Рябину рубили
«Рябину рубили…»
Никогда не думала, что подъеду к Тарусе со стороны реки Оки. Опен вотер - приглашала надпись на стенде…
Пароход шел против течения со скоростью 10 км в час из серого Серпухова с пристани, где забор был сделан как из средневековых кольев; вбит и огораживал крохотную пристань с видом на мост с мчавшимся по нему поездом дальнего следования.
Быстрота присутствующих на борту по накрыванию столов и также поеданию и выпиванию настораживала и казалась вовсе ненужной.
Ну всем кому ненужно все это - смотреть на берег серпуховской, повернувшись спиной к чокающимся. Жаркие огурцы и вспотевшая колбаса - забываю закусывать, или вовсе хочется только поесть…
Вступление милой экскурсоводши, которой диджей опен вотера рассказал перед началом куда говорить и при случае переключаться на музыку, внесло разнообразие в катящиеся напивание на жаре.
- А левее по борту тульская область.
И запестрели палатки с туристами и рыбакам и со стороны Тульской и с Московской.
Отличная традиция махать ручкой с парохода тем, кто на берегу. Это можно сравнить с элементом откровения, таким же как и рассказывать свою жизнь первому встречному в поезде: все равно никогда не встретишься с ним! и тому кому машешь - все равно тоже. Ведь он видит лишь твое приветствие, и в этот миг становишься добрее. Даже злые, которые всегда. Еще улыбка - у всех как обратная связь. Как знак бесконечности. Мебиуса. Как канаты крепко натянутые через желтую воду. Желто-прозрачную-речную-песочную.
Расстояние, которое дает доброту первому встречному и свободу!
Слева знакомое из прошлого лета Поленово - аббатство и церковь видны с реки. Пляж ранее пустующий каменисто-песочный - наполнен белыми животами. Купаться срочно! всем.
Мель выдавалась гулящей посередине реки влюбленной парочкой, они держали за руки друг друга, вода по колено, потом побежали и он схватил ее на руки и закружил .
Здесь на реке есть удивительные места - острова - и каждый может дойти с берега сам до них.
Форватер отыскать сложно - ну несложно ведь есть специальные буйки, за которыми глаз да глаз.
Оказывается, Паустовскому, который был дачником этих мест, чтобы быть правдивым писателем - как никому нужно было узнать жизнь - это его слова. И он пошел в люди. Работал кем приходилось.
А еще от милой экскурсоводши я узнала что могила Марины Цветаевой так и не была найдена. Странно. А я думала, что она похоронена в Тарусе. А умерла она в Елабуге – она попала туда в ссылку со своим третьим ребенком Муром (Георгием). Говорят, он не любил ее . И как оправдание слова экскурсоводши:
- Ну вы знаете, в каждой семье свои отношения.
Мур сказал, позже ,когда она повесилась – Марина Ивановна правильно поступила – ей давно уже пора было туда отправиться!
А как же последнее ее стихотворение «Я стол накрыл на шестерых» в нем про ее любовь к Тарковскому.
"Я стол накрыл на шестерых..." * - это слова Тарковского и далее цветаевский слог:
Всё повторяю первый стих
И всё переправляю слово:
- "Я стол накрыл на шестерых"...
Ты одного забыл - седьмого.
Невесело вам вшестером.
На лицах - дождевые струи...
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть - седьмую...
Так она умерла от отчаяния или от неразделенной любви?
Она умерла от всеобщего невежества тех, кто ее предал.
«Думали – человек,
И умереть заставили
Умер теперь. Навек
- плачьте о мертвом ангеле»
Это не только о Блоке – это и о ней тоже. Пророчество в собственной поэзии.
***
Еще узнала происхождение слова Таруса. Кто-то из князей (хочу знать кто именно) шел по реке и крикнул: что это за земля? А с береге ему крикнули в ответ :
- та руса!
русская что ли? ну как будто та Русь! Не по-русски, правда.
Сейчас бы крикнули: это Русь.
И был бы город Этарус.
Ну да ладно. Как крикнули так и отозвалось..
всегда думала, что Труса пишется с двумя с!
но на пристани увидела вывеску: «приветствуем Вас в Тарусе" – верю как и все печатному слову.
Сошли на берег - все же запарились правда.
Пошли по городу - одно название.
Мне кажется, я здесь уже была, была однозначно со стороны Калужской дороги.
Или этот город очень похож на Гурзуф мой.
Такие же подъемы, ресторан на набережной на «пяточке» и как атрибут маленького городка, где отдыхала русская интеллигенция – музеи писателей и писателей…
а в Гурзуфе – музей Коровина и всегда выставка. Люблю Гурзуф !
Молодость моя, Крым
Детство мое в июне
Я люблю тебя Крым
в синеглазой Лазури моря.
Вместо моря – Ока.
Ну город это сильно сказано: и дороги-то только две – одна на пляж, другая к музею Цветаевой.
По жребию вышло идти налево – а это значит – на пляж – через камень - импровизацию надгробия – и косогор со «спящим мальчиком». Через ручеек.
Народ ломится купаться. Спешат все. Никто не хочет слышать экскурсоводшу.
И на подъеме возле камня с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева»…..:
«Идешь на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий остановись!...»
….Навстречу мне идет тот, кто родился «через сто лет» ….
И в руках у него букет из лесной клубники .
Он его как-то странно прижимал к груди
И на мои слова: - смотрите у него клубника .
Прикрылся плечом, чтоб никто не украл и не отнял.
Мейджик!
«прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…»
Какие пророческие строки – не думай, что здесь могила – и вправду это не могила, а истинное захоронение Марины знал только Мур, но он, к сожалению, погиб в войну и никто не узнал места.
Завязав ленточку из целлофанового пакета на дереве желаний – загадываю – стать писателем ! обязательно! И быть счастливой только!
И за камнем перед косогором нахожу две землянички –
«…и кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, -
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет. …»
Дом Тетушки ТьЁ!
- Марина Цветаева родилась в Москве…
Осеню 1892. Сочинять стихи начала в возрасте 4-х лет … и в 16 лет вышел первый сборник ее стихотворений…
«Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.»
- А в это зеркало смотрелась сама Марина, - продолжила смотритель дома. Все кинулись к нему. А вот и я – вижу себя совершенно ясно с зачесанными волосами. Жаркие щеки, не говоря о жарких щиколотках.
И вдруг поворачиваю голову в темноту коридора и … на меня смотрит она в каре черных волос и подпись «..рябину рубили» .
Бегу туда – забираю – это две книги – одна про последний ее день. А другая про Алю – ее дочь. Две маленькие книжки по моим деньгам.
«Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина –
Седыми
Спусками.
Рябина!
Судьбина
Русская.»
Забрала и ушла не дослушав…
Пошла прочь на пляж.
И как оправдание две строчки
«… я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя»
Упав в воду – можно уплыть. Теперь я понимаю теплоход и его скорость против течения. Не справиться. Не угрести за рекой.
Притормозила на другом островке в метрах десяти от того места где зашла. За то, если лечь на спину – ну как ежик в тумане - и плыть - хоть не долго – сразу услышишь голос этой реки – вы не поверите – но это шум камней, которые грохочут от движения реки.
Обед в «Якоре» после купания и похода был
Более чем.
Красное
Запеканка
И опять танцы
Пошла в кемпинг – узнать сколько стоит ночлег. На будущее.
Ведь я тоже хочу быть дачником. Цветаевы были основателями дачного движения в этих местах – так гласит легенда. Хочу быть продолжателем.
Поняла наконец. Вот оно. Местечко. Вооот !
На троих 2300?
А на одного?
Вот полу открыта дверь на первом этаже – делаю вид что не подсматриваю даже прикрыла ее ..
- а вы здесь один? Живете.
Сколько стоит ваш номер?
Мужчина в одиночестве похвалился тем, что бронь из Москвы стоит всего 100 рублей, - вышел из своей кельи, помахал ручкой и уехал на велосипеде.
Ну ладно я с ними разберусь со всеми.
ведь главное место выбрано….
Пока шли танцы – думала надо найти «Сонечку» .
Ну а сейчас – иду читать Паустовского! Надо читать Паустовского!
Правда.
Июль 2009
© Copyright:
Оксана Клименко, 2009
Свидетельство о публикации №209083100139