Как Вышинский спас человека

Борис Корш
                Как Вышинский спас человека.
             (рассказ спасённого человека; имя, которого изменено).

Я сидел у своего зав. кафедрой. Деловая часть разговора была закончена и мы просто беседовали о университетских новостях. Попросту говоря, трепались. В этот момент к шефу зашел, какой то пожилой человек с благородной сединой в волосах. Я уже собрался уходить, но шеф задержал меня, сказав: “Подожди, ведь мы с тобой не кончили говорить, а вопрос не терпит отлагательства.” Я, конечно, понял, что моё начальство хочет поскорее избавиться от посетителя.


А посетител просто стал просить поставить хорошую оценку на экзамене какой–то не то его родственице, не то дочке его друзей. Я вмешался в разговор и сказал: - А что, просто выучить нельзя. А мой шеф молчал. Но, как известно, молчание – знак согласия. ”Видно Вы не бакинец, наверное, из Ленинграда?”- сказал гость.
“Вы очень ошибаетесь, я коренной бакинец”.
Он понял, что миссия провалилась и чтобы как-то сохранить лицо начал расспрашивать, как назывались различные улицы в прошлом.
“Да я даже знаю, где была расположена аптека Вышинских” – сказал я


“А Вы знаете, что я лично встречался  с Андрей Януарьевичем. Это очень интересная история. Хотите я вам её раскажу?”  Это было действительно интересно, и он нам рассказал следующую историю.                1937-38 годы. В республиканской прокуратуре работает молодой, перспективный следователь Сулейман. Он хорошо образован, окончил московский юридический институт, прекрастно говорит и пишет на двух языках – азербайджанском и русском. Немного читает по-английски и неплохо говорит на этом иностранном языке. Он быстро выдвинулся благодаря своим способностям и трудолюбию. И естественно обрел как много друзей, так много и завистников. Вот знание английского языка его чуть и не сгубило.


Всё было хорошо, но наступил 1937 год, и началась охота на “врагов народа.” На одном из партийных собраний группа коллег объявила его врагом народа и английским шпионом. Он возмутился и потребовал доказательств. Ему сказали,что на следующем партсобрании коллективу представят доказательства. Начальство не очень верило в это, но время было такое, что возражать в открытую все боялись. В одно жаркое воскресенье он был дежурным по прокуратуре. Это было сделано специально, чтобы он поменьше мозолил глаза коллегам.


Принося телеграмму “молнию”.
“Вышлите на станцию к московскому поезду ”скорую помощь“ и всречайте! Вышинский.” Он выясняет, что до прихода поезда остаётся менее получаса, Он срочно вызывает “скорую помощь” и на дежурной машине мчиться на вокзал. Действительно, приезжает Вышинский с группой следователей и говорит, что один из его работников заболел в дороге; подозревают аппендецит. Больного отправляют в больницу, а  Вышинский просит срочно связать его с генеральным прокурором республики. На вокзале есть отделение милиции, и я связываю его с генеральным прокурором республики. Вышинский просит срочно дать ему хорошего следователя, так как один из его сотрудников заболел. Наш генеральный говорит, что сегодня воскресенье и люди на дачах, а там нет телефонов (это все-таки только 1937 год).

 
“Хорошо, ну тогда я возьму дежурного следователя, вот он здесь со мной рядом.”  “Передайте ему, пожалуйста, трубку.”  Я беру трубку и объясняю начальству, что я получил телеграмму за полчаса назад и пока вызывал “скорую помощь”, осталось всего 15 минут до прихода поезда и я еле – еле успел к поезду. Начальство велело передать ключ от сейфа шоферу с приказанием немедленно ехать к нему, а мне было приказано ехать с Вышинским в Тифлис. В Тифлисе мы проработали около 3-х месяцев. Когда я должен был возвращаться в Баку, я обратился к Вышинскому и спросил: “А у меня не будет неприятностей в Баку?” “Я напишу вашему генеральному прокурору, что Вы хорошо поработали, а если что-нибудь возникнет, то позвоните мне”- сказал Андрей Януарьевич.


Я возвратился в Баку, отдал письмо начальству и меня больше никто не трогал, а вскоре я перешел на работу в университет и до сих пор пока здесь работаю. На этом наш разговор окончился и гость, попрощавшись, ушел. Когда он ушел, мой шеф долго молчал, а потом сказал: “Ты представляешь, как он хорошо поработал в Тифлисе. Интересно, сколько жизней он загубил там, в Тбилиси, чтобы спасти свою собственную жизнь, но его трудно обвинять. Видишь, какова наша жизнь, сколько в ней подлости и неправды”.