О предопределении и своб. воле. II, Детерминизм

Евгений Каширский
II. ДЕТЕРМИНИЗМ

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, СРЕДА И ВОСПИТАНИЕ
Вряд ли даже самые убежденные синергисты и волюнтаристы будут отрицать факторы, влияющие на наше поведение. Таковы, например, наследственность (или генетическая обусловленность), среда и воспитание. От нас не зависит выбор родителей, место и время нашего рождения, и многое другое из того, что сформировало нас как личность. Не берусь высчитывать, какой процент составляет каждый фактор…

1. БИОЛОГИЯ
Наследственность, или генетическая программа человека, определяет его генотип, отвечает за воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. В человеческом организме генетически жестко запрограммированы сочетание различных белков, группа крови, резус-фактор. Биология определяет соматотипы, конституирующие разные темпераменты и характеры людей.

Следует также учесть генную обусловленность влечений человека (влечение – одно из важнейших понятий психиатрии). Конечно, можно поспорить с утверждением о том, что именно влечения, а не интеллект, обуславливают действия и способы поведения человека. Но и отвергать наши влечения полностью невозможно. Влечение рассматривается как специфические источники энергии импульсивных стремлений и потребностей. Импульсивные стремления и потребности могут быть полярны по своей направленности. Напор влечений, их величина обусловлены генетически.

Роль генотипа в поведении настолько велика и вездесуща, что, пожалуй, вопрос должен стоять не о том, что наследуемо, а том, что не наследуемо. Результаты психогенетических исследований показывают, что с возрастом человека гены не уменьшают своего воздействия на поведение.

Помимо этого, следует принять во внимание особенности нервной системы человека, которые обуславливают протекание психических процессов и влияют на характеристику психики, факторы интеллекта, специальные познавательные способности, умственную отсталость, темперамент. Биология во многом определяет нравственные качества, социальное поведение, устойчивость индивидуальных действий личности (например, агрессивность), вплоть до взглядов и убеждений.

От психофизиологического мира индивида зависит адаптация к социальным нормам. Актуализация заложенных в организме наследственных структур может привести к нивелированию роли внешней среды.

Биология – это также фактор времени, то есть процесс старения организма. Со временем в человеческом организме происходят значительные изменения: отмирают клетки мозга, происходят психологические изменения (капризность, агрессивность, неуверенность).

Даже обыкновенные болезни влияют на поведение человека. Приведу только два примера. Так, для больных атопическим дерматитом характерны страхи, депрессии, необоснованная враждебность, агрессивность, недостаточная эмоциональная самостоятельность, пониженный порог выносливости стресса, повышенный эротизм, а для больных эндогенной экземой и нейродермитом – высокий уровень депрессии, трудности в общении с окружающими, нетерпение, упрямство, претензии на господство или же патологическая уступчивость, невозможность настоять на своем.

2. СРЕДА
Также на человека принципиальное воздействие оказывает мир социальных норм, подчиняющий его шаблонам мотивов и потребностей… Нельзя выпасть из своего общества (которое тоже подчинено определенным закономерностям и времени). Личность развивается по схеме детерминации данной среды. Другими словами, каждый человек развивается в социально-исторической системе координат данного времени.

Как мы не были вольны избирать родителей, так не были вольны избирать среду. Нас вбросили в определенную среду. Поэтому у каждого человека свой фоновый социальный шум. Жители арабских стран не могут услышать Евангелия при всем желании. Да оно и не возникает.

Человек является продуктом социализации. То есть человек становится человеком только тогда, когда его воспитает человеческое общество. Очевидно, что ребенок, воспитанный в обществе животных, не может не только говорить, но стать человеком в полном смысле этого слова. Вспомним реальные истории с детьми, которых воспитали животные. В отличие от кипплинговского Маугли, они не могли вернуться в человеческое сообщество. Даже если крещеный ребенок попадет в стаю волков, вряд ли он станет человеком. Между прочим, большинство атеистов советского периода, родившиеся до революции, были крещены. Затем стали научными атеистами, будучи воспитаны атеистическими волками.

3. ВОСПИТАНИЕ
Наконец, на человека колоссальное воздействие оказывает воспитание. Школа, книги, музыка… Влияет на человека и его деятельность. Посредством воспитания формируется тип мышления. Воспитание структурирует ценностные ориентации личности, от которых ему в будущем практически невозможно отказаться.

4. НЕМНОГО ПСИХОЛОГИИ
Психологи подразделяют «Я» человека на «Сверх-Я» (личность, имеющую дело с социальными нормами) и «Оно» (индивид, то есть наше глубинное природное начало). Человек способен лишь к фрагментарной перцепции своего «Я».

Индивид – это генотипическое образование, реализация онтогенетической программы. Личность не равна индивиду, это особое системное качество, которое приобретается индивидом. Личностью становятся. Поэтому в духовном отношении невозрожденный человек – это индивид, но не личность в смысле Божиего образа. Формирование духовной личности начинается только после воздействия на человека Словом Божиим.

Человек стремится к сохранению своего «Я». Поэтому он склонен к восстановлению прежнего состояния, из которого был вытянут. Отсюда наше постоянное возвращение к прежним грехам, к которым мы привыкли.

Заметим, что с точки зрения психологии воля – это вовсе не вопрос выбора или усилий, но организации психических процессов, регуляции поведения и контроля. Психологи полагают, что научиться эффективной волевой регуляции в зрелом возрасте практически невозможно. Волевая регуляция – это вопрос врожденных задатков, воспитания и всего процесса социализации.

Не секрет, что синергисты довольно профессионально применяют методы психического воздействия на человека. Как говорят милые сектоведы, это называется агрессивным воздействием на психику и целенаправленное психологическое вмешательство. Для целей воздействия служит храм с особым внутренним убранством, запах ладана, горящие свечи, специфическое пение… Разумеется, все это воздействует, но к истиной вере не имеет никакого отношения. Вот почему среди синергистов так много номинальных христиан, не знающих Бога. Протестантские арминиане больше уповают на метод личностно ориентированной психокоррекции: ты выбираешь счастье, выбираешь спасение… По сути, с человеком проводится аутотренинг: я выбираю Бога, чтобы со мной было все нормально.

* * *
Поэтому уместно говорить о тройной детерминации, влияющей на человека. Определим ее как системную детерминацию развития личности.

Понимают ли синергисты, что им для начала придется преодолеть тройной порог детерминации? И это еще не все, с чем им предстоит столкнуться.

5. ДУХОВНАЯ НЕВМЕНЯЕМОСТЬ
В юридической практике существуют два понятия, которые нам пригодятся для понимания человека: невменяемость и недееспособность. Невменяемость означает, что человек, совершивший преступление, не понимал, не осознавал опасности своих действий и не мог ими руководить. Вот сумасшедший бросает из окна тяжелый предмет и любуется, как он стремительно падает вниз. Он не видит связи с летящим вниз предметом и падающим замертво прохожим, на которого упал этот предмет. Разумеется, здесь отсутствует злой умысел. Фабулы преступления нет. Недееспособный человек (больной или несовершеннолетний) ограничен в своих правах, отдан под присмотр опекуна.

Как мы помним, согласно синергической точке зрения грех поразил человека, но не затронул свободную волю. Грех – это лишь тяжелая болезнь, но не духовная смерть. Понятно, что эта болезнь – не грыжа и не язва желудка, но болезнь духовная, затрагивающая психику человека.

Однако, когда мы говорим о наказании, положение о болезни не выручает синергистов. Дело в том, что с юридической точки зрения уголовная ответственность наступает только в случае, если преступник признан дееспособным и вменяемым. Если человек не имеет понятия о добре и зле, то он считается сумасшедшим, или невменяемым. Психиатры также подтверждают, что психическая болезнь лишает свободы суждения. Лица, не понимающие фактическую сторону своих действий и/или не могущие управлять своими действиями в момент совершения преступления, не могут быть объявлены преступниками.

Неверующий человек подпадает под это определение. Если человек болен духовно, то как можно с него спрашивать? Какое он имеет суждение и действие? Какой у него объем понимания, оценка своих действий и уровень руководства своими действиями? Получается, что Бог напрасно выносит нам суждение, если мы отвергаем Евангелие.

Поэтому синергическое учение должно привести к следующему выводу: если человек свободен и отвечает за свои действия, тогда он вменяемый и дееспособный. Ни о какой серьезной духовной болезни речь идти не может. Это означает, что человек ничуть не пострадал от последствий греха и находится, как говорится, в здравом духовном уме и твердой духовной памяти. Разумеется, на это синергисты не согласятся, потому что получается совсем неприличный вывод: грех – это ничто,  мелочь (то есть ересь пелагианства в чистом виде)… Кроме того, получается, что грех не лишил человека дееспособности. Опять пелагианство… И напрасно Бог говорил Адаму и Еве, что они умрут. Человек не умрет, но начнет выправлять положение, будет бороться с грехом, обратится к Богу. Конечно, прекрасно видеть себя здоровым и способным преодолеть последствия греха, но все дело в том, что получается совсем неприятный окончательный вывод: духовно здоровому человеку не нужен подвиг Христа.

В некоторых странах есть понятие уменьшенная вменяемость. Впервые об уменьшенной вменяемости упоминают уголовные кодексы (1840-1845 гг.) германских государств. В числе факторов, ее обуславливающих, назывались слабоумие, недостаточное развитие, старческая дряхлость, опьянение, полное отсутствие воспитания, крайне неблагоприятная и развращающая обстановка в детстве. Даже эти факторы способны умилосердить земных судей. Почему же Высший Судия не обращает на это внимания? Что-то здесь не так…

6. ЧЕЛОВЕК КАК СИСТЕМА
6.1. Состояние человека обусловлено его онтологией. Он является частью системы, которую можно представить в виде цепи: Бог – Творение (Человечество) – Человек.

Созданный Богом мир есть система. Человек находится внутри этой системы. Человек тоже представляют собой систему, но по отношению к миру он является подсистемой, поскольку не мир зависит от человека, но человек от мира. Человек не может выйти за пределы своей системы. Бог является высшей надсистемой, ибо все исходит от Него. Ограниченность нашего знания о надсистеме не позволяет понять человека полностью, потому что только знание надсистемы и связи ее с человеком позволило бы понять поведение человека.

Поэтому методологически неверно, говоря о свободной воле, рассматривать человека вне связи с миром и Богом. Человек жестко привязан к социуму, входит в него как в систему высшего порядка, который в свою очередь входит в систему Бог.

На человека влияет окружающая среда, то есть поведение других систем. В связи с этим можно говорить о воздействии огромного количества факторов, учет которых невозможен. Неверно рассматривать человека редукционистски, то есть как систему с изолированными процессами.

6.2. Всякая система имеет свойства, не выводимые из наблюдаемых свойств ее элементов и способа их соединения. То есть система обладает свойствами, которые отсутствуют у ее элементов (или подсистем). Сумма свойств системы не равна сумме свойств ее элементов.

6.3. Человек как система является открытой. Он нуждается в пище, воздухе, информации (информационный метаболизм психики), которые получает извне. Таким образом, человек представляет собой единство и взаимодействие материальных, энергетических и информационных процессов.

6.4. Человек не является строгой системой, которая не допускает отклонений, но эти отклонения существуют в пределах параметров элементов, заложенных в человеке. Отклонения не есть свобода, но механизм функционирования системы, поскольку предельно организованная система нежизнеспособна.

Всякая система имеет тенденцию к деградации, поэтому необходимо ее поддержание извне. Человек также имеет тенденцию к деградации как моральную (более закосневает во грехах), так и физиологическую (старческий маразм).

6.5. Человек воспринимает только ту информацию, которая нужна для подержания его системы. Невозрожденный человек перерабатывает информацию, руководствуясь своими взглядами и уровнем знаний. Его знания не позволяют ему увидеть в Евангельской информации ценностное, поскольку она не имеет соответствия с его знаниями и опытом. Другими словами, Евангельская информация не затрагивает его систему ценностей.

Евангелие – это информация надсистемы. Человек, находясь внутри своей системы, не может ее оценить надлежащим образом. Он пропускает эту информацию через сито норм и ценностей привычных ему модулей и отбрасывает ее, то есть происходит блокировка, вызываемая чужеродной информацией.

6.6. Кроме того, в духовном отношении невозрожденный человек как система весьма устойчив (духовная инертность, или смерть). Человек стремится сохранить состояние духовного покоя. Это означает, что он не нуждается в духовной информации и не воспринимает ее.

6.7. Для принятия Евангелия нужно воздействие надсистемы, то есть Бога. Только неустойчивая система способна воспринимать информацию. Бог потрясает человека (делая систему неустойчивой), и тогда человек способен воспринимать духовную информацию.

6.8. Человек, находясь в экстремальной ситуации, видя себя в смертельной опасности, может вовлечься в деятельность, которая покажется ему спасительной. Для своего спасения он и Евангелие начнет читать, и даже будет молиться. Но как только его обстоятельства меняются в лучшую сторону, он отбрасывает Евангелие и перестает молиться. Или напротив, если обстоятельства продолжают быть печальными, он все равно отбрасывает Евангелие и молитвы (не помогло), поскольку не увидел для себя улучшения…

Таким образом, экстремальные ситуации не приводят человека к осознанию своей духовной погибели. Человек не способен оценить свою духовную ситуацию как смертельно опасную. Только Бог открывает человеку истинное положение дел.

6.9. Изменение состояния системы связано с совокупностью внешних причин. Причина изменения состояния системы лежит вне ее, это воздействие надсистемы. Изменения неверно объяснять желаниями человека и тому подобным.

Качество и эффективность системы могут быть оценены только надсистемой. Сам себя человек оценить не в состоянии. Поэтому он не способен к духовному совершенствованию. Без Бога духовное самосовершенствование просто не имеет смысла.

6.10. Высшая система (Бог) задает цели системе низшего порядка. Формирование целей (установки) происходит незаметно, у человека появляется желание (образ), поэтому он уверен, что сам сформировал себе желание и поставил цель. Если мы не чувствуем заданности, у нас возникает иллюзия самостоятельной постановки наших целей и программы их выполнения. Видимая случайность или так называемые волевые решения оказываются строго детерминированной зависимостью от надсистемы.