трудовая деятельность ч17 телевизоры

Александр Нотик
Ближе к осени с главным механиком завода Вербовым Иваном Степановичем мы поехали перед работой в подшефный колхоз им.Ленина, председателем, которого был Шкода. Все руководство сидело в кабинете председателя, и беседовали между собой о текущих делах колхоза. Я подсел к председателю и поинтересовался, какие у них проблемы и не нужна ли помощь. «Помидор быстро зреет, не успеваем убирать, портится». Я сказал, что мы можем прислать людей, нужен транспорт и на каких условиях они будут работать? Договорились, что колхоз пришлет к заводской проходной машину, а те кто будут работать, смогут набрать себе помидоры. Порешили. В это время Вербов разговаривал с механиком колхоза и я слышу, что Вербов говорит указывая на меня, что он посмотрит и отремонтирует. Я спрашиваю у них в чём дело. Вербов говорит: «Да у него телевизор не работает. Посмотришь?» Я спрашиваю: «А что с ним? Экран светится? Звук есть?» Механик говорит, что приезжал мастер из Запорожья, ничего не мог сделать, сказал, что нужно везти в Запорожье в ремонтную мастерскую. У нас еще было с полчаса времени и я предложил подъехать к нему домой. По дороге я спросил есть ли у него паяльник. Он сказал, что есть у соседа. И когда мы приехали, послал сына к соседу, а я взял из машины надфиль, вытащил из телевизора лампу 6П13С, пропилил 2-ю и 7-ю ножки, а затем пропаял их. Вставил лампу на место, включил телевизор, экран засветился (тогда не было дневных передач), и я сказал, что вечером они могут смотреть телевизор. На следующий день мне на работу звонит механик и взахлёб кричит в трубку, что вчера они весь вечер смотрели телевизор. «Как же так мастер из Запорожья, долго возился, ничего не мог сделать, а Вы, даже не включая, нашли неисправность и отремонтировали». На что я ответил, что я механик и моя профессия заключается в определении неисправности, а ремонт уже дело техники. Раз не светится экран, значит, нет высокого напряжения на кинескопе, значит не работает блок генератора, в котором и стоит лампа 6П13С, а больное место этой лампы известно.
Известие о том, как я отремонтировал этот телевизор, быстро облетело окрестности. За мной приезжали от председателя соседнего колхоза «Ленинский путь», но после этой поездки я решил, посылать по таким вызовам Пакулина Франса Павловича. Он хорошо разбирался в телевизорах и, особенно в измерительной технике. У него даже был собственноручно собранный, правда, без корпуса, радиолюбительский осциллограф.
Однажды мне сказали, что меня ищет Богдан – ст. автоинспектор - гроза всех автомобилистов в округе. О нем рассказывали, что однажды он после свадьбы, на которой он сам гулял, лишил водительских прав одного из своих родственников, севшего за руль мотоцикла после свадьбы. Так вот встречаемся мы с Богданом, а он просит меня посмотреть громкоговорящий усилитель для установки на милицейскую машину. Я спросил, есть ли документация на этот усилитель. Оказалось, что все есть, и он уже привез его с собой. Усилитель был собран на печатной плате, но как я не пытался разобраться в схеме, ничего похожего на усилитель низкой частоты обнаружить не мог. Тогда я выпаял все, что было установлено на плате, и собрал заново схему. Поскольку и Анатолий Краснокутский и Пакулин были радиолюбителями, я еще раньше предложил им собрать стенд с выводом на панель различных напряжений. И вот, чтобы не тащить усилитель в автомобиль, я подключаю его к стенду и считаю в микрофон: «раз, два, три». Из динамика вырывается усиленный мой голос. Усилитель работает! В это время к нам в мастерскую заходит Толя Погадаев. Он берет из моих рук микрофон и начинает считать: «один, два, три, полтора», а из динамика вместо полтора четко слышно «пог-тора». Кто из нас не пробует произнести полтора, а из динамика картавит «пог-тора». Весь вечер я думал, в чем причина такого искажения. И вдруг ночью у меня появилась светлая мысль: на стенде было выпрямленное диодами переменное напряжение, но сглаживание было недостаточное. Когда мы подключали усилитель в динамике слышалось «капанье». Короткие односложные слова усиливались нормально, а на «полтора» накладывался импульс от несглаженного переменного тока и вносил искажения. Утром я заехал в цех прямо к мастерской. Подключил усилитель к аккумулятору машины и усилитель начал четко усиливать любые слова. Я объяснил ребятам, в чем была причина, и позвонил в милицию Богдану. Он страшно удивился, что усилитель готов и сказал, что сейчас же выезжает. Когда он приехал и мы опробовали усилитель на его машине, он сказал, что этот усилитель лежал в ремонте в Запорожье 2 года и они ничего не могли с ним сделать. «Как же Вам удалось его отремонтировать всего за два дня?».
Однажды к заводу приехал водитель Шкоды и сказал, что они купили новый автомобильный приемник, а Шкода велел ему приехать за мной, чтобы я его посмотрел и помог установить на «Волгу» вместо старого. На старых «Волгах» аккумулятор подключался + на массу, а – в сеть. Новые же автомобили уже имели на массу – , а + в сеть. Новый приемник был рассчитан для подключения + в сеть. Но чтобы изменить полярность, требовалось переполюсовать полярность генератора автомобиля и его стартера. Я этого никогда не делал, но меня подталкивал Пакулин: «Давайте попробуем, должно получиться». И вот мы меняем клеммы аккумулятора пробуем стартер – работает, автомобиль завелся. Проверяем напряжение: + в сети, – на массе. Мы предварительно сняли с автомобиля старый ламповый приемник с вибропреобразователем, который при включении в сеть 12 вольт постоянного тока начинал вибрировать, создавая импульсы постоянного тока, которые затем трансформатором преобразовывались в высокое напряжение для питания ламп приемника. У нового приемника был транзисторный преобразователь. Франс Павлович установил его на автомобиль, а старый приемник отдали водителю.
Через некоторое время опять за мной приезжает Богдан и говорит, что на «Волге» начальника милиции не работает приемник. Просят, чтобы я посмотрел его. Не откладывая, я на своем «Москвиче» заехал во двор милиции. Смотрю, на «Волге» стоит приемник, который мы недавно сняли у Шкоды. Я Богдану говорю: «это приемник Шкоды?». «Да, а как вы узнали?». Я говорю, что недавно имел с ним дело. «Вот и Шкода сказал, чтобы мы к Вам обратились за помощью». Приемник был подключен к сети, но при включении, вибратор не начинал работать. Я сунул руку под щиток и взялся за жгут проводов, который идет к вибратору. Чуть шевельнул, и вибратор заработал, отпустил, вибратор замолчал. Где-то неконтакт. Я сказал, что мне нужно подъехать домой за паяльником. Через полчаса неисправность была устранена.
Директор завода Суббота Алексей Павлович купил один из двух появившихся в Токмаке телевизоров «Электрон» с экраном 50см (черно белый, о существовании цветных мы тогда еще не знали). По тем временам это был новое слово в телевизионной технике. Печатная плата, большое число транзисторов и очень мало ламп. Изображение на экране было не резким, и Алексей Павлович попросил меня посмотреть и настроить телевизор. Я сказал ему, что Пакулин лучше меня разбирается в транзисторных схемах, а я только в старых телевизорах. На что он сказал. чтобы с Пакулиным пришел и я. Мы посмотрели телевизор и решили, что нужно настраивать контура, а без специальных приборов этого сделать нельзя. Я предложил Алексею Павловичу отправить телевизор вместе с Пакулиным в Запорожье в радиоклуб, где на областных курсах обучают мастеров по ремонту телевизоров. Я предварительно поехал в Запорожье, договорился с начальником курсов и затем отвез Ф.П. вместе с телевизором. Когда мы там включили телевизор, один из преподавателей спросил, кто так расстроил все контура. Ф.П. пришлось там сидеть две недели, т.к. одна неделя у него ушла на то, чтобы освободить контура от залитой мастики. Через две недели я поехал за ними и привез домой. Телевизор работал нормально.
Я увлёкся рассказом о радиолюбительских делах, но не рассказал о моём первом знакомстве с радиолюбителями Токмака.