправлять». Стали забирать цветы у шахтёров  и бежали  с букетами к  представителям управления.    Возникла  сутолока. Дети бегали  по фойе,  нарезая круги. Учительница  стояла,  растопырив руки,  и  пыталась направить детей с цветами в нужную сторону, но только ещё больше запутывала ситуацию. Стоял хохот и гомон.  Каждый из присутствующих  пытался подсказывать запутавшимся ребятишкам,  кому следует дарить цветы.  И только одна Юлька спокойно стояла на своём месте, довольная, что она вперёд всех  успела вручить  цветы  своему папе. 
     Когда все букеты, так или иначе, были вручены,  посреди зала остался стоять только маленький Женька. Он так и не понял, кому же всё-таки следует дарить   букет.  С разных сторон ему давали советы, а он растерянно стоял, глазея,  по сторонам. В конце концов, он подошёл  и отдал цветы своей учительнице, полагая, что уж она-то  точно знает правильный ответ.    
   Но вот  порядок был восстановлен, заиграл баян и дети, пошли  по кругу, надевая на ходу шахтёрские каски,  и  махая на  прощанье  рукой  горнякам, которые стояли  со скромными   букетами  в руках и с грязными подтёками от слёз,  выступивших  от смеха. 
     Праздник продолжался. Представители  головного офиса, положив  свои  увесистые  яркие букеты, произносили  слова  поздравлений.  Шахтёры выходили по одному для  награждения.  На душе у каждого было тепло и радостно от того, что их нелёгкий труд   сегодня  был оценен по достоинству.
   А по дороге к школе, с чувством выполненного  долга строем шагали  первоклашки, уплетая подаренный шоколад, обмениваясь впечатлениями. Они даже не догадывались,  что для большинства  из них, жителей маленького шахтёрского городка,  это было первое знакомство  с будущим  местом работы, и что когда-нибудь, вот также,  их будут поздравлять  с трудовыми победами другие ребятишки - их дети и внуки.