Искры юности... 2. Запахи

Наввара
                Запахи преследуют меня с самого раннего детства, они имеют в моей жизни огромное значение. Когда я была совсем маленькой, то каждое утро просыпалась от запаха коричневого плюшевого мишки, который еще с вечера засыпал на моей подушке. Он пах конфетами, мне так казалось. Еще утро тогда пахло утюгом – это мама по утрам всегда тщательно разглаживала мою одежду, которую надо было надеть в детсад.
                Царствование запахов родного дома меняется в зависимости от времени года и ситуации, и от малейших нюансов.
                От постиранного белья, которое мама заносила зимой с улицы, такое замерзшее, твердое, и развешивала на веревках  по всем комнатам и в коридоре,  исходил  ни с чем не сравнимый запах,…  мы с сестрой Надей прищепками соединяли простыни, делая коридоры, и носились по ним, вдыхая запах свежего морозца.
                Уже ведь я  вполне взрослая, но до сих пор, приближению Нового года все равно очень радуюсь, зная, что, как и во все года в моей жизни, с приближением праздника  в квартире воцарится стойкий запах пихты, мандарин и шоколадных конфет. Вместо елки папа всегда привозил из леса именно пихту из-за ее пушистых веточек и сильного смолисто - хвойного аромата. Она медленно оттаивала в коридоре, источая дивное благоухание  таинственной сказки…
                По запаху я могу определить даже  настроение человека, причем у каждого свой запах, и он меняется в зависимости от  того, рад тот или  в дурном расположении духа.
                Вот  наша математичка,  Мария Григорьевна. Даже в дверях ее кабинета уже стоит специфичный запах. Она, когда начинает сердиться за невыполненные домашние задания, начинает распространять навязчивый запах герани, смешанный с запахом мела. Сегодня, схватив деревянный транспортир, она пронеслась мимо меня большой шумной ракетой к последней парте.
                Там наши заядлые балбесы класса Толька с Федькой опять решали свои наиважнейшие вопросы насчет того, стоит ли поздравлять с 8 марта нас, девчонок. На тетрадном листочке записали фамилии всех мальчишек, кто сдал деньги, и только приступили к обсуждению - что же дарить, как этот листок оказался уже в руках  Марии Григорьевны, а большой транспортир с грохотом опустился на парту перед носом ребят.
                - Ну и отлично, список есть, теперь все записанные здесь - через 5 минут  тетради с заданиями на стол ко мне!- гремел в классе ее голос.
                Вообще-то мы любим Марию Григорьевну, она не придираемся по мелочам, как другие учителя, всегда поможет и сама же подскажет, если что-то не сходится с ответом.
                На прошлой неделе я ездила от нашей школы на олимпиаду по математике, и Мария Григорьевна, конечно же, сто раз пыталась заглянуть в класс, где я сидела за самой передней партой. Она даже подошла к столу, за которым сидела комиссия, что-то стала спрашивать у них, а сама держала в руках, сцепленных сзади, листы с формулами.
                Она забыла, что у меня плохое зрение, и я абсолютно не вижу написанного на листах!   От сильного запаха герани щекотало в носу и слезы наворачивались на глаза. Я не удержалась и оглушительно чихнула, при этом громко хлюпнув носом. Одна из женщин комиссии разрешила мне выйти в туалет освободить нос.
                Наша Мария Григорьевна пулей вылетела следом за мной – она вообще не умела ходить медленно! - и, поравнявшись со мной, сунула мне какие-то листки. Но моему разочарованию не было предела!
                Это были подсказки к заданиям, но для девятого класса! А я-то учусь в десятом! Пришлось ворошить все свои знания, и думать,  и решать все самой. Конечно, заняла я тогда место восьмое из двадцати двух школ, но как говорят, важна не победа, а участие!
                А вот  кабинет литературы явственно пропитан запахом нафталина. Хозяйка его, Мария Михайловна, маленькая щуплая женщина  с такими острыми проницательными глазами и отменной памятью обо всех своих учениках, даже тех, кто окончил школу много лет назад.  Она  преподавала и у моей старшей сестры Нади  и при мне использовала любую ситуацию, чтобы сравнить меня с Надей. И, конечно же, всегда не в мою пользу!
                Вот и сегодня. Но ведь на носу 8 марта и зачем нагружать ежедневными сочинениями и бесконечными рефератами! И столько заставлять нас учить стихов, что если начну их рассказывать, то точно часа два не замолкну! Но Марии Михайловне все едино – праздник или нет.… Вот и сейчас она обязательно спросит вначале, кто сам желает прочитать сочинение,  ну,  как всегда, желающих нет и тут -  начнется! У нее всегда заготовлен список должников, с них постоянно начинается опрос. И в геометрической прогрессии у Марии Михайловны нарастает раздражение и запах нафталина тоже.  И когда уже начинает казаться, что влети моль в класс – как бедный мотылек тут же умрет от удушья, вот тогда не выдерживаю либо я, либо Ленка Маслова. Сегодня Ленка читает свой опус, написанный в стиле очевидца криминальной хроники. Почему-то даже о радостном событии Ленка умудряется так рассказать, что всем, кажется - вот случилось же такое?!
                А взять нашу химичку Лидию Петровну? Она пахнет уксусом всегда, независимо от настроения. Даже на лабораторных работах, когда мы смешиваем что-то с чем-то и должен выделяться некий газ, но стоит Лидии Петровне подойти к нашему с Ленкой столу, как этот вездесущий запах уксуса перебивает все остальное.
                Сегодня последний урок - физкультура. Владимир Иванович, наш физрук, он пахнет кожей. Такой же запах я почувствовала, когда мы прыгали на уроке через коня, причем надо было перепрыгивать с разведенными в стороны ногами и только девчонки прыгали, мальчишки делали упражнения на кольцах. Так вот кто-то их них решил подшутить, и этого коня приподняли выше, подкрутив ему ноги.
                Ну, из меня прыгун никудышный всегда был, а тут тем более,  я так опозорилась и чуть не убилась сама и не придавила физрука. Разбежалась, оттолкнулась, но сразу двумя  кончиками ног зацепилась за снаряд. Перелететь-то я уже почти перелетела, но упала вперед, сбив и коня и самого физрука. Он для страховки стоял сразу за конем и ловил, помогая приземляться, девчонок.…  Лежу на Владимире Ивановиче, конь – на мне. … Ощущаю такой запах кожи.… Пока все сообразили помочь нам выбраться из-под тяжеленного снаряда. Зато теперь по запаху сразу отличаю и физрука тоже.
                Сегодня весь урок проиграли в баскетбол. А вечером на секцию идти в школу. Интересно, опять пресс качать до изнеможения будем? Или хоть поиграем во что-нибудь? Или я опять просижу на скамейке запасных…
                Саша тоже стал ходить на секцию и это так здорово! Вечером мы не торопимся обычно уходить со школы, потихоньку переодеваемся, чтобы последними выйти. Хотя уже все догадываются, что мы с ним дружим,  улыбочки замечаю со стороны.
                Ну вот, все уроки закончены сегодня! Наш класс дежурный, значит, придется еще насладиться запахом мытых полов! Городок-то наш шахтерский, угольная пыль толстым слоем лежит везде. Да и на улице снег уже вовсю тает, грязь местами. Полы мы моем  в коридорах на всех трех этажах, такой широченной шваброй. Тряпка обычно – это старый мешок из-под картошки с проделанной дыркой для швабры. Стоит один раз только намочить тряпку, так аромат грязной воды уже на весь коридор стоит! Потом идешь по деревянным доскам коридора, за собой еле волочишь швабру с тяжеленной мокрой тряпкой, и так, ряд за рядом. Уборщицы у нас нет уже сто лет, вот и перемываем  сами  коридоры,  все старшие классы по очереди.
                Я на зимних каникулах ездила к сестре в Новосибирск, она в общежитии живет рядом со своим институтом. Так пока ехала в поезде, чуть не задохнулась. Проводница додумалась на ночь вымыть пол в вагоне, но начала она почему-то с дальнего туалета… Люди все спят, им все равно, одна я со своим носом измучалась, пока не догадалась дышать через платочек.
                Тетя Зоя, наша повариха школьная, уже поставила  тесто для завтрашних булочек, и на первом этаже школы витает запах дрожжей. Она живет рядом со школой, и попозже приходит и печет их. Обычно у нас на секции вечером разминка – так как школа наша еще довоенной постройки, то спортзал у нас небольшой и невысокий, и мы бегаем не в спортзале, а по всей длине коридора, потом по лестнице, опять по коридору.… Одно плохо -  в одну сторону бежать приходится вниз, мимо столовой, а вот пробежав по первому этажу и вдохнув аромат свежеиспеченных булочек и уже совсем без воздуха, ведь весь вдохнули в себя, надо бежать вверх по лестнице и еще с ускорением. Тетя Зоя всегда нас останавливает, целый такой голодный табун, и угощает  этими изумительно пахнущими булочками, пока не видит физрук. А булочки потом прыгают у нас в животах, но удержаться и не съесть невозможно…
                Папа привез мне из командировки такой узкий желтый портфельчик с двумя карманами спереди, очень удобный и красивый. В школу хожу с ним, мне очень нравится он. А вчера потекла шариковая ручка и сильно вымазалась подкладка внутри портфеля. Вчера дома весь вечер оттирала пятно, но все равно теперь он пахнет пастой. Вообще-то, это был для меня подарок от папы на 8 марта, но он забыл спрятать его. Так что в сам праздник от папы уже ничего не получу, ну хоть намекнуть ему  на шоколадку надо будет.
                Как-то трудно представить, что осталось еще совсем чуть-чуть, и школа будет закончена.  Куда потом идти дальше учиться? Столько мыслей и желаний.… Ведь придется уехать из дома, где-то там жить самой, в общежитии, готовить еду. И поеду, скорее всего, в Новосибирск.… А здесь останутся мама, папа, друзья. И мой Саша.
                Сашка пахнет ванилью. Не знаю, почему я так чувствую, но от этого запаха начинает слегка кружиться голова. Ведь мне и от него придется уезжать, он только на следующий год заканчивает школу!
                Ну вот, как всегда, стоило только подумать, и я уже окутана облаком из ванили!
                Саша уже давно ждал меня возле школы, возле тех самых наших тополей. Обнял, поцеловал.… Так, рядышком, и идем по улице, в весенних сумерках, взявшись за руки. Проходим мимо поликлиники, у папы в кабинете еще горит свет, больные никогда не заканчиваются. Воздух пахнет весной, немного еще стылый, но пахнет тающим снегом, многослойными сугробами, сильно осевшими, с рваной грязной кромкой изо льда. К вечеру маленькие лужицы прихватило ледком, и мы с Сашей наперегонки стараемся топнуть по этим маленьким стеклянным озерцам, чтобы они раскалывались на сотни мельчайших осколков.
                - Я не представляю даже, что ты уедешь из города… - задумчиво сказал он, на секунду прекратив увлекательное занятие.
                - Но это же не скоро, еще впереди четыре месяца! И я только съезжу вначале на  вступительные экзамены, сдам их, и буду дома аж до сентября!
                - Время очень быстро пролетит, расстаться  придет пора. Ты потом  там будешь уже  в  совершенно другой жизни, во взрослой, которая  гораздо интереснее, чем сейчас. Новые друзья появятся, увлечения.…- Саша обнял меня, прислонил спиной к тополю и стал  пристально смотреть мне в глаза, -  а мне тут еще целый год жить без тебя! Почему меня не отдали в школу на год раньше, вместе бы сейчас оканчивали школу  и поступать поехали бы вместе!
                Такой грустный взгляд у него был, и глаза стали темными и с поволокою, что просто начинает щемить сердечко. Я – то стараюсь не думать об этом, ведь ничего тут не поделаешь, не оставаться же мне на второй год. Да и учиться я поеду в Новосибирск, ведь это  рядом, всего ночь на поезде! От его взгляда становится трудно дышать, все замирает внутри, разрываясь на тысячи жарких огней. Он еще крепче прижимает меня к себе и тысячи поцелуев ложатся на мои щеки, глаза, губы.…
                Что творится такое со мной? Ведь дружила я раньше с другими мальчишками, правда, только всего с одним целовалась, но никогда не ощущала такого  ни в своей голове, ни в теле. А тут приходится, чтобы сосредоточиться на уроках, постоянно гнать от себя мысли о Саше, потому что, думая о нем,  я просто перестаю слышать, что говорит учитель,  и не соображаю вообще, где я.
                Вот и теперь. Он имеет какую-то власть надо мной, а я – над ним, и мы забываем обо всем.…  Ноги в промокших сапогах уже совсем продрогли, сквозь голые ветви тополей уже показалась бледная луна. Время не существует для нас. Саша пытается теплым дыханием отогреть мне мой холодный нос, потом дышит в озябшие ладони. Забыли про секцию, на которую собирались сходить,  про то, что стоим так неосмотрительно близко от поликлиники.
                - Опять целуетесь? – это папа застал нас врасплох. Он закончил работу, значит,  уже около девяти часов вечера.            
                - Да нет, мы только со школы вышли, Ната дежурная сегодня была, сейчас на секцию пойдем еще, - Саша пытается, как-то оправдаться.
                –Дочка, я уже почти час наблюдаю за вами, ведь простынете, еще холодно на улице. Вон, уже посинели оба. И мама потеряла тебя, наверное, - папа неумолим, и мы вынуждены нехотя двинуться вслед за ним.
                Я чувствую, что рановато достала мое любимое синее осеннее пальтишко, еще ощутимо холодно от не растаявшего  снега. Дошли с папой до нашего дома быстро, и я в первый раз пожалела, почему же так близко живу от школы! Папа  заставил  Сашу зайти к нам домой.
                - Ната, я уже переживала, что тебя нет долго со школы. Здравствуй, Саша. Да вы что такие синие, замерзли, что ли так? Быстро раздевайтесь! Боже, а почему ноги-то мокрые такие? – мама, встретив нас на пороге, тут же начинает принимать экстренные меры,- натолкайте в свои сапоги газеты, пусть влагу заберут. Саша, а как ты до дома-то пойдешь в мокрых носках?
                Папа, улыбаясь из большой комнаты, тут же сообщает маме:
                - Да они столько времени прыгали по лужам! Конечно, промокли насквозь!
                Мама дает Саше сухие папины носки, меня заставляет переодеться. Больше никуда сегодня не выйду, значит. Надо придумать что-то тогда.
                - Мам, а давай чайку мы попьем, согреемся сразу, а потом надо нам с Сашей еще поговорить, что-то  придумать в школе к 8 марта!
                Нос постепенно отходит в тепле, начинает различать запахи.
                Дом наш имеет сложный, смешанный запах. Больше ни у кого я такого не ощущала, у всех пахнет по-разному, по-своему. Из большой комнаты, мы так называем зал, всегда доносится папин запах. Он пахнет «Шипром» и папиросами «Север», папа курит только такие, их изготавливает местная табачная фабрика и почти все они идут на экспорт, папа покупает их прямо с фабрики. Вот и сейчас, едва успел он переодеться и вымыть руки, как легкое облачко дыма зависло там под потолком.
                Мама. Она пахнет так привычно, таким  родным  запахом.  Мама  любит духи «Ландыш серебристый» и новые, только появившиеся, польские «Быть может», но почему-то всегда в эти запахи добавлена нотка черемухи и сирени. От лица и рук маминых веет тонким ароматом женьшеневого крема, хотя она постоянно возится дома с водой и приготовлением еды. Вот и сейчас она нажарила картошки на сале, там еще обжарено много вкуснющего лука, а на припечке стоит блюдце с выжарками, слегка посыпанными солью.
                М-м-м, как пахнет! А от печки исходит неизменный запах угля и дров.
                После картошки и чая с травками, мы, довольные, уходим с Сашей в комнату, которую дома называем  спальней.  Здесь стоит мой письменный стол, на столешнице которого разложены всякие фотографии, придавленные стеклом. Здесь пахнет книгами, ими заполнена до самого верха  красивая  резная этажерка. Ее, как и многую мебель в квартире, сделал сам мой дедушка. Он раньше работал столяром – краснодеревщиком и своим руками сделал комоды, этажерки, кухонный буфет – огромный, со стеклянными дверцами, чтобы снять с верха которого тазик для варки варенья, приходится встать на цыпочки на стул, изготовленный тоже дедушкой. И один из основных запахов моего дома – это запах дерева. Вроде давно изготовлена мебель, но стоит открыть ящик или дверцу, как тонкий запах древесины тут же начинаешь ощущать.
                С ногами устраиваемся на диване, взяв с собой тетрадку и карандаш.
                - Саша, а что ты подаришь мне на 8 марта? – я задала вопрос, на который все равно сегодня не услышу ответ.
                - Увидишь…- он таинственно улыбнулся, - это секрет, всего несколько дней подожди.
                Подожду, хотя это так трудно – ждать. Надо решить, как поздравит  комсомольский актив школы наших учителей, написать текст поздравления, которое прочитаем потом по школьному радио.
                Но просто невозможно сосредоточиться –  отогревшиеся и сытые, мы сонно  прислоняемся боками  друг к другу,  моя голова плавно опускается на Сашино плечо. Сашин запах действует на меня так сильно, что не хочется, чтобы он куда-то уходил вообще. Мысли перетекают в мечты, от которых становится жарко. Мы знаем, что в любой момент сюда может зайти мама, поэтому нам просто хорошо уже оттого, что мы рядом. Саша слегка обнял меня, положив руку на плечи,  и мы медленно провалились в пьянящую пустоту ванили.…
                А из маленького радио, что висит на стене, доносятся слова песни: «Первая любовь, снег на проводах, в лужах голубых кусочки льда. Не повторяется, не повторяется, не повторяется такое никогда…»