Управлять собой значит управлять своими помыслами

Николай Павлович Кормаков
              Стараясь совершенствоваться, я пытался развивать свои способности и изживать пороки и недостатки. Труднее всего было изживать пороки.    Недостатки, казалось, с трудом поддавались, но пороки(!) - когда казалось, что победа уже за мной, они тотчас появлялись вновь.
              Как научиться управлять собой? Эта идея ещё с детства интересовала меня. К годам двадцати восьми, перекопав массу литературы и испробовав на себе множество методов, я пришёл к выводу: УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ ВОЗМОЖНО ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА СМОЖЕШЬ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ МЫСЛЯМИ. Т.е. гасить мысль, которая тебе не нравится и возбуждать мысли, способствующие совершенствованию, т.е.    НАУЧИТЬСЯ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ - ЗНАЧИТ НАУЧИТЬСЯ ВЛАДЕТЬ МЫСЛЬЮ.
              Но как научиться управлять мыслью(?), когда, вдруг появившись, она постоянно сверлит твой мозг и в определённые моменты может даже захватить всего человека!  Под "мыслью" я здесь понимаю представления,  т.е. внутренние образования, которые могут проявляться в разных формах: умственных (помыслов); вербальных; в виде образов зрительных, звуковых, чувственных; в виде чистой мысли; в виде  некоторого ощущения; в виде желания. Как с этим бороться? Как этим управлять? К какой литературе нехристианской (тогда я еще считал себя атеистом) я ни обращался - лучшее, что я мог найти, так это совет научиться владеть своей мыслью. Но как это сделать, на это не отвечала ни индийская йога, ни японский дзэн, никакая из западных и восточных философий.
              Когда я уверовал в Бога, всё вдруг неожиданно разрешилось. Однажды мне пришла мысль, а не обращаться ли к Богу за помощью всякий раз, когда будет появляться навязчивая мысль? Какова же была моя радость, когда я обнаружил, что это и есть тот способ, единственный способ укротить мысль!
              И я стал постоянно им пользоваться:  когда появлялась нежелательная мысль или представление (например, глядя на женщину, вдруг начинаешь представлять себе, какова она нагая), я тотчас обращался к Богу:  "Господи, избавь меня,    пожалуйста, от этой дурной мысли".
              Иногда мысль исчезала сразу, а иногда приходилось сказать это несколько раз. Произносил я это внутри себя,  вкладывая в эти слова всё своё желание, всю силу чувства. Каково же было моё удивление, когда я с каждым повторением ощущал, как сила нежелательной    мысли (представления) становилась всё слабее и слабее, пока не исчезала совсем! Точно не помню, но более трёх раз призывать Бога в помощь (в каждом конкретном случае) не приходилось.
              Так я на практике испытал и научился тому, что потом прочитал в христианской литературе (житии святых, поучениях святых отцов Церкви и в Св.Писании: "от тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба Твоего", "именем Иисуса бей супостатов!", "чувства могут появляться разные и не всегда зависят от человека, однако, главное состоит в воле человека", т.е.:
   1) твёрдо решить: "я не принимаю этих дурных мыслей!";
   2) обратиться (своими словами, если можешь) с молитвой ко Господу, например: "Господи, мне трудно бороться с этими мыслями, я не хочу их принимать, избавь меня от этих дурных помышлений".

              Сейчас, переписывая это начисто, я вспомнил, что как-то не так давно, придя домой и снимая в коридоре верхнюю одежду, я мысленно стал жаловаться Господу Иисусу: "Господи, я такой никудышный, у меня ничего не получается: вот и мыслей всегда разных очень много". И вдруг услышал очень чётко: "ИЗБЕРИ ПОЛЕЗНОЕ".
              Господь не сказал, что Он освободит меня от ненужных мыслей и устранит навсегда худые, но предоставил мне самому из их сонмища избрать полезные.
              Он дал мне свободную волю (право выбора) и хочет, чтобы я ей пользовался. К тому же, будучи бесконечно милосердным, чрезвычайно желает как можно больше меня наградить Своими благами, и для этого использует любой случай, любую возможность, когда мне приходится проходить через хотя бы маленькие испытания.
              Так, когда-то (ещё в году 1982) я, жалуясь об этом же духовнику, услышал от него: "Господь на это так ответил одному подвижнику: «Если Я отниму мысли, осаждающие тебя, то ты не   будешь иметь от Меня никакой награды»". Когда же я сказал ему, что хочу достигнуть такой чистоты ума, чтобы ни одной мысли, кроме мысли об Иисусе Христе, у меня не появлялось; он, вздохнув,  кротко заметил: "подожди, подожди - не всё сразу, во всём нужна постепенность, всё придёт со временем, и это - тоже. А, впрочем, это дар Божий". А Габриеле Босси Иисус сказал: "если бы у тебя не было малых испытаний, как бы мог Я дать тебе великие награды!".