Как нашли древнерусское кладбище...

Григорий Варшавский
       Эта история произошла в начале 60-ых годов прошлого века. Мой отец- журналист и писатель, повёз меня в археологическую экспедицию. Отцу надо было писать очерк, а меня он взял с собой, поскольку надеялся приобщить к археологии и отбить глупое, как он считал, желание моё- стать лётчиком.

      Археологическая экспедиция располагалась близ молдавского селения Алчедар и вела здесь раскопки уже не первый год. Собственно они уже близились к завершению. Практически всё, что могло сохраниться было найдено. Раскопки привели к открытию древнерусского городка-центра металлургии. Поэтому мой отец и приехал именно теперь, когда о том, что найдено, можно было уже в полной мере беседовать с руководством экспедиции. Тем более, что начальнк экспедиции-заслуженный археолог, был приятелем моего отца, и как и он-фронтовиком. Так что по вечерам, когда археологи после трудового дня собирались у костра, разговоров было полно, в том числе конечно и об археологии, и о войне.

     Вообще тогда было какое то особое время. Не знаю даже почему. Может быть оттого, что недавно полетел в космос Гагарин?. Возможно и оттого, что все вокруг меня, в том числе и мой отец, были достаточно молоды, Но как то очень весело пролетели те две недели, что я провёл в экспедиции. Было много всяких происшествий, большинство из которых я уже позабыл. Но о нескольких я расскажу.

      Первые два-три дня, не приставая к отцу(он был занят подготовкой очерка), я самостоятельно ходил на раскопки. Я наблюдал за всем процессом, начиная от копки траншеи и кончая составлением описи найденного. Правда ни во что я особо не вникал, потому что найденное археологами, для меня интереса не представляло. Перед поездкой я начитался о Шлимане и о золоте Трои, которое он нашёл. А здесь в Молдавии, на раскопках, золотом и не пахло. Короче, через пару дней мне стало скучно, и я решил самостоятельно поискать что нибудь на бескрайнем поле, которое начиналось сразу за границей раскопок. Я походил пару дней по этому полю, и ничего кроме двух- трёх костяшек, очень похожих на костяшки от обычных счёт, я не нашёл. Костяшки эти я "запулил" в небо, о чём потом очень сожалел.
Оказалось, когда я пришёл смотреть очередные находки археологов, что я выкинул "пряслица"- остатки какого то древнерусского бытового инструмента. Я бросился на поле искать, но больше не одного "пряслица" я не нашёл.

     Ещё запомнился случай с курицей. Я первый раз присутствовал при её умерщвлении. Надо было варить обед, и кто то принёс из деревни пару живых крупных кур. Надо было их умертвить, но никто из свободных на тот момент работников экспедиции не соглашался. Наконец , молодой рабочий-молдаванин взял топор, положил курицу на пенёк и рубанул... А дальше он выпустил курицу из рук и она с почти отрубленной головой побежала. Все  с криком бросились врассыпную. И я тоже. Я впервые видел подобное. Немного ещё побегав, курица успокоилась и упала. И была доставлена в чан для варки супа.

     Но самое интересное происшествие случилось дня за два до нашего с отцом отъезда. Незадолго до этого, во время очередной вечерней посиделки у костра, я стал свидетелем разговора моего отца и техрука экспедиции.Расстроенный техрук жаловался на то, что сезон раскопок близится к концу, а самое главное и не найдено. Самым главным оказалось кладбище. И действительно за три сезона раскопок нашли всё, а кладбища не нашли. А вы же понимаете, что кладбище -просто неоценимый источник как теперь модно говорить, артефактов. А попросту говоря, на кладбище лучше всего сохраняются предметы быта той или иной эпохи. Короче, кладбища не было. А оно обязательно должно было быть. Пусть даже разорённое. Пусть остатки, но должно было быть у этого древнерусского городка кладбище.

      И вот за два дня до нашего отъезда призошла та история, о которой мне в мельчайших подробностях рассказал отец. Вечером, как всегда хорошо поужинав и отдав должное местному вину, он с техруком пошёл "по нужде". Надо сказать, что к этому моменту общественный туалет оказался перполненным и был закрыт, то есть закопан. А новые ямы ещё не отрыли: назавтра собирались это сделать. И отец с техруком направились к ближайшей опушке леса, расположенного сразу за полем, на котором я искал "пряслица". Подошли они к опушке, разошлись метров на пятнадцать друг от друга, огляделись, спустили штаны, присели и..Тут раздался дикий крик техрука. Мой отц подскочил, и на ходу натягивая штаны, бросился к техруку: он решил, что того укусила змея. Когда отец подбежал, то обнаружил техрука, стоявшего со спущенными штанами и пальцем показывавшего на что то там на земле. Отец пригляделся и увидал какой то металлический штырь, торчащий сквозь листву и траву. Так было найдено главное сокровище древнерусского центра чёрной металлургии. Так было найдено кладбище.

       Случай, скажите вы. И наверное будете правы. Но, если подумать, вся наша жизнь цепь событий, своим появлением обязанным случаю. И в этом я неоднократно позднее убеждался.

                31 августа 2009 г